Культурология (лекция 1.1)


ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Культурология — это наука о человеческой культуре. Предметомееисследованияявляются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих  культурных процессов и яв­лений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.

Культурология не только изучает предпосылки и факто­ры, под влиянием которых возникают, формируются и раз­виваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохране­нии и передаче культурных ценностей.

Культурология изу­чает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры.

Говоря о предмете культурологии, нужно иметь в виду 3 основные познавательные ориентации — философскую, историческую и теоретически-самостную. Соответственно, в культу­рологии различают философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о культуре. При этом некоторые культурологи нередко ошибочно противопоставляют все эти три об­ласти культурологического познания.

В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследо­вания культур много дали для их понимания, одновремен­но такие исследования обессмыслили культурологию. Он, фиксируя противоречие между философским и научно-теоретическим подходом к культуре, опирается на анализ истории становления культуроло­гической проблематики. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специ­фике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека.

 В. Межуев утверждает, что философское пони­мание культуры представляет собой "понимание не любой культуры а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в исто­рии».

 Поэтому, по В. Межуеву, "философия выясняет не тео­ретическое, а практическое отношение человека к культу­ре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его  бытия в ней. Под человеком понимается в данном случае  не "человек вообще", не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, сталее творцом и носителем".

Культуролог Э. А. Орлова противопоставляет теоретиче­ское (научное) познание культуры не только философско­му, но и историческому. Она считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизиче­ский характер) и "недоступен эмпирической проверке", а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений. В области же наук о культуре "осуществляется методологический синтез сис­тематического описания явлений культуры с их объясне­нием. В науках о культуре основной целью становится по­нимание того, как происходит формирование и становле­ние явлений и событий культуры, что в культуре повторя­ется, а что остается уникальным и почему, в каком на­правлении и по каким причинам осуществляются культур­ные процессы".

 При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисципли­ны антропология, социология, психология история педа­гогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культур­ные явления

В теоретическом слое много разных школ и даже инди­видуальных версий культуры. Есть "семиотические" вер­сии культуры (Ю. Лотмана), "литературоведческие" (М. Бахтин С. Аверинцев), "диалогические" (В. Библер), "исто­рические" (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К.Клакхон) "антропологические" (М. Мид) и т. д. И внутри каждой научно-дисциплинарной версии понимание культуры порой существенно отличается.

 Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному вы­воду о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае, в том же смысле, в котором мы говорим про объекты естественных наук.

Понятие "культура" подразумевает не теорию или мо­дель, позволяющую двигаться к "правильному" объясне­нию человеческих феноменов, а концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

 Таким образом, понятие "культура" фиксирует точку зрения исследо­вателя на совместную жизнь людей, а не на некоторый ре­ально существующий "объект". Но с другой стороны суще­ствует античная культура, средневековая культура, рос­сийская культура, или такой объект, как "культура вообще", то есть речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта.