Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 7. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения. Одна из них — это непосред­ственное ощущение длительности, на базе чего образуются условные рефлексы. Другая — собственно восприятие времени, наиболее сложная и совершенная форма отражения, которая, развиваясь на общей органиче­ской основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы.

Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во вре­мени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности чувство времени вы­ступает в качестве чувства темпа, либо чувства ритма, или чувства скоро­сти или длительности. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Но «чувство времени», наряду с чувст­венным восприятием, включает и логические компоненты — знание мер времени. Оно может находиться на разных ступенях развития. И совер­шенствуется в процессе специально организованных упражнениях и ус­воения способов оценки времени.

Факторы, формирующие чувство времени:

- знание временных эталонов;

- переживание — чувствование детьми длительности временных интер­валов в деятельности;

- развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Этапы организации работы:

- учить определять окончание срока выполнения деятельности по пе­сочным часам (задание, сделать за 1 минуту лодочку);

- учить оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности (за 3 минуты);

- учить предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длитель­ности (проверку намеченного объема работы по песочным часам);

- учить переносить умения оценивать длительность временных отрез­ков в жизнь.

Наряду с развитием «чувства времени» необходимо формировать у детей представления об особенностях времени, давая представления о отрезках суток, днях недели как отражении смены суток, о временах го­да, их последовательности и сменяемости.

Это формирование Ф. Н. Блехер рекомендует организовать на основе ознакомления детей с календарем. Календарное время — это определен­ные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени.

Б. Г. Ананьев говорил о том, что подобно общей природе отражения окружающего мира в мозгу человека, отражение пространства выступает в 2-х основных формах, одновременно являющихся и ступенями позна­ния: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается и в области отражения пространственно-временных от­ношений объективной действительности. Значит, на основе чувственно­сти отражения и ориентировки во времени у ребенка начинает склады­ваться высшая форма ориентировки и отражения времени — «логико-понятийная» или «теоретическая».

Таким образом, дошкольный возраст можно характеризовать как началь­ный этап становления «теоретического» знания ребенком временных ориен­тировок и формирования единства чувственного и логического отражения во времени. Свободное оперирование временными категориями является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды деятельности. Оно рассматривается как одно из профессионально важных качеств.

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 7. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)