link4440 link4441 link4442 link4443 link4444 link4445 link4446 link4447 link4448 link4449 link4450 link4451 link4452 link4453 link4454 link4455 link4456 link4457 link4458 link4459 link4460 link4461 link4462 link4463 link4464 link4465 link4466 link4467 link4468 link4469 link4470 link4471 link4472 link4473 link4474 link4475 link4476 link4477 link4478 link4479 link4480 link4481 link4482 link4483 link4484 link4485 link4486 link4487 link4488 link4489 link4490 link4491 link4492 link4493 link4494 link4495 link4496 link4497 link4498 link4499 link4500 link4501 link4502 link4503 link4504 link4505 link4506 link4507 link4508 link4509 link4510 link4511 link4512 link4513 link4514 link4515 link4516 link4517 link4518 link4519 link4520 link4521 link4522 link4523 link4524 link4525 link4526 link4527 link4528 link4529 link4530 link4531 link4532 link4533 link4534 link4535 link4536 link4537 link4538 link4539 link4540 link4541 link4542 link4543 link4544 link4545 link4546 link4547 link4548 link4549 link4550 link4551 link4552 link4553 link4554 link4555 link4556 link4557 link4558 link4559 link4560 link4561 link4562 link4563 link4564 link4565 link4566 link4567 link4568 link4569 link4570 link4571 link4572 link4573 link4574 link4575 link4576 link4577 link4578 link4579 link4580 link4581 link4582 link4583 link4584 link4585 link4586 link4587

Культурология (лекция 1.1)

Тема 1:  Введение в культурологию. Предмет, объект культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии

  

Лекция 1.  КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Цель теоретического курса — познакомить студентов в со­ответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения с историей культурологической мысли, понятийным и категориальным аппаратом данной области научного познания и знания, раскрыть существо основных проблем современ­ной культурологии. Цель исторического раздела — дать представление о специфике, тенденциях и закономерностях развития мировой культуры и о  составляющих её субъектах культур.

Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий «культу­ра» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знаком­ство с основными направлениями методологии культурологического ана­лиза. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин соци­ально-гуманитарного знания Федерального блока государственного обра­зовательного стандарта высшего образования.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослу­шавший курс культурологии, должен знать:

Историко-философские и социокультурные традиции формирова­ния культурологии как науки.

Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.

Основные методологические подходы культурологического анали­за: социологический, компаративистский, историко-функциональный, типологический, системно-структурный, историко-теоретический, герменевтический.

Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.

Основные подходы к определению культуры.

Основные сферы культурной деятельности общества.

Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие пере­ход от животного сообщества к человеческому обществу.

Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.

Специфику античной культурной «картины мира». Всемирно-историческую роль античной культуры.

Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотноше­ние «официальной» и «неофициальной» культур.

Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.

Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.

Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрожде­ния.

Специфику художественной культуры Ренессанса.

Основные направления религиозной мысли и религиозного созна­ния эпохи Реформации.

Социокультурную роль Реформации в становлении западной куль­туры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре За­пада XVII-XVIII вв.

Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма.

Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.

Понятия элитарной и массовой культуры XX в.

Сущность понятия «пост модерн» как характеристики культуры второй половины XX в.

Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной при­надлежности России.

Значение понятий «раскол», «катастрофизм» применительно к раз­витию русской культуры.

Роль русской православной церкви в истории культуры России.

Специфику русской интеллигенции.

Сущность и основные проявления кризиса русской культурынарубеже XIX-XX вв.

Социокультурную сущность революции 1917г.

Основные черты, достижения и уроки становления и развития советской культуры.

Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов.

Использование студентами полученного культурологического образования в своей последующей личностно-мировоззренческой, гражданской и профессиональной деятельности.

 

В понятие культура вкладывают самый различный смысл в узком смысле под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлении искусства литературы.

В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепри­нятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), при­званную обслуживать обеспечивать хозяйственные зада­чи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.

В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Латинское слово culture означало — возделывание обработка почвы, ее культивирование те изменение в природном объекте под воздействием че­ловека его деятельности, а отличие оттех изменении, ко­торые вызваны естественными причинами. Уже в первона­чальном содержании термина язык выразил важную осо­бенность — единство культуры, человека и его деятельно­сти.

 Понятие культура в отличие от natura (природа) озна­чает «созданное»-«внеприродное». Мир культуры любой его предмет или явление воспринимаются не как следст­вие действия природных сил. А как результат усилий самих людей направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой

Слово «культ» происходитиз того же источника что и слово «культура». Их более древним источником в латыни считается глагол colere — в первоначальном значении «возделывать» «обрабатывать», а позднее употребляв­шийся в значении — «почитать», «поклоняться». В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Рождается представление о рыцарстве как своеобраз­ном культе доблести чести и достоинства.

 В эпоху Возро­ждения воскрешается античное представление о культуре, выражающее активное творческое начало в человеке, ко­торый тяготеет к гармоничному возвышенному развитию в современном значении слово культура стало употреб­ляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появи­лось в трудах нем юриста и историографа С. Пуфендорфа.

В настоящее время понятие культура означает истори­чески определенный уровень развития общества, творче­ских сил и способностей человека выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура — это комплекс, включающий знания верования, искусство, мораль законы, обычаи, а также иные способ­ности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В  этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.

Культура является продуктом совместной жизнедея­тельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодейст­вия обозначений и оценок социальной консолидации во имя достижения общих целей упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения груп­повых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных символических, оценочных) и тому подобных. Но она не механическая сумма всех ак­тов жизнедеятельности людей. Ее ядро — это набор «пра­вил игры» коллективного существования выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).

В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Поэтому нет единой универ­сальной культуры, объединяющейвсех людей на Земле хотя бы минимумом единых социально-культурных черт.

Процесс социализации — это непрерывный процесс ов­ладения культурой и вместе с тем индивидуализации лич­ности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную ин­дивидуальность человека — его характер, психический склад темперамент — менталитет.

 Противоречия процесса социализации показывают, что культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира которое проявляются в противоречии между социа­лизацией и индивидуализацией личности, нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет че­ловеку традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме

Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм оказавшихся наиболее эффективными с точки зре­ния утилитарных функций (наиболее приемлемые по сво­ей социальной цене и последствиям, способствующим по­вышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества). Они обретают статус общеприня­тых норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему ценностей, отражающих социаль­ный опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентации регулирующих практическую дея­тельность и транслируются следующим поколениям в ка­честве культурных традиций.

Культуре присущи собственные законы функциониро­вания, которые помогают объяснять изменения, происхо­дящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными или иными причинами.

Таким образом, в культуре выделя­ются определенные этапы, периоды и эпохи, например, — эпоха античной культуры и Возрождения.

 В России выделяются культура славяно-русов дохристианского периода, Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряныйвек поэзииXX века и так далее.