Глава 6. Психология ранней юности
Психология ранней юности
Юность как социально-психологическое явление
Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривают юность прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах внутреннего мира и самосознания. Психоаналитические теории видят в юности определенный этап психосексуального развития. Указанные теории рассматривают юность прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или личности. Но это развитие по-разному протекает в различной социальной и культурной среде. Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого. Внимание исследователей сосредоточивается на тех социальных ролях, которыми надлежит овладеть человеку, на формировании его ценностных ориентаций, проблемах, связанных с вступлением в трудовую жизнь, т.е. индивидуально-психологические проблемы выводятся из социальных. Отечественные психологи (А.М. Прихожан, И.С. Кон, Е.А. Шумилин и др.) полагают, что проблему юности надо изучать комплексно, с учетом социально-психологических факторов и внутренних закономерностей развития. Это довольно трудно, так как темпы и фазы психофизиологического развития не всегда совпадают со сроком социального созревания. Границы ранней юности согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина соответствует 16-18 годам. Но конкретное содержание этого этапа развития определяется в первую очередь социальными условиями. От них зависит положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, и ряд других факторов.
В настоящее время в связи с усложнением трудовой и общественной деятельности подготовительный период, когда человек не работает, а главным образом учится, значительно удлинился. Чем продолжительнее общественно необходимые сроки образования и обучения, тем позже наступает действительная социальная зрелость. Отсюда — удлинение периода юности и некоторая неопределенность возрастных границ вообще.
Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые ребенком, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юношей происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности: избирательное право, возможность вступления в брак, уголовная ответственность и т.п.
Многие в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, думают о выборе профессии и т.д. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально старшеклассник находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой — постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы, где зачастую не только 16-летних, но и 20-летних не считают взрослыми. Неопределенность положения и предъявляемых к нему требований по-своему преломляется в юношеской психологии.
Юность — завершающий этап созревания и формирования личности. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения, усложнение жизнедеятельности и расширение круга лиц, с которыми личность должна сообразовывать свое поведение, — все это, вместе взятое, резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентационную деятельность. Идет ли речь о познании собственных качеств, усвоении новых знаний, об отношениях со старшими или сверстниками — юноша особенно озабочен их оценкой и стремится строить свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных критериев и норм.
Важнейшие задачи юношеского возраста: выбор профессии, подготовка к труду и общественно-политической деятельности; подготовка к вступлению в брак и созданию собственной семьи. Осуществление этих взаимосвязанных задач требует определенного времени, и сроки их реализации зависят от характера деятельности молодого человека. В отличии от подростков, которые все являются школьниками, 16-18-летние юноши и девушки могут быть также учащимися профессиональных училищ или средних специальных учебных заведений. Некоторые из юношей совмещают учебу с производительным трудом.
В целом общие умственные способности человека к этому времени, как правило, уже сформированы, но они продолжают совершенствоваться. Особенно активно в этом возрасте развивается самостоятельность. Интересы молодого человека с частных вопросов переключаются на проблемы глобальные: вопросы мироздания, возникновения и развития жизни, происхождения человека, смысла его жизни, общественных отношений. Наблюдающаяся в этом возрасте дифференциация интересов стимулирует развитие специальных способностей, и это делает структуру умственной деятельности гораздо более сложной.
Современный молодой человек на этом пути встречается со многими трудностями. Возраст, физические возможности и достигнутый уровень психологического развития ставят его перед проблемой наполнения собственной жизни общественно значимым содержанием, а реальные условия ограничивают его в этом. Для подавляющего большинства юношей и девушек еще продолжается время учебы с полной свободой от бытовых и материальных забот. Это позволяет все оставшееся от учебы время посвящать поискам «интересного» занятия. При этом упускается из виду, что интерес приходит при достаточно высоком уровне владения делом. Умозрительный, без практического действия перебор занятий мало что дает для развития личности. Потребление произведений массовой культуры и различные примитивные формы проявления активности( драки, мало-интеллектуальные состязания и т.п.) останавливают процесс развития личности в силу простоты и вседоступности необходимых действий.
Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной общественно и личностно значимой деятельности, обеспечивающей не только развитие способностей и становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения. В такой деятельности наша молодежь испытывает дефицит как в сфере общественной и культурной, так и трудовой жизни.
- Prev
- Вперёд >>
- Prev
- Вперёд >>