Культурология (лекция 1.1)

 КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

О предмете и месте культурологии в системе науч­ного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения — изоляционистская позиция (у культу­рологии свой, непохожий на другие науки, подход) и интегративистская (культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре).

Так как культурология — дисциплина гуманитарная, то нет единой теории культурологии. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.

                Причины интереса к культурологии? Культуро­логия, как принципиально неидеологическая дисципли­на, частично взяла на себя в нашей стране функцию философии, то есть -  дает новое, целостное видение, имен­но культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных, но трудных для понима­ния произведений искусства, а также личности, их твор­цов. Культурология сегодня выступает в качестве осно­вания гуманитарных наук, культурологическое мышле­ние и мироощущение — весьма современны.

                Именно представления культурологии помогает в наше время преодолеть так называемый  "европоцентризм", способствуя фор­мированию представлений о "многополюсной цивили­зации" и о многих самоценных этнокультурах. Крах культур­ного европоцентризма, как способа судить о куль­турности разных и несхожих друг с другом народов по их соответствию лишь одному европейскому об­разцу,  явился причиной возникновения науки о куль­туре — культурологии, которая ставит своей задачей углубление знаний о тенденциях, формах и способах зарождения и развития разных культур, их взаимной обусловленности друг с другом и прямого или косвенного влияния друг на друга.

                Современные культурологические исследования за­ставляют критически взглянуть на собственную культу­ру и присущий ей тип человека, воспринимаемый как непосредственная данность, уяснитьих исторические и межкультурные границы (М. Бахтин: "культура всегда лежит на границах" с другими культурами и эпохами).

                Современный человек начинает понимать, что куль­турная самобытность его народа неотделима от куль­турной самобытности других народов, что все мы под­чиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, од­на из особенностей культурологического мироощуще­ния — уяснение и понимание исторической и культур­ной относительности современной культуры ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющихее культур.

                Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диа­лог и взаимодействие идут не только по оси настояще­го времени, но и по оси "прошлое-будущее". Но куль­тура — это не только множество культур, это также ми­ровая культура, единый  культурный поток (течение), например, от Шумер до наших дней от Востока на Запад, от Запа­да на Восток. Таковы черты культурного контекста, в ко­тором развивается культурология.

До недавнего времени в России, точнее в СССР, не было культурологии обладающей собственным стату­сом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традиция­ми. О ней в полный голос стали говорить только в на­чале 90-х годов. Это молодая, но активно развиваю­щаяся отрасль знания.

                В культурологии выделяют следующие подразделы — теория культуры (философия культуры), история куль­туры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социо­логия культуры) и др.

 Культурология находится еще в ста­дии становления, поиска своего предмета и методов. Она при­надлежит одновременно к области социального знания (связана с социологией и антропологией), использую­щего количественные методы сбора данных, и к гумани­тарному знанию (искусствознание и философия куль­туры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. Именно поэтому, культурологию, из-за этой множественности её источниковедческой базы и из-за нежелания и сложности обладать энциклопедичностью знаний данных частных наук, некоторые исследователи воспринимают как суммарное обозначение целого комплекса наук, самостоятельно изучающих культурное поведе­ние человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования

На наш взгляд научный статус культурологии — синтезировать в своих исследованиях всего имеющегося комплекса источниковедческого материала, выводов, обобщений и знаний частных наук с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических и иных причинно-следственных факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, — на них ими созданной предметной, технологической, информационной, нравственной, художественной, политико-правовой и экологической «вторичной природы».

Таким образом, культурология — новая аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это гу­манитарная наука о сущности, закономерностях суще­ствования и развития, человеческом значении, причинно-следственных факторах и спосо­бах формирования, постижения и влияния человеческой культуры.  Культурология изучает как человеческую культуру в целом, так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, ре­лигию, семью, их этнические и социальные проявления и так далее).