link4588 link4589 link4590 link4591 link4592 link4593 link4594 link4595 link4596 link4597 link4598 link4599 link4600 link4601 link4602 link4603 link4604 link4605 link4606 link4607 link4608 link4609 link4610 link4611 link4612 link4613 link4614 link4615 link4616 link4617 link4618 link4619 link4620 link4621 link4622 link4623 link4624 link4625 link4626 link4627 link4628 link4629 link4630 link4631 link4632 link4633 link4634 link4635 link4636 link4637 link4638 link4639 link4640 link4641 link4642 link4643 link4644 link4645 link4646 link4647 link4648 link4649 link4650 link4651 link4652 link4653 link4654 link4655 link4656 link4657 link4658 link4659 link4660 link4661 link4662 link4663 link4664 link4665 link4666 link4667 link4668 link4669 link4670 link4671 link4672 link4673 link4674 link4675 link4676 link4677 link4678 link4679 link4680 link4681 link4682 link4683 link4684 link4685 link4686 link4687 link4688 link4689 link4690 link4691 link4692 link4693 link4694 link4695 link4696 link4697 link4698 link4699 link4700 link4701 link4702 link4703 link4704 link4705 link4706 link4707 link4708 link4709 link4710 link4711 link4712 link4713 link4714 link4715 link4716 link4717 link4718 link4719 link4720 link4721 link4722 link4723 link4724 link4725 link4726 link4727 link4728 link4729 link4730 link4731 link4732 link4733 link4734 link4735

Культурология (лекция 1.1)


ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Культурология — это наука о человеческой культуре. Предметомееисследованияявляются объективные закономерности личностных, групповых, национальных и общечеловеческих  культурных процессов и яв­лений; виды, формы, способы и механизмы, законы и причинно-следственные, проективно-продуктивные и прогностические взаимообусловленности материальной и духовной жизнедеятельности всех звеньев субъектов культуры.

Культурология не только изучает предпосылки и факто­ры, под влиянием которых возникают, формируются и раз­виваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении сохране­нии и передаче культурных ценностей.

Культурология изу­чает культурную жизнь и в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры.

Говоря о предмете культурологии, нужно иметь в виду 3 основные познавательные ориентации — философскую, историческую и теоретически-самостную. Соответственно, в культу­рологии различают философию культуры (культурфилософию), историю культуры и науки о культуре. При этом некоторые культурологи нередко ошибочно противопоставляют все эти три об­ласти культурологического познания.

В. М. Межуев считает, что хотя теоретические исследо­вания культур много дали для их понимания, одновремен­но такие исследования обессмыслили культурологию. Он, фиксируя противоречие между философским и научно-теоретическим подходом к культуре, опирается на анализ истории становления культуроло­гической проблематики. В частности, он показывает, что понятие культуры и ее изучение сформировались в лоне философского диспута при обсуждении вопроса о специ­фике и основаниях культурно-исторического изучения общества и человека.

 В. Межуев утверждает, что философское пони­мание культуры представляет собой "понимание не любой культуры а только той, которая образует культурный мир, культурное бытие европейского человека, обладающего разумом, рационально мыслящего, укорененного в исто­рии».

 Поэтому, по В. Межуеву, "философия выясняет не тео­ретическое, а практическое отношение человека к культу­ре, раскрывает условие не просто его знания о ней, а его  бытия в ней. Под человеком понимается в данном случае  не "человек вообще", не любой человек, а тот тип индивидуальности, личности, который сформирован европейской культурой, сталее творцом и носителем".

Культуролог Э. А. Орлова противопоставляет теоретиче­ское (научное) познание культуры не только философско­му, но и историческому. Она считает, что философский подход к изучению культуры априорен (носит метафизиче­ский характер) и "недоступен эмпирической проверке", а исторический подход ограничивается описанием событий и не выходит на уровень объяснений. В области же наук о культуре "осуществляется методологический синтез сис­тематического описания явлений культуры с их объясне­нием. В науках о культуре основной целью становится по­нимание того, как происходит формирование и становле­ние явлений и событий культуры, что в культуре повторя­ется, а что остается уникальным и почему, в каком на­правлении и по каким причинам осуществляются культур­ные процессы".

 При определении предмета культурологии необходимо помнить о неоднородном характере науки. В культурологию до сих пор вносят вклад разные дисципли­ны антропология, социология, психология история педа­гогика, языкознание, семиотика. Все эти дисциплины с разных сторон и по-разному изучают культуру и культур­ные явления

В теоретическом слое много разных школ и даже инди­видуальных версий культуры. Есть "семиотические" вер­сии культуры (Ю. Лотмана), "литературоведческие" (М. Бахтин С. Аверинцев), "диалогические" (В. Библер), "исто­рические" (Л. Баткин, А. Гуревич), «методологические» (А. Кробер, К.Клакхон) "антропологические" (М. Мид) и т. д. И внутри каждой научно-дисциплинарной версии понимание культуры порой существенно отличается.

 Наличие многих теорий культуры и неоднородный характер культурологии приводят некоторых культурологов к парадоксальному вы­воду о том, что не существует вообще такого объекта, как культура, во всяком случае, в том же смысле, в котором мы говорим про объекты естественных наук.

Понятие "культура" подразумевает не теорию или мо­дель, позволяющую двигаться к "правильному" объясне­нию человеческих феноменов, а концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

 Таким образом, понятие "культура" фиксирует точку зрения исследо­вателя на совместную жизнь людей, а не на некоторый ре­ально существующий "объект". Но с другой стороны суще­ствует античная культура, средневековая культура, рос­сийская культура, или такой объект, как "культура вообще", то есть речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта.