link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419 link420 link421 link422 link423 link424 link425 link426 link427 link428 link429 link430 link431 link432 link433 link434 link435 link436 link437 link438 link439 link440 link441 link442 link443

Гражданская защита: роль и задачи, силы и средства, возможные ЧС — Закон республики Узбекистан О гражданской защите

Закон республики Узбекистан "О гражданской защите" (20.08.1999)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

<< О ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЕ >>

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 151 )

Настоящий Закон определяет основные задачи в области гражданской защиты, правовые основы их осуществления, полномочия государственных органов, предприятий, учреждений, организаций (далее — организации), права и обязанности граждан Республики Узбекистан, а также силы и средства гражданской защиты.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

гражданская защита — государственная система мероприятий, проводимых в целях защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

служба гражданской защиты — совокупность функциональных подразделений, созданных для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты, подготовки сил и средств, для обеспечения действий формирований гражданской защиты;

защитные сооружения — совокупность инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты населения и производственного персонала от современных средств поражения;

силы гражданской защиты — воинские части гражданской защиты, территориальные, функциональные и объектовые формирования общего и специального назначения, создаваемые для проведения спасательных и других неотложных работ.

Статья 2. Задачи гражданской защиты

Задачами гражданской защиты являются:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

подготовка объектов к действиям и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;

проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные места;

обеспечение готовности военных формирований гражданской защиты;

проведение мероприятий по обеспечению населения коллективными и индивидуальными средствами защиты;

жизнеобеспечение населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой;

проведение спасательных и других неотложных работ;

восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление иных мероприятий по защите населения и территорий.

Статья 3. Законодательство << о гражданской защите >>

Законодательство << о гражданской защите >> состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан << о гражданской защите, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства в области гражданской защиты

Лица, виновные в нарушении законодательства в области гражданской защиты, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 5. Международное сотрудничество в области гражданской защиты

Сотрудничество Республики Узбекистан с другими государствами и международными организациями в области гражданской защиты осуществляется органами государственной власти и управления в соответствии с международными договорами и законодательством.

II. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ, ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 6. Руководство гражданской защитой

Общее руководство гражданской защитой Республики Узбекистан осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Премьер-министр Республики Узбекистан является начальником гражданской защиты страны.

Управление гражданской защитой Республики Узбекистан возлагается на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Руководство гражданской защитой на территориях Республики Каракалпакстан, областей, районов и городов осуществляют соответственно Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, районов и городов, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты.

Руководство гражданской защитой в министерствах, ведомствах и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты указанных органов и организаций.

Начальнику гражданской защиты в пределах его полномочий предоставляется право:

вводить в действие соответствующие планы гражданской защиты;

принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

издавать директивы, приказы, решения и распоряжения по гражданской защите;

привлекать к проведению мероприятий в области гражданской защиты силы и средства подведомственных территорий и организаций;

осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Директивы, приказы, решения и распоряжения начальников гражданской защиты по вопросам защиты населения и территорий обязательны для исполнения всеми организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Координация действий по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения и осуществлению мероприятий в области гражданской защиты возлагается на начальников гражданской защиты соответствующих территорий, отраслей и организаций.

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области гражданской защиты

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской защиты;

утверждает план гражданской защиты Республики Узбекистан;

утверждает основные направления развития и совершенствования гражданской защиты, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;

руководит разработкой и проведением мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования экономики государства в мирное и военное время;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской защите в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций к категориям по гражданской защите в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок перевода системы гражданской защиты на военное время, проведения эвакуационных мероприятий;

определяет порядок создания защитных сооружений и иных объектов гражданской защиты, а также условия накопления, хранения и использования запасов индивидуальных средств защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области гражданской защиты;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Специально уполномоченный орган государственного управления в области гражданской защиты

Специально уполномоченным органом государственного управления в области гражданской защиты является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской защиты;

принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения органами государственной власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами;

разрабатывает проект плана гражданской защиты Республики Узбекистан;

организует управление воинскими частями и формированиями гражданской защиты;

формирует проект государственного заказа на поставку необходимых вооружений, техники, средств защиты и других материально-технических средств в интересах гражданской защиты;

разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность системы гражданской защиты;

