Глава 6. Психология ранней юности

Развитие самосознания и нравственное самоопределение в юношеском возрасте


Самосознание — сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически. Но формируются они не одновременно. Зачатки сознания тождественности появляются уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я»- примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако сознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких, как смелость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения.

Как и подросток, юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Но ограниченность юношеского жизненного опыта затрудняет такую проверку. Многие нелогичные с точки зрения взрослых поступки — озорство, лихачество — объясняются не столько желанием выделиться в глазах других, завоевать популярность, сколько именно потребностью самопроверки своей решительности, отваги и т.д.

Второй путь самооценки — социальное соревнование, сопоставление мнений о себе окружающих. Уже подросток, крайне чувствительный к мнению окружающих о себе, убеждается в том, что расходятся не только частные оценки, но и сами их критерии. Поступок, мужественный с точки зрения одноклассников, учитель называет ложным товариществом. Отсюда опять-таки необходимость выбора, проверки, самостоятельных раздумий.

Иногда юноша пытается познать себя путем самонаблюдения, самосозерцания. Рост рефлексии, повышенного интереса к себе вообще типичен для ранней юности. Это обнаруживается и в появлении интимных дневников, и в «примерке» к себе образов художественной литературы, и в растущем интересе к внутреннему миру других людей.

Будучи сформированными, эти качества образуют психологическую базу для самоопределения школьников — центрального новообразования раннего юношеского возраста. Отмечая его многоаспектность, в качестве главного признака этого явления психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

В ходе исследования, проведенного Т.В. Снегиревой, выявлены следующие шесть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте и выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.

2. Наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому. «Я»- прошлое представляется совершенно чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личностном самоопределении.

3. Будущее «Я» оторвано от настоящего. Все три времени существования «Я» мыслятся как совершенно различные. С идеальным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно связаны друг с другом. Иной плюс отличный от них, образует связь между будущим и идеальным «Я». Обладателей такого сочетания личностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизить прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Оно оторвано от прошлого и не имеет связи с будущим, не соответствует и идеальному «Я».

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается второй из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. На втором месте по частоте встречаемости в этом возрасте находится первый вариант. На третьем месте, соответственно, располагается третий вариант. Остальные в данном возрасте составляют исключение и, по-видимому, представляют собой возрастные психологические аномалии.

Данные этого исследования указывают на отчетливую тенденцию, характерную для ранней юности: сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее. Вместе с тем подтверждается вывод, сделанный в начале этой главы, — о частичной гармонизации состояний личности в раннем юношеском возрасте по сравнению с подростковым.

Некоторые психологи склонны отрицательно относиться к юношеской рефлексии, усматривая в ней опасность самоизоляции, ухода от действительности в воображаемый мир мечты. Внутренний мир 15-16 — летних, при всей их кажущейся беззаботности, достаточно сложен и хрупок. Сами нормы психического здоровья у них несколько иначе, чем у взрослых. У юношей и девушек гораздо выше, чем у младших возрастов, общий уровень тревожности. На пубертатный возраст приходится немалое число случаев деперсонализации и психического отчуждения. Расставание с детством нередко переживается как ощущение потери чего — то, нереальности собственного «Я», одиночества, непонятности и т. п.

Не следует, однако, переоценивать эти моменты. Трудности юношеского возраста — это трудности роста, которые успешно преодолеваются, не говоря уже о том, что их испытывают не все и не обязательно так болезненно. В целом юность очень счастливый возраст. Реальная опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя существует лишь у юношей с чертами невротизма или у тех, кто предрасположен к нему в связи с особенностями предшествующего развития. У большинства же юношей и девушек психологическое обособление и рефлексия не только не мешают, но способствуют его углублению и росту избирательности.

Самоанализ не следует смешивать с бесцельным самосозерцанием. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я», а с другой — осознание своего положения в мире. Первые обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социального — нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама потребность в самоанализе — необходимый признак развитой личности и предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных, индивидуально-типологических и биографических факторов, соотношение которых еще недостаточно изучено. Если одни юноши тянутся к уединению, то другие, наоборот, панически боятся его, не могут даже короткое время оставаться в одиночестве, так что возникает подозрение, что общение служит им средством убежать от собственных проблем, которые они по недостатку рефлексивности не в состоянии осмыслить.

Исключительно важная черта личности, во многом закладываемая в ранней юности, — самоуважение, т. е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Высокое самоуважение не синоним зазнайства или некритичности. Оно не считает, что человек считает себя хуже или ниже других, что он положительно относится к себе. Низкое самоуважение, наоборот, означает постоянную неудовлетворенность, презрение к себе, неверие в собственные силы.

Уровень самоуважения, свойственный данной личности, в отличие от частных самооценок относительно устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут соответственно могут повышать или понижать его. На формирование самоуважения влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников и др. в юности и в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности, положение, занимаемое ими в коллективе, и т. д. эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых (да и сверстников), вызывает многочисленные конфликты и разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок молодой человек постигает меру своих реальных возможностей.

Но как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление человека о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши и девушки с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от окружающих, выставив вперед какое-то ложное лицо, маску. Необходимость играть роль усиливает внутреннюю напряженность. Такие люди особенно болезненно реагируют на критику, смех, порицание, на то, что думают о них окружающие. Чем ниже самоуважение человека, тем больше вероятность, что он страдает от одиночества. Пониженное самоуважение делает весьма невысоким уровень социальных притязаний личности, побуждает ее уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы. А это, в свою очередь, подкрепляет их заниженную самооценку. Перспективный путь — это включение в активную деятельность.

Вы здесь: Главная Психология Возрастная психология Глава 6. Психология ранней юности