link2368 link2369 link2370 link2371 link2372 link2373 link2374 link2375 link2376 link2377 link2378 link2379 link2380 link2381 link2382 link2383 link2384 link2385 link2386 link2387 link2388 link2389 link2390 link2391 link2392 link2393 link2394 link2395 link2396 link2397 link2398 link2399 link2400 link2401 link2402 link2403 link2404 link2405 link2406 link2407 link2408 link2409 link2410 link2411 link2412 link2413 link2414 link2415 link2416 link2417 link2418 link2419 link2420 link2421 link2422 link2423 link2424 link2425 link2426 link2427 link2428 link2429 link2430 link2431 link2432 link2433 link2434 link2435 link2436 link2437 link2438 link2439 link2440 link2441 link2442 link2443 link2444 link2445 link2446 link2447 link2448 link2449 link2450 link2451 link2452 link2453 link2454 link2455 link2456 link2457 link2458 link2459 link2460 link2461 link2462 link2463 link2464 link2465 link2466 link2467 link2468 link2469 link2470 link2471 link2472 link2473 link2474 link2475 link2476 link2477 link2478 link2479 link2480 link2481 link2482 link2483 link2484 link2485 link2486 link2487 link2488 link2489 link2490 link2491 link2492 link2493 link2494 link2495 link2496 link2497 link2498 link2499 link2500 link2501 link2502 link2503 link2504 link2505 link2506 link2507 link2508 link2509 link2510 link2511 link2512 link2513 link2514 link2515

Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эф­фективное средство для этого — изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навы­ками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности — это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъек­тивное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизне­деятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность — это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и на­клеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъ­ективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений, который ребёнок самостоятельно усвоить не может. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобрази­тельный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное твор­чество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания ско­рее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как соз­дание объективных художественных ценностей».

Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое по­строено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребёнка опыт твор­ческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

-способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до­ школьного возраста в изобразительной деятельности.

Психолого- педагогические наблюдения за процессом детского худо­жественного творчества показывают, создание изображения ребёнок час­то сопровождает речью. Он называет воспроизводимые предметы, объяс­няет поступки персонажей, описывает свои действия. Это позволяет ре­бёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать их последовательность.

Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, значимы для психического развития его личности.

Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и многолетние исследования Т. С. Комаровой позволили вывести опреде­ление детского творчества.

Художественное творчество детей дошкольного возраста — это созда­ние ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка и т. д.); дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, по-новому характеризующим создаваемый об­раз; придумывание новых сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов решения изобразительной задачи.

Необходимо целенаправленное обучение художественному творчест­ву и создание условий для полноценного эстетического развития и фор­мирования художественно-эстетических способностей детей дошкольно­го возраста.

Условия:

- приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной;

- содержание образования должно быть интересным для детей, стро­иться на основе интеграции видов искусства, формировать художест­венно-творческие способности, использования разнообразных мето­дов и приёмов работы с детьми в этом направлении;

- необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми;

- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации;

- во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и обо­рудования для работы детей;

- создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;

- воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать сво­боду в реализации замысла каждого ребёнка;

- использование регионального материала в ознакомлении детей до­школьного возраста с изобразительным искусством.

В творческой деятельности ребёнка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

1. Возникновение и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)