обеспечивает боевую и мобилизационную готовность сил и средств гражданской защиты;

организует обучение личного состава и населения в области гражданской защиты;

осуществляет государственный контроль за выполнением мероприятий по гражданской защите;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия министерств и ведомств в области гражданской защиты

Министерства и ведомства:

разрабатывают соответствующие планы гражданской защиты и осуществляют руководство по их реализации;

организуют подготовку и обучение работников способам защиты от современных средств поражения и действиям в условиях военного времени;

осуществляют мероприятия по защите работников отрасли при угрозе и применении современных средств поражения;

разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению устойчивости работы отрасли и объектов народного хозяйства в военное время;

организуют разработку и реализацию планов эвакуации организаций в безопасные зоны;

создают резервы материально-технических, медицинских и иных средств гражданской защиты и осуществляют контроль за их накоплением, хранением, обновлением и поддержанием в готовности к применению;

представляют в установленном порядке информацию о состоянии гражданской защиты отрасли;

взаимодействуют с органами государственной власти на местах в области гражданской защиты;

создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения, коллективные и индивидуальные средства защиты;

контролируют состояние гражданской защиты;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия органов государственной власти на местах в области гражданской защиты

Органы государственной власти на местах:

разрабатывают планы гражданской защиты и осуществляют руководство по их реализации на соответствующей территории;

организуют и контролируют выполнение мероприятий гражданской защиты организациями, органами самоуправления граждан, расположенными на соответствующей территории;

обеспечивают подготовку и поддержание в готовности сил и средств гражданской защиты;

организуют обучение руководителей организаций и населения способам защиты при применении современных средств поражения;

определяют объемы и отвечают за накопление, хранение, обновление и поддержание в готовности имущества гражданской защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов, гарантирующих обеспечение жизнедеятельности населения в условиях применения современных средств поражения;

организуют и проводят мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций, независимо от их ведомственной подчиненности в военное время;

обеспечивают сбор и обмен информацией в области гражданской защиты, а также своевременное оповещение населения об угрозе применения или применении современных средств поражения;

осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации и рассредоточения, размещения населения в безопасных зонах, развертыванию лечебных и других организаций;

организуют и проводят спасательные и другие неотложные работы, обеспечивают поддержание общественного порядка на соответствующей территории;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия организаций в области гражданской защиты

Организации в пределах своих полномочий:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской защите;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают необходимые условия работникам для выполнения ими обязанностей в области гражданской защиты;

создают запасы материально-технических, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение, создают формирования гражданской защиты и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 12. Участие органов самоуправления граждан в области гражданской защиты

Органы самоуправления граждан:

оказывают содействие в обучении граждан способам защиты при применении современных средств поражения;

организуют оповещение граждан на соответствующей территории при угрозе возникновения опасностей, связанных с ведением военных действий или вследствие этих действий;

осуществляют подготовку и выполнение мероприятий в области жизнеобеспечения населения;

осуществляют иные меры в соответствии с законодательством.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 13. Права граждан в области гражданской защиты

Граждане имеют право:

на защиту жизни, здоровья и имущества от военных действий;

на безвозмездное пользование коллективными и индивидуальными средствами защиты;

на получение информации о степени риска, которому они могут подвергнуться в местах военных действий, и мерах необходимой безопасности.

Граждане могут иметь и иные права в области гражданской защиты, предусмотренные законодательством.

Пострадавшим от военных действий создаются необходимые условия для жизнеобеспечения, предоставляется медицинская, материально-финансовая и иная помощь.

Статья 14. Обязанности граждан в области гражданской защиты

Граждане обязаны:

соблюдать настоящий 3акон, иные акты законодательства области гражданской защиты;

принимать участие в выполнении мероприятий гражданской защиты и проходить соответствующую подготовку;

знать сигналы гражданской защиты, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

уметь оказывать первую медицинскую и иную помощь пострадавшим;

содействовать государственным органам, а также организациям в решении задач в области гражданской защиты;

бережно относиться к объектам и имуществу гражданской защиты.

Граждане могут нести и иные обязанности в области гражданской защиты, предусмотренные законодательством.

