Лекции онлайн по дисциплине коммерческое право (читать или скачать)
Коммерческое право (лекция 4) — Доминирующее положение на товарных рынках
- Коммерческое право (лекция 4)
- История становления конкурентного законодательства
- Антимонопольное законодательство РФ
- Доминирующее положение на товарных рынках
- Доминирующим следует считать
- Недобросовестная конкуренция
- Государственный антимонопольный контроль
- Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
§ 4. Доминирующее положение на товарных рынках
Участники конкурентных отношений — хозяйствующие субъекты:
1) коммерческие организации (российские и иностранные) и их объединения;
2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов);
3) индивидуальные предприниматели.
Доминирующее положение на товарном рынке представляет собой исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим предпринимателям (ст. 4 Закона о конкуренции на товарных рынках) .
См.: Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утв. Приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. N 67.
Качественная характеристика доминирующего положения — возможность воздействовать на конкуренцию.
Количественная характеристика доминирующего положения — соотношение двух экономических величин: доли, которую хозяйствующий субъект фактически занимает на рынке определенного товара, и норматива, установленного законом.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется по формуле:
Di = Vi : Vm,
где Di — доля хозяйствующего субъекта; Vi — объем реализованной этим субъектом продукции на товарном рынке; Vm — общий объем реализации товара.
При этом определяются продуктовые и географические границы товарного рынка.
Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Классическим примером расширительного толкования понятия рынка является судебный процесс против компании Du Pont (1956). Департамент юстиции возбудил дело по обвинению компании в монополизации рынка целлофана на основании того, что компания монополизировала 75% рынка. Однако верховный суд согласился с аргументами защитников компании, что следует рассматривать не рынок целлофана, а рынок оберточных материалов в целом. Но на таком рынке доля компании составляла всего лишь 20% объема продаж. Дело было прекращено.
В результате определения количественных показателей положения хозяйствующего субъекта на рынке возможны три ситуации:
1) положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, признается доминирующим;
2) если доля хозяйствующего субъекта находится внутри пределов 35 — 65%, то наличие доминирующего положения доказывается антимонопольным органом;
3) не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке не превышает 35%.
Похожие критерии были выработаны в американской судебной практике. Так, в деле Aluminium Co. of America (1945) судья решил, что 90% рынка конституируют монополию; 60 — 64% — сомнительно; 33% — не создают монополию.
Федеральная антимонопольная служба России ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% . Однако решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке.
См.: Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154.