Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 1
- Лекция по технологиям социально-педагогической деятельности. Часть 1
- Принципы коррекционно-педагогической деятельности
- Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности
- Методы социальной работы
- Организация, формы и методы работы с лицами без определенного места жительства
- Социально-педагогическая работа в пенитенциарных учреждениях
- Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях
- Правовая поддержка
- Психологическая поддержка
- Методы деятельности социального работника в структуре пенитенциарных учреждений
- Формы поддержания социально-полезных связей
- Предмет, цели и задачи курса: Теория и технологии социально-педагогической работы
- Характеристика категориального аппарата
Психологическая поддержка
Оказавшись в ИТУ, любой человек переживает психологический стресс. Осуждённого переполняет чувство якобы учиненной несправедливости и собственной неполноценности. Его мучит страх неизвестности. Осужденный понимает, что длительное время никто не будет интересоваться его судьбой и состоянием. Выраженный психологический дискомфорт требует разрядки. По данным статистики, треть насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, как следствие психического стресса. Именно поэтому в пенитенциарной системе необходимо создать психологическую службу с квалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников.
Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992 г. она приобрела законодательную основу . В местах лишения свободы стали создаваться психологические лаборатории. Психологическая функция социального работника состоит в диагностике личности осужденного и разработке совместно с администрацией ИТУ программы перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным .
Важнейшим компонентом психологической поддержки осуждённых служит организация социальным работником осмысленного досуга в ИТУ. «Задачи воспитательного воздействия во время досуга, — отмечает немецкий криминолог Г.Й. Шнайдер, — сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не только не разрушила социально полезных связей осуждённых, но и способствовала укреплению их семейных и родственных отношений .
Итак, основными направлениями психологической поддержки пенитенциарной социальной работы выступают:
1) Изучение личности осужденного и становление его «преступной карьеры».
2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.
3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.