link3700 link3701 link3702 link3703 link3704 link3705 link3706 link3707 link3708 link3709 link3710 link3711 link3712 link3713 link3714 link3715 link3716 link3717 link3718 link3719 link3720 link3721 link3722 link3723 link3724 link3725 link3726 link3727 link3728 link3729 link3730 link3731 link3732 link3733 link3734 link3735 link3736 link3737 link3738 link3739 link3740 link3741 link3742 link3743 link3744 link3745 link3746 link3747 link3748 link3749 link3750 link3751 link3752 link3753 link3754 link3755 link3756 link3757 link3758 link3759 link3760 link3761 link3762 link3763 link3764 link3765 link3766 link3767 link3768 link3769 link3770 link3771 link3772 link3773 link3774 link3775 link3776 link3777 link3778 link3779 link3780 link3781 link3782 link3783 link3784 link3785 link3786 link3787 link3788 link3789 link3790 link3791 link3792 link3793 link3794 link3795 link3796 link3797 link3798 link3799 link3800 link3801 link3802 link3803 link3804 link3805 link3806 link3807 link3808 link3809 link3810 link3811 link3812 link3813 link3814 link3815 link3816 link3817 link3818 link3819 link3820 link3821 link3822 link3823 link3824 link3825 link3826 link3827 link3828 link3829 link3830 link3831 link3832 link3833 link3834 link3835 link3836 link3837 link3838 link3839 link3840 link3841 link3842 link3843 link3844 link3845 link3846 link3847

Лекция о нарушениях речи у детей

В развитии речи у ребенка выделяют три критических периода


в 14-18 месяцев,

в 3 года и

в 5-6 лет.

Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в эти периоды, могут отразиться на развитии речи ребенка. Задержка речевого развития и нарушения речи также могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга 

 

1.  Речевые нарушения 

 

Содержание:

·  Изменения в коре мозга

·  Задержка развития речи ребёнка

·  Критические периоды в развитии речи

·  Cвязная речь

·  Начало развития письменной речи

 


Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в поражении мозга. Но подлинное научное подтверждение этому было дано лишь в 1861г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал нарушение речи с его поражением.

В 1874г. было сделано аналогичное открытие: установлена связь понимания речи с сохранностью определённого участка мозга. С этого времени стала доказана связь речевых расстройств с изменениями определённых отделов коры головного мозга.

 Изменения в коре мозга

 

Такие патологические изменения в коре мозга возникают вследствие различных неблагоприятных воздействий (инфекции, травмы, интоксикации) на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом.

Выделяют:

внутриутробную (перинатальную) патологию,

повреждение при родах (натальная патология) и

воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология).

          Внутриутробные нарушения обусловлены заболеваниями матери во время беременности, приёмом лекарственных препаратов, радиацией, вибрацией, приёмом алкоголя и курением. Определённую роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, по группе крови. Родовая патология возникает при затяжных или стремительных родах, тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном положении плода.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. Установлено различие в развитии правого и левого (речевого) полушария головного мозга. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственную. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, а у девочек, наоборот, левое (речевое), в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития.

В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние поражения мозга, сочетающиеся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребёнка в первые годы его жизни. Особое значение имеет нарушение взаимосвязи матери с ребёнком в первые годы жизни. Известно, что нормальное доречевое развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребёнка с матерью. В основе созревания речевой функции лежит поступление из внешнего мира различных сигналов, прежде всего речевых. Источником их является взрослый, который общается с ребёнком. В связи с этим роль речевого окружения и общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Малышу недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми.

Задержка развития речи ребёнка

 

Развитие речи ребёнка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружения. 

Речь развивается с помощью подражания, поэтому некоторые речевые нарушения (нечёткость произношения, заикание, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание членам семьи.

Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, разлука с близкими, психотравмирующая ситуация в семье).

Нарушения речи возникают также под влиянием общей физической ослабленности ребёнка, недоношенности, рахита, различных нарушений обмена веществ.

Определённое значение имеют и наследственные факторы. Наследственная отягощённость среди заикающихся составляет 17,5%. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии) и чтения (дислексии).

Критические периоды в развитии речи

 

Существуют критические периоды в развитии речевой функции, которые проявляются в повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности. Первый критический период — 1-2 года жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зон Брока. Любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка.

Cвязная речь

 

Второй критический период — 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения (упрямство, негативизм). В связи с этим сильно повышается ранимость нервной системы, в связи с неблагоприятными факторами могут возникать заикание, отставание речевого развития.

Начало развития письменной речи

 

Третий критический период — 6-7 лет — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникать и новые расстройства.

В возникновении речевых нарушений большая роль принадлежит неправильно сформированному строению речевого аппарата. Это аномалии нёба (высокое, плоское, расщеплённое), дефекты развития верхней и нижней челюсти (неправильный прикус), укороченная уздечка языка и верхней губы.

В заключение отметим такой неблагоприятный фактор как педагогическая и социальная запущенность. Речь — явление социальное, она развивается лишь под влиянием окружения ребёнка. Если ребёнок не получает достаточного речевого общения, то развитие его собственной речи будет отставать. Родители рады, если ребёнок подолгу сам занимается игрушками и не мешает им. Но при этом они не должны забывать каждый день почитать малышу, рассмотреть картинку и задать вопросы по ней, разучить потешку или стишок. Если же ребёнок явно отстаёт от сверстников по развитию речи, то необходимо не позже трёх лет получить консультацию логопеда и невропатолога.

 

 

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Лекция о нарушениях речи у детей