Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)

Подвижные игры

 

Значение подвижных игр признано педагогами всего мира. Игры соз­дают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным ком­плексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Игровая деятельность является одним из основных средств и методов физического воспитания. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигатель­ные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазо­мер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют ис­пользование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, по­ведении животных, совершенствуют психические процессы.

Для физического развития детей используются элементарные под­вижные игры и спортивные игры: баскетбол, волейбол, хоккей, футбол и другие. С дошкольниками используют элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию (игры с бегом, игры с прыжками и другие). По образному содержанию они делятся на сюжет­ные и бессюжетные. Для сюжетных характерны роли с действиями, при этом сюжет может быть образный («Зайцы и волк») и условный («Ловишки») примеры бессюжетных игр — «Найди себе пару», «Придумай фигуру» и другие. По характеру игровых действий выделяют игры со­ревновательного типа, по динамическим характеристикам — игры малой, средней и большой подвижности.

В методике физического воспитания определена методика проведения игр.

Сбор детей на игру. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно: при помо­щи зазывалочек, считалочек, использования нестандартных звуковых сигналов, сюрпризных моментов. Организация малышей требует от вос­питателя большой находчивости потому, что их нужно еще учить играть.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. В младшей группе объяснение может быть в форме дви­гательного рассказа. Последовательность объяснения: назвать игру, ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начинать игровые действия.

Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Ведущая роль — всегда соблазн для ребенка. Поэтому во время распределе­ния ролей случаются конфликты. Выбор на главную роль дети должны вос­принимать как поощрение, но выбор воспитателя должен быть мотивирован. Для назначения на ведущую роль часто используют и считалочки, которые предупреждают конфликты. Распределить роли можно с помощью волшеб­ной палочки, всевозможных вертушек, при помощи перехваток.

Руководство ходом игры. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обуславливает выбор методов и приемов. Педагогу необходимо следить за движениями детей: поощрять удачное выполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Иногда дети нарушают правила игры, осо­бенно в сюжетных играх. Не надо упрекать их за это, тем более исключать из игры. Лучше похвалить того, кто действовал правильно. Повторение и продолжительность игры зависит от фактического положения, и воспита­тель определяет время игры. Итог игры должен быть оптимистичным.

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)