Конспект лекций по политологии. Часть 2
- Конспект лекций по политологии. Часть 2
- Место и роль государства в политической системе общества
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Государственный суверенитет
- Государственная власть как особая разновидность социальной власти
- Сущность государства
- Функции государства
- Типология государств
- Форма государства
- Форма государственного правления
- Соотношение типа и формы государства
- Форма государственного устройства
- Соотношение общества и государства
- Гражданское общество: понятие, структура, признаки
- Соотношение и взаимосвязь государства и права
- Правовое государство: понятие и принципы
- Разделение властей как принцип правового государства
- Государство и личность: взаимная ответственность
- Понятие, функции и структура политических партий
- Виды политических партий
- Партийные системы
- Общественно-политические движения
- Группы давления
- Политические отношения
- Политический плюрализм
- Сущность и структура политического процесса
- Революция и реформа как виды политических преобразований
- Политическая модернизация
- Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
- Политический кризис
- Политические кампании: их стратегия и тактика
- Популизм: понятие и признаки
Популизм: понятие и признаки
Популизм можно определить как применение не истинных, но популярных в конкретной ситуации средств для достижения политических целей. Популизм есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся под влиянием тех или иных обстоятельств.
Признаки популизма:
1) он возникает в странах, где имеются определенные демократические институты и нормы: всеобщее избирательное право, равноправие граждан, право на свободу слова и т.п., т.е. там, где массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда попытки апелляции к настроению граждан, попытки подстроиться под массовое сознание могут собственно и стать способом завоевания власти;
2) в наибольшей мере он распространен в условиях низкого уровня политической и правовой культуры общества, в условиях еще не упрочившихся структур народовластия;
3) популизм усиливается особенно во времена кризисов, социально-экономической и политической нестабильности, когда большинство людей испытывает ухудшение условий жизни и теряет уверенность в завтрашнем дне. Это самое благодатное для популистов время, ибо именно в такие моменты переоценки ценностей и ожесточения политической борьбы народ в наибольшей степени дезориентирован и подвержен политике обещаний;
4) популизм зачастую обслуживает прежде всего политический радикализм, позволяя “реальную дистанцию между целями и средствами” заменить упрощенной, декларативной, демагогической;
5) популизм — это уход от действительно имеющихся проблем, объективно данных интересов и потребностей людей. И в этом смысле популизм выступает в виде специфической имитации, напоминает своеобразный социально-политический наркотик, уводящий массы от реальности, не удовлетворяющей их, в мир несбыточных ожиданий и чуда;
6) популизм ориентируется в основном на обыденное сознание, “разыгрывая излюбленные карты” доверчивого обывателя: стремление к справедливости, ликвидацию привилегий, поиск универсальных и простых средств для решения практически всех задач и т.д. Он особенно распространен в условиях неопределенности, незнания, отсутствия налаженной и доступной системы информирования граждан;
7) популизм — разновидность демагогии. Типичные для демагогии средства — ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя подлинных интересов общества — употребляются в полной мере и в популистской практике. Вместе с тем популизм — лишь составная часть демагогии. Если всякий популизм — демагогия, то не всякая демагогия — популизм. Демагогия имеет более широкую сферу применения: и в политике, и в науке, и в искусстве, и в быту;
8) популизм, в отличие от популярности, оценивается с позиции нравственности как отрицательное явление, которое не приближает, а отдаляет истинное народовластие;
9) учитывая, что выборы — это своеобразная “продажа” конкретного политика избирателям, популизм выступает в качестве специфической недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в депутаты, президенты и т.п. Как и всякая иная реклама в большом бизнесе (а политика зачастую именно так и понимается), популизм не считает денег, связан с раздачей легковесных обещаний, льгот, наград и т.п.
Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приемы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.
ЛИТЕРАТУРА
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.139—141.
Волкова Н.Ф. Популизм и консерватизм. М., 1992.
Выдрин Д.И. Технология популизма // Диалог. 1990. № 3. С. 36—46.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 56—57.
Малько А.В. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и современность. 1994. № 1.
Малыю А.В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1. Политология на российском фоне / Отв. ред. П.И. Симуш. М., 1993. С.189—190.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306. Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994. С.114—130.
- << Назад
- Вперёд