Лекция по биологии — Антропогенез. Движущие силы
- Лекция по биологии
- Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки
- Органические вещества клетки. Углеводы, липиды
- Белки, их строение и функции
- Нуклеиновые кислоты. Реакции матричного синтеза
- Фотосинтез и хемосинтез
- Биосинтез белка
- Энергетический обмен в клетке
- Взаимосвязь энергетического и пластического обмена в клетках животных и растений
- Жизненный цикл клетки. Митоз
- Мейоз
- Строение и функции хромосом
- Размножение в органическом мире
- Онтогенез
- Законы Г. Менделя и их цитологические основы
- Хромосомная теория наследственности
- Генотип как целостная, исторически сложившаяся система
- Изменчивость, ее виды и биологическое значение
- Основные методы генетики
- Клеточная и генная инженерия. Биотехнология
- Ч.Дарвин о причинах эволюции. Доказательства эволюции
- Вид, его критерии и структура. Популяция
- Основные направления эволюционного процесса
- Синтетическая теория эволюции
- Генетика и теория эволюции
- Основные этапы эволюции растительного и животного мира
- Антропогенез. Движущие силы
- Экологические факторы, их влияние на организмы
- Биогеоценоз
- Биосфера
Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека
Антропогенез — это процесс возникновения и эволюции человека.
Самый значительный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в труде «Происхождение человека и половой отбор». Он обосновал эволюционное родство человека с высшими обезьянами. Эволюция человека как биологического вида проходила в пределах семейства гоминид
Гоминиды — вторая ветвь, отделившаяся от высших узконосых обезьян (гоминоидов). Первая ветвь — понгиды, или антропоморфные обезьяны: орангутан, горилла, шимпанзе.
Основные направления и результаты биологической эволюции человека:
• развитие прямохождения;
• освобождение верхней конечности хватательного типа;
• увеличение объема мозга и значительное развитие коры головного мозга;
• усложнение высшей нервной деятельности.
Социальные факторы в эволюции человека:
• использование, а затем создание орудий труда;
• необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;
• необходимость прогнозировать свою деятельность;
• необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.
Движущие силы антропогенеза:
• индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
• групповой отбор, направленный на социальную организацию;
• биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.
В таблице 3 перечислены основные стадии антропогенеза и их временные границы.
Временные границы |
Этапы антропогенеза |
Характерные черты развития |
150 тыс. лет назад — наши дни |
Неоантропы. Человек разумный |
Тип современного человека. Возникновение общества/ Одомашнивание растений и животных. Освоение и преобразование природной среды |
300—40 тыс. лет |
Палеоантроп. Неандерталец |
Сочетал черты современного человека и антропоидов. Объем мозга — 1200—1400 см3 Совершенствование изготовления орудий Зачатки речи |
1,5—0,3 млн лет |
Архантропы: питекантроп, синантроп. Человек прямоходящий |
Объем мозга — 800—1200 см3 Поддержание огня Объем мозга — 500—600 см3 Изготовление орудий из гальки (галечная культура) Прямохождение. Использование предметов в качестве орудий охоты и защиты. Стадный образ жизни |
Около 1,5 млн лет |
Человек умелый |
Древесный образ жизни. Неосознанное использование предметов. Стадность |
5—1 млн лет |
Стадия протоантропа. Австралопитековые. Общие предки антропоморфных обезьян и гоминид |