Лекция по информатике. Часть 1
- Лекция по информатике. Часть 1
- Введение
- 1. Основы информатики
- 1.2. Кодирование информации
- 1.3. Основы логики и логические элементы ЭВМ
- 1.4. Моделирование и формализация
- 1.5. Алгоритмизация и программирование
- 1.6. Компьютер и программное обеспечение
- 1.7. Компьютерные сети
- 1.8. Социальная информатика
- 2. Информационные и коммуникационные технологии
- 2.2. Технология обработки текстовой информации
- 2.3. Технология обработки графической информации
- 2.4. Технология обработки числовой информации
- 2.5. Технология хранения, поиска и сортировки информации
- 2.6. Технология объектно-ориентированного программирования
- 2.7. Коммуникационные технологии
Модель — некоторое упрощенное подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства) изучаемого реального объекта, явления или процесса.
Моделирование — метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Т.е. исследование объектов путем построения и изучения моделей.
Формализация — процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков.
Объект — некоторая часть окружающего мира, рассматриваемого человеком как единое целое. Каждый объект имеет имя и обладает параметрами.
Параметр — признак или величина, характеризующая какое-либо свойство объекта и принимаемая различные значения.
Среда — условие существование объекта.
Операция — действие, изменяющее свойство объекта.
Система — совокупность взаимосвязанных объектов, воспринимаемая как единое целое.
Структура — состав системы, свойства её элементов, их отношения и связи между собой.
Этапы моделирования:
- Постановка задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи
- Разработка модели: информационная модель, компьютерная модель
- Компьютерный эксперимент — план эксперимента, проведение исследования
- Анализ результатов моделирования
Модели и окружающий мир
Человек в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира.
1. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: Физика: модели двигателей; География: глобус — модель земли (реальный размер очень большой); Химия — модели кристаллическая решетка, молекул (реальные размеры очень маленькие); Биология — по муляжу человека изучаем внутреннее строение
2. При проектировании механизмов и устройств, зданий, электрических цепей используют модели — чертежи и макеты. Математика — изучение объемных фигур
3. Теоретические модели (для развития науки) — теории законов, гипотез и т. д. Иногда создание таких моделей коренным образом меняет представления человека об окружающем мире: Коперник — гелиоцентрическая система мира, модель атома Резерфорда-Бора, геном человека)
4. Художественное творчество — перенос реальной действительности на полотно, скульптура, театр, басня — отношения между животными — отношения между людьми
Один и тот же объект может иметь множество моделей:
объект "ЧЕЛОВЕК"
его модели:
1) химия — БИОХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ
2) анатомия — СКЕЛЕТ, СТРОЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ
3) физика — МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА
Разные объекты могут описываться одной моделью:
модель "КАРТА"
её объекты:
1) ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ — на карте полезных ископаемых
2) КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ — на карте климатических зон
3) ГОСУДАРСТВА, СТРАНЫ — на политической карте
4) ЗВЕЗДЫ — на звездной карте
5) ТУЗЫ, ДАМЫ, ВОЛЬТЫ и пр. — игральные карты
Классификация моделей
Признаки классификаций моделей:
1) по области использования;
2) по фактору времени;
3) по отрасли знаний;
4) по форме представления.
1) Классификация моделей по области использования:
- Учебные модели — используются при обучении;
- Опытные — это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик;
- Научно-технические - создаются для исследования процессов и явлений;
- Игровые — репетиция поведения объекта в различных условиях;
- Имитационные — отражение реальности в той или иной степени (это метод проб и ошибок).
2) Классификация моделей по фактору времени:
- Статические — модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры моделей: классификация животных, строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов в школе и т. д.
- Динамические — модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.
3) Классификация моделей по отрасли знаний — это классификация по отрасли деятельности человека: математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и т. д.
4) Классификация моделей по форме представления:
- Материальные — это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала. Это экспериментальный метод познания окружающей среды. Примеры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной системы, школьные пособия, физические и химические опыты;
- Абстрактные (нематериальные) — не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. Это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают: мысленные и вербальные; информационные;
- Мысленные модели формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Это модель сопутствует сознательной деятельности человека;
- Вербальные — мысленные модели, выраженные в разговорной форме. Используется для передачи мыслей;
- Информационные модели — целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойств этого объекта.
Типы информационных моделей:
Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках).
Иерархические — объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.
Сетевые – применяют для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру.
По степени формализации информационные модели бывают образно-знаковые и знаковые. Например:
Образно-знаковые модели:
- Геометрические (рисунок, пиктограмма, чертеж, карта, план, объемное изображение);
- Структурные (таблица, граф, схема, диаграмма);
- Словесные (описание естественными языками);
- Алгоритмические (нумерованный список, пошаговое перечисление, блок-схема);
Знаковые модели:
- Математические — представлены математическими формулами, отображающими связь параметров;
- Специальные — представлены на специальных языках (ноты, химические формулы);
- Алгоритмические — программы.
Информационные модели процессов управления — это модели, описывающие информационные процессы управления в сложных процессах.
Разомкнутая система управления — не учитывает состояние управляемого объекта управление идет по прямому каналу.
Замкнутая система управления - управляющий объект получает информацию по каналу обратной связи о реальном положении дел, а по прямому каналу происходит управление.