link4736 link4737 link4738 link4739 link4740 link4741 link4742 link4743 link4744 link4745 link4746 link4747 link4748 link4749 link4750 link4751 link4752 link4753 link4754 link4755 link4756 link4757 link4758 link4759 link4760 link4761 link4762 link4763 link4764 link4765 link4766 link4767 link4768 link4769 link4770 link4771 link4772 link4773 link4774 link4775 link4776 link4777 link4778 link4779 link4780 link4781 link4782 link4783 link4784 link4785 link4786 link4787 link4788 link4789 link4790 link4791 link4792 link4793 link4794 link4795 link4796 link4797 link4798 link4799 link4800 link4801 link4802 link4803 link4804 link4805 link4806 link4807 link4808 link4809 link4810 link4811 link4812 link4813 link4814 link4815 link4816 link4817 link4818 link4819 link4820 link4821 link4822 link4823 link4824 link4825 link4826 link4827 link4828 link4829 link4830 link4831 link4832 link4833 link4834 link4835 link4836 link4837 link4838 link4839 link4840 link4841 link4842 link4843 link4844 link4845 link4846 link4847 link4848 link4849 link4850 link4851 link4852 link4853 link4854 link4855 link4856 link4857 link4858 link4859 link4860 link4861 link4862 link4863 link4864 link4865 link4866 link4867 link4868 link4869 link4870 link4871 link4872 link4873 link4874 link4875 link4876 link4877 link4878 link4879 link4880 link4881 link4882 link4883

Культурология (лекция 1.1)

 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения — изоляционистская позиция (у культу­рологии свой, непохожий на другие науки, подход) и интегративистская (культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре).

Так как культурология — дисциплина гуманитарная, то нет единой теории культурологии. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.

                Причины интереса к культурологии? Культуро­логия, как принципиально неидеологическая дисципли­на, частично взяла на себя в нашей стране функцию философии, то есть -  дает новое, целостное видение, имен­но культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных, но трудных для понима­ния произведений искусства, а также личности, их твор­цов. Культурология сегодня выступает в качестве осно­вания гуманитарных наук, культурологическое мышле­ние и мироощущение — весьма современны.

                Именно представления культурологии помогает в наше время преодолеть так называемый  "европоцентризм", способствуя фор­мированию представлений о "многополюсной цивили­зации" и о многих самоценных этнокультурах. Крах культур­ного европоцентризма, как способа судить о куль­турности разных и несхожих друг с другом народов по их соответствию лишь одному европейскому об­разцу,  явился причиной возникновения науки о куль­туре — культурологии, которая ставит своей задачей углубление знаний о тенденциях, формах и способах зарождения и развития разных культур, их взаимной обусловленности друг с другом и прямого или косвенного влияния друг на друга.

                Современные культурологические исследования за­ставляют критически взглянуть на собственную культу­ру и присущий ей тип человека, воспринимаемый как непосредственная данность, уяснитьих исторические и межкультурные границы (М. Бахтин: "культура всегда лежит на границах" с другими культурами и эпохами).

                Современный человек начинает понимать, что куль­турная самобытность его народа неотделима от куль­турной самобытности других народов, что все мы под­чиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, од­на из особенностей культурологического мироощуще­ния — уяснение и понимание исторической и культур­ной относительности современной культуры ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющихее культур.

                Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диа­лог и взаимодействие идут не только по оси настояще­го времени, но и по оси "прошлое-будущее". Но куль­тура — это не только множество культур, это также ми­ровая культура, единый  культурный поток (течение), например, от Шумер до наших дней от Востока на Запад, от Запа­да на Восток. Таковы черты культурного контекста, в ко­тором развивается культурология.

До недавнего времени в России, точнее в СССР, не было культурологии обладающей собственным стату­сом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традиция­ми. О ней в полный голос стали говорить только в на­чале 90-х годов. Это молодая, но активно развиваю­щаяся отрасль знания.

                В культурологии выделяют следующие подразделы — теория культуры (философия культуры), история куль­туры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социо­логия культуры) и др.

 Культурология находится еще в ста­дии становления, поиска своего предмета и методов. Она при­надлежит одновременно к области социального знания (связана с социологией и антропологией), использую­щего количественные методы сбора данных, и к гумани­тарному знанию (искусствознание и философия куль­туры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. Именно поэтому, культурологию, из-за этой множественности её источниковедческой базы и из-за нежелания и сложности обладать энциклопедичностью знаний данных частных наук, некоторые исследователи воспринимают как суммарное обозначение целого комплекса наук, самостоятельно изучающих культурное поведе­ние человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования

На наш взгляд научный статус культурологии — синтезировать в своих исследованиях всего имеющегося комплекса источниковедческого материала, выводов, обобщений и знаний частных наук с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических и иных причинно-следственных факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, — на них ими созданной предметной, технологической, информационной, нравственной, художественной, политико-правовой и экологической «вторичной природы».

Таким образом, культурология — новая аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это гу­манитарная наука о сущности, закономерностях суще­ствования и развития, человеческом значении, причинно-следственных факторах и спосо­бах формирования, постижения и влияния человеческой культуры.  Культурология изучает как человеческую культуру в целом, так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, ре­лигию, семью, их этнические и социальные проявления и так далее).