Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 7. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

7.4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, яв­ляются более сложным процессом, чем умение различать качества пред­метов.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой от­счета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. В период школьного обучения дети овла­девают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, за­пад, восток.

Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей. Дифференцировка же основных пространст­венных направлений обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая, по сути, и является «чувственной системой отсчета».

Позднее на нее накладывается другая система отсчета — словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, впе­ред, назад, направо, налево.

Таким образом, дошкольный возраст — период усвоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Разли­чаемые направления ребенок соотносит, прежде всего, с определенными частями собственного тела. Так, упорядочиваются связи типа: вверху — где голова. Внизу — где ноги, впереди — где лицо. Сзади — где спина. На­право — там, где правая рука, налево — где левая.

Из трех парных групп основных направлений, соответствующих ос­новным осям человеческого тела, раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено, видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребенка. Вычленение же нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси, так и дифференцировка парных групп на­правлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперед — назад, направо — налево), происходит позднее.

Усвоив, в основном, группы парно-противоположных направлений, маленький ребенок еще ошибается в точности различения внутри каждой группы. Следовательно, ребенок лишь постепенно овладевает понимани­ем парности пространственных направлений, адекватным их обозначени­ем и практическим различением.

В каждой из пар пространственных обозначений выделяется сначала одно, например: под, справа, сверху, сзади. На основе сравнения с пер­выми осознаются и противоположные: над, слева, снизу, впереди.

Дети овладевают умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве поэтап­но.

Первый этап начинается с «практического примеривания».

На втором этапе появляется зрительная оценка расположения объек­тов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки.

С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенст­вуется и характер отражения воспринимаемого пространства. Восприятие внешнего мира пространственно расчленено. Воспринимаемое простран­ство разделено на различные зоны переднюю (правостороннюю, левосто­роннюю) и заднюю (тоже правостороннюю и левостороннюю). Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или слева от себя, ребёнок считает лишь те, что непосредственно примыкают к соответст­вующим сторонам его тела или максимально приближены к ним. Следо­вательно, площадь, на которой ориентируется ребенок, вначале крайне ограниченна. Сама ориентировка осуществляется в этом случае в кон­тактной близости, т. е. в буквальном смысле слова на себе и от себя.

Этапы пространственной ориентации «на себе», от себя» и «от объек­тов», «от другого человека» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указы­валось, что ориентировка «на себе» — не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы опреде­лить правое и левое от человека, стоящего напротив, ребенок, прежде всего, определяет данные стороны «на себе», затем совершает мыслен­ный поворот на 180 градусов и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ре­бенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной.

Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объек­тов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предме­тов, для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Восприятие и отражение пространственных отношений между пред­метами у детей в дошкольном возрасте происходит постепенно.

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ре­бенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих ме­жду ними. Так, многие дети в среднем дошкольном возрасте определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на осно­ве лишь признака общности входящих в них предметов.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия про­странственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отно­шения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов вос­принимаются как «непрерывность».

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием вос­приятия пространственного расположения предметов. На смену опреде­ления пространственных отношений приемом контактной близости при­ходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми зна­чения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно ос­мыслить и оценить расположение объектов и отношений между ними.

Таким образом, познание ребенком пространства и ориентировка в нем — процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространствен­ных представлений требует специального обучения. Его основой должно быть, прежде всего, накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях. Восприятие пространства не ограни­чивается лишь накоплением чувственного опыта. С возрастом развивает­ся стремление к более точному определению пространственных отноше­ний, численному их выражению. Чисто сенсорный опыт восприятия про­странства перестраивается в логическое его познание посредством изме­рения. Большое значение для формирования механизма вторично сиг­нальной регуляции пространственного различения имеет словарная работа и воспитание культуры речи, как на специальных занятиях, так и в иг­рах детей, в их повседневной жизни.

Окружающий нас мир существует во времени. Время является всеоб­щей формой существования материи. Из этого следует, что временные характеристики явлений — их продолжительность, частота, ритм и другие

- универсальны по своей применимости для описания любых по природе процессов.

Характерными особенностями времени являются:

- его текучесть; время связано с движением;

- его необратимость;

- отсутствие наглядных форм;

- «его не видно и не слышно».

Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Прошедшее, настоящее и будущее связаны между собой таким образом, что они не могут поменяться местами. Свойство необра­тимости времени, протекание времени в одном направлении есть выра­жение вечного в природе и обществе по восходящей линии, от старого к новому.

Основой восприятия времени является чувственное восприятие. Ком­плекс различных анализаторов способствуют чувственному восприятию текучести времени. Особое значение в этом И. М. Сеченов придавал слу­ховым и мышечным ощущениям: «Только звук и мышечное ощущение дают человеку представление о времени, притом не всем своим содержа­нием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечно­го чувства».

И. П. Павлов указывал, что физиологической основой восприятия времени является смена возбуждения и торможения, что и позволяет «от­считывать время».

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 7. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)