Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)

5.1. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В теории физического воспитания двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая отличается повышен­ной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Основой двигательного умения является творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие. Двигатель­ное умение постепенно переходит в навык.

Двигательный навык — это степень владения техникой действия, при котором управление движениями осуществляется автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью. Формирование двигательно­го навыка представляет собой процесс образования динамического сте­реотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем с пре­обладающим значением второй сигнальной системы. Характерными осо­бенностями двигательного навыка являются; автоматизированный харак­тер как некоторых операций, так и действия целиком; высокая быстрота действия; стабильность итогов действия; надежность и прочность — на­вык не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Закономерности формирования двигательных навыков.

1. Формирование первоначального умения — стадия, короткая по вре­мени, когда дети знакомятся с новым движением, характеризуется широ­ким иррадиированием процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей на­блюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мускула­туры, наличие лишних движений, неточности в пространстве.

2. Процесс специализации условного рефлекса — стадия, более продол­жительная по времени. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений постепенно улучшается. Это происходит в силу уточнения от­ дельных двигательных рефлексов и всей системы в целом.

3. Стабилизация навыка, упрочение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок владеет навы­ком. Движения его делаются произвольными, экономными. Он самостоя­тельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной зада­чи, может творчески применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации.

Наряду с формированием двигательных умений и навыков, развитие физических качеств является одной из сторон физического воспитания. Физические качества связаны с морфофункциональными, психофизиче­скими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего орга­низма, дети быстрее усваивают новое, проявляют творческую самостоя­тельность. Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) происходит в тесной связи с формирова­нием двигательных навыков.

Быстрота рассматривается как комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Практически это проявляется в способности вы­полнять двигательное действие в минимальный срок.

Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой повторения движений. Для развития скоростных ка­честв следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях с пере­ходом на другой темп. Кроме того, на занятиях и в игровой деятельности используются подвижные игры и бег из условных разных исходных по­ложений (сидя, лежа, на спине, на корточках и т. д.).

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями. У ребенка воспитание ловкости связано с развитием координации движе­ний, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Лов­кость является необходимым компонентом любого движения. Для воспи­тания ловкости у детей используются многообразные физические упраж­нения в основных движениях (ходьба, бег между предметами; с преодо­лением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись на скамей­ке; перепрыгнуть через предмет). Наилучшие условия для совершенство­вания ловкости создаются в подвижных играх: ребенок должен проявлять быстроту, сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться ме­жду предметами. Целесообразны задания с предметами. Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

Сила — способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мы­шечных напряжений. Уровень мышечной силы определяется возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют час­тоту, степень и объем мышечных сокращений.

Существует несколько понятий силовых способностей человека. Аб­солютная сила — способность проявлять максимальное напряжение в от­носительно короткий отрезок времени, эта способность оценивается обычно с помощью динамометра и выражается она в кг. Относительная сила, которую может проявить человек безотносительно к собственному весу, другими словами, это величина силы, которая приходится на 1 кг веса человека. Относительная сила определяется делением показателя абсолютной силы на вес тела. У детей дошкольного возраста она состав­ляет 1,5-1,8 условных единиц (Е. Н. Вавилова). Это значит, что ребенок может поднять вес, который превышает его личный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и стано­вую силу.

Для развития силовых показателей можно применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх, вперед, вспрыгива­ние на возвышение с места, с небольшого разбега, разновидности прыж­ков, ходьба по лестнице, умеренный или быстрый темп выполнения уп­ражнений, ускорения, прыжки со скакалкой и др.

Выносливость - способность противостоять утомлению, длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности, в чем заключается физиологическая сущность качества выносливости. В теории и практике физического воспитания широко распространено де­ление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты.

Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, дли­тельный бег).

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его сочленений. Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. Учитывая, что у дошколь­ников опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью, следует на физкультурных занятиях, утренней гимнасти­ке включать упражнения на вращения, повороты, наклоны, махи, пру­жинные движения для увеличения подвижности суставов. Объем и ин­тенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.)