Культурология (лекция 1.1)
Тема 1: Введение в культурологию. Предмет, объект культурологического исследования и онтологическая структура познания в культурологии
Лекция 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Цель теоретического курса — познакомить студентов в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения с историей культурологической мысли, понятийным и категориальным аппаратом данной области научного познания и знания, раскрыть существо основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела — дать представление о специфике, тенденциях и закономерностях развития мировой культуры и о составляющих её субъектах культур.
Задачи курса. Проследить становление и развитие понятий «культура» и «цивилизация», рассмотреть взгляды на место культуры в социуме, представления о социокультурной динамике, типологии и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникациях, осуществить знакомство с основными направлениями методологии культурологического анализа. Рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие ее историко-культурное своеобразие.
Место курса в системе социально-гуманитарного образования. Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования.
Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:
• Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки.
• Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.
• Основные методологические подходы культурологического анализа: социологический, компаративистский, историко-функциональный, типологический, системно-структурный, историко-теоретический, герменевтический.
• Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.
• Основные подходы к определению культуры.
• Основные сферы культурной деятельности общества.
• Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие переход от животного сообщества к человеческому обществу.
• Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.
• Специфику античной культурной «картины мира». Всемирно-историческую роль античной культуры.
• Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение «официальной» и «неофициальной» культур.
• Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.
• Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.
• Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения.
• Специфику художественной культуры Ренессанса.
• Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации.
• Социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре Запада XVII-XVIII вв.
• Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма.
• Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.
• Понятия элитарной и массовой культуры XX в.
• Сущность понятия «пост модерн» как характеристики культуры второй половины XX в.
• Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России.
• Значение понятий «раскол», «катастрофизм» применительно к развитию русской культуры.
• Роль русской православной церкви в истории культуры России.
• Специфику русской интеллигенции.
• Сущность и основные проявления кризиса русской культурынарубеже XIX-XX вв.
• Социокультурную сущность революции 1917г.
• Основные черты, достижения и уроки становления и развития советской культуры.
• Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов.
• Использование студентами полученного культурологического образования в своей последующей личностно-мировоззренческой, гражданской и профессиональной деятельности.
В понятие культура вкладывают самый различный смысл в узком смысле под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, а иногда это понятие сужается и до явлении искусства литературы.
В широком смысле под культурой понимают определенную идеологию (общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику), призванную обслуживать обеспечивать хозяйственные задачи. Явление культуры чрезвычайно богато, многообразно и всеобъемлюще. Поэтому культурологи давно затрудняются дать ему определение.
В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Латинское слово culture означало — возделывание обработка почвы, ее культивирование те изменение в природном объекте под воздействием человека его деятельности, а отличие оттех изменении, которые вызваны естественными причинами. Уже в первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности.
Понятие культура в отличие от natura (природа) означает «созданное»-«внеприродное». Мир культуры любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил. А как результат усилий самих людей направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой
Слово «культ» происходитиз того же источника что и слово «культура». Их более древним источником в латыни считается глагол colere — в первоначальном значении «возделывать» «обрабатывать», а позднее употреблявшийся в значении — «почитать», «поклоняться». В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем культура. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к Богу. Рождается представление о рыцарстве как своеобразном культе доблести чести и достоинства.
В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре, выражающее активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному возвышенному развитию в современном значении слово культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах нем юриста и историографа С. Пуфендорфа.
В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура — это комплекс, включающий знания верования, искусство, мораль законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.
Культура является продуктом совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования и взаимодействия обозначений и оценок социальной консолидации во имя достижения общих целей упорядоченных правил и социально приемлемых технологий удовлетворения групповых и индивидуальных интересов и потребностей (как материальных, так и познавательных символических, оценочных) и тому подобных. Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро — это набор «правил игры» коллективного существования выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению тех или иных социально значимых интеллектуальных и практических действий (при различной степени жесткости их нормативной регуляции).
В отличие от биологических свойств человека нормы культуры не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Поэтому нет единой универсальной культуры, объединяющейвсех людей на Земле хотя бы минимумом единых социально-культурных черт.
Процесс социализации — это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека — его характер, психический склад темперамент — менталитет.
Противоречия процесса социализации показывают, что культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира которое проявляются в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме
Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. В культуре ведется постоянная селекция и отбор форм оказавшихся наиболее эффективными с точки зрения утилитарных функций (наиболее приемлемые по своей социальной цене и последствиям, способствующим повышению уровня взаимопонимания и консолидированности членов сообщества). Они обретают статус общепринятых норм по осуществлению соответствующих функций, включаются в систему ценностей, отражающих социальный опыт данного сообщества, приобретают характер ценностных ориентации регулирующих практическую деятельность и транслируются следующим поколениям в качестве культурных традиций.
Культуре присущи собственные законы функционирования, которые помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными или иными причинами.
Таким образом, в культуре выделяются определенные этапы, периоды и эпохи, например, — эпоха античной культуры и Возрождения.
В России выделяются культура славяно-русов дохристианского периода, Киевской Руси, Московской Руси, золотой век русской культуры XIX столетия, серебряныйвек поэзииXX века и так далее.
- Prev
- Вперёд >>