Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)

8.1. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В условиях современного общества педагоги, художники, искусство­веды всё чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с различными ви­дами изобразительного искусства создаёт условия для развития их худо­жественного творчества. Задача воспитателя — так организовать изобра­зительную деятельность детей, чтобы она носила активный и творческий характер.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства можно использовать следующие методы: наглядные и словесные. Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство — средство по­знания и отражения окружающей действительности. От степени развития у детей умения наблюдать, устанавливать связи между явлениями окру­жающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех разви­тия их творческих способностей. Также необходимо учить детей специ­альным приёмам изображения, способам использования различных изо­бразительных материалов.

Использование картин и репродукций. Картины применяются для уточнения представлений детей об окружающем мире и для пояснения средств и способов изображения.

Картина как художественное произведение ярко, эмоционально пере­даёт образ. Применение картины обеспечивает повторность восприятия и возможность выделить главное, характерное для последующего изобра­жения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, ко­гда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомле­ния детей с некоторыми приёмами изображения на плоскости.

Использование образов художественной литературы. Художествен­ный образ, воплощенный в слове, обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено характерное, типичное, свойственное данному явлению и выделяет его среди других.

Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов пред­метом можно использовать короткие стихотворения и отрывки из худо­жественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопро­вождает показ натуры или приёмов изображения.

Воспитателю следует серьёзно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты пред­меты, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, по­ложение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Приемы ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства:

- вопросы конкретного характера на перечисление изображения;

- вопросы обобщающего характера, направленные на установление свя­зи между содержанием произведения и средствами выразительности;

- искусствоведческий рассказ воспитателя;

- прием выявления композиционных и колористических особенностей произведения;

- прием «вхождения в картину», воссоздание предшествующих собы­тий;

- прием сравнения;

- прием классификации картин;

- рассказ-образец, раскрывающий эмоционально-личностное отноше­ние педагога к произведению;

- прием прямых указаний педагога;

- прием мысленного создания собственного произведения живописи, скульптуры;

- поиск композиционных и колористических вариантов решения об­раза;

- мини-рассказы детей.

Средствами ознакомления детей дошкольного возраста с произведе­ниями изобразительного искусства выступают как сами произведения изобразительного искусства, так и печатное их воспроизведение: иллю­страции в книгах, репродукции картин, фотографии произведений живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, различные эстампы, офорты, гравюры, литографии, образцы декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, выбор метода и приёмов ознакомления детей дошко­льного возраста с произведениями изобразительного искусства зависит:

- от содержания и задач занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства;

- от возраста детей и уровня их развития.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)