Статья 15. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области гражданской защиты

Граждане иностранных государств и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Узбекистан, имеют права и несут обязанности в области гражданской защиты наравне с гражданами Республики Узбекистан.

Статья 16. Подготовка населения и специалистов в области гражданской защиты

Обучение населения в области гражданской защиты является всеобщим и обязательным в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, на производстве и по месту жительства.

Подготовка и переподготовка руководителей и специалистов в области гражданской защиты осуществляются в учреждениях повышения квалификации, в специальных учебно-методических центрах, курсах, а также по месту работы.

Пропаганда знаний в области гражданской защиты обеспечивается государственными органами, а также соответствующими общественными объединениями по защите и спасению людей. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.

IV. СЛУЖБЫ И СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 17. Службы гражданской защиты

Для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской защиты и подготовки в этих целях сил и средств создаются республиканские, областные, районные, городские, а также объектовые службы гражданской защиты.

Перечень служб гражданской защиты, а также положения о них утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 18. Состав сил гражданской защиты

Силы гражданской защиты состоят из войск, формирований гражданской защиты.

Состав сил и средств, структура, а также иные вопросы функционирования формирований гражданской защиты определяются начальником гражданской защиты Республики Узбекистан.

Для решения задач гражданской защиты могут привлекаться также спасательные формирования, части и подразделения Вооруженных Сил Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Статья 19. Войска гражданской защиты

Войска гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям составляют основу гражданской защиты Республики Узбекистан.

Основными задачами войск гражданской защиты в военное время являются:

ведение инженерной, радиационной, химической и других видов разведки в очагах поражения и в зонах заражения;

проведение спасательных и других неотложных работ;

участие в проведении эвакуации населения и объектов народного хозяйства;

участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнение иных задач гражданской защиты.

Деятельность войск гражданской защиты, их комплектование осуществляются в соответствии с законодательством.

Статья 20. Формирования гражданской защиты

Формирования гражданской защиты создаются для проведения спасательных и других неотложных работ по территориально-производственному принципу.

Формирования гражданской защиты подразделяются:

по подчиненности — на территориальные (в областях, районах, городах) и объектовые (на объектах народного хозяйства);

по предназначению — общего назначения (для ведения спасательных работ в очагах поражения) и формирования служб для выполнения специальных мероприятий (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.).

В формирования гражданской защиты зачисляются граждане Республики Узбекистан: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ. ОБЪЕКТЫ И ИМУЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 21. Финансирование гражданской защиты

Финансирование гражданской защиты в министерствах, ведомствах и подведомственных им бюджетных организациях, в областях, районах и городах осуществляется за счет средств соответственно республиканского или местного бюджета, а в организациях — за счет собственных средств.

Финансирование гражданской защиты может осуществляться за счет средств общественных фондов, добровольных взносов граждан и иных источников.

Статья 22. Основные фонды войск гражданской защиты

Жилые помещения и строения военных городков, объекты учебно-материальной базы, материальные и технические средства воинских частей гражданской защиты являются государственной собственностью и составляют основные фонды войск гражданской защиты. В отношении указанного и иного выделенного им имущества войска гражданской защиты пользуются правом оперативного управления.

Земельные участки, помещения, склады, другие объекты для размещения и постоянной деятельности войск гражданской защиты предоставляются им в постоянное или временное пользование соответствующими органами государственной власти и управления.

Статья 23. Объекты и имущество гражданской защиты

К объектам и имуществу гражданской защиты относятся:

пункты управления органов государственной власти и управления с комплексом защитных сооружений и наземных зданий;

отдельно стоящие и встроенные убежища, противорадиационные укрытия гражданской защиты;

складские помещения для хранения имущества и техники;

средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

средства связи и оповещения;

другие материально-технические средства, являющиеся государственной собственностью, а также созданные или закупленные за счет средств организаций для использования с целью гражданской защиты.

Для обеспечения мероприятий гражданской защиты органами государственной власти и управления, организациями создаются запасы имущества гражданской защиты.

В случае изменения структур правления и форм хозяйственной деятельности организаций за ними сохраняются целевое назначение объектов и имущества гражданской защиты, а также задания по их созданию и накоплению.

Порядок создания объектов и использования имущества гражданской защиты определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Гражданская защита: роль и задачи, силы и средства, возможные ЧС