Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)
Подвижные игры
Значение подвижных игр признано педагогами всего мира. Игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Игровая деятельность является одним из основных средств и методов физического воспитания. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.
Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает двигательную инициативу и самостоятельность.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных, совершенствуют психические процессы.
Для физического развития детей используются элементарные подвижные игры и спортивные игры: баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и другие. С дошкольниками используют элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками и другие). По образному содержанию они делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных характерны роли с действиями, при этом сюжет может быть образный («Зайцы и волк») и условный («Ловишки») примеры бессюжетных игр — «Найди себе пару», «Придумай фигуру» и другие. По характеру игровых действий выделяют игры соревновательного типа, по динамическим характеристикам — игры малой, средней и большой подвижности.
В методике физического воспитания определена методика проведения игр.
Сбор детей на игру. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно: при помощи зазывалочек, считалочек, использования нестандартных звуковых сигналов, сюрпризных моментов. Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости потому, что их нужно еще учить играть.
Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. В младшей группе объяснение может быть в форме двигательного рассказа. Последовательность объяснения: назвать игру, ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начинать игровые действия.
Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль — всегда соблазн для ребенка. Поэтому во время распределения ролей случаются конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, но выбор воспитателя должен быть мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используют и считалочки, которые предупреждают конфликты. Распределить роли можно с помощью волшебной палочки, всевозможных вертушек, при помощи перехваток.
Руководство ходом игры. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями детей: поощрять удачное выполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Иногда дети нарушают правила игры, особенно в сюжетных играх. Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Повторение и продолжительность игры зависит от фактического положения, и воспитатель определяет время игры. Итог игры должен быть оптимистичным.
- << Назад
- Вперёд