Теория СУБД
- Теория СУБД
- ЗА ТАБЛИЦАМИ — НАШЕ БУДУЩЕЕ!
- СВЯЗЫВАЕМ ДАННЫЕ
- ОБЪЕКТНЫЙ РАЙ
- ЛОКАЛЬНАЯ БАЗА
- СЕТЕВАЯ БАЗА ДАННЫХ
- КЛИЕНТ-СЕРВЕР
- ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
- ЛОГИКА
- ВИДЫ СТРУКТУР БАЗ
- ОБЗОР РЫНКА
- РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БД
- БАЗЫ ЗНАНИЙ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ
- АНАЛИЗ ДАННЫХ И OLAP-ТЕХНОЛОГИИ
- ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ И КОРПОРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРФЕЙСОВ ДОСТУПА К БАЗАМ ДАННЫХ
- ЧТО ДАЛЬШЕ?
Накопленные в ходе работы фирмы данные исключительно ценны. Необходимо как-то изолировать накопленные данные с целью минимизации риска испортить их в процессе работы: утрата такой ценности недопустима. Кроме того, превышение объема информации общей базы данных неизбежно приводит к снижению производительности.
Условно разделяют рабочую базу данных, отвечающую за текущее функционирование предприятия, и хранилище данных (data warehouse), назначение которого — накопление всего массива данных с целью дальнейшего анализа. Как правило, от рабочей базы данных требуется высокая производительность с поддержкой транзакций. Хранилище данных, в свою очередь, может иметь несколько другую структуру и быть доступным только на чтение для аналитиков. Данные из рабочей базы данных периодически заносятся в хранилище. При этом может происходить проверка данных на непротиворечивость, преобразование структуры данных в вид, удобный для анализа и т.д. Архитектура хранилища данных показана на рис. 5. Использовать хранилища данных имеет смысл даже тогда, когда планируется применять простейшие методы анализа данных типа OLAP.
Многие знания, существующие только в нематериальном виде (в головах сотрудников), никак не отражаются в базах данных предприятия или вообще не преобразуются в электронный вид. Более широкое понятие, корпоративная память, относится к централизованному накоплению всех возникающих при работе документов: формуляров, служебных инструкций и т.д. Хранилище документов, определенным образом организованное ручной или автоматической категоризацией, зачастую также называют корпоративной базой знаний. Хотя с точки зрения ИИ такое название является не совсем корректным (база знаний такого рода не может быть использована
компьютером для получения логических выво дов и для решения задач). Корпоративная па мять играет важнейшую роль в увековечении опыта сотрудников.
МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ — КЛЮЧ К КИБЕРНЕТИЧЕСКОМУ БЕССМЕРТИЮ
Рассмотренные задачи машинного обучения, накопления и эффективного использования корпоративной памяти сейчас достаточно эффективно развиваются, поскольку они востребованы в сфере бизнеса. Несложно представить себе, что в ближайшем будущем методы обучения станут настолько развитыми, что можно будет представить опыт, привычки и знания человека в некотором электронном виде настолько полно, что программная система, руководствуясь этими знаниями, сможет выполнять многие задачи вместо человека, помогая ему в повседневной деятельности. Для развития этой мысли введем понятие кибернетического бессмертия. Компьютерный агент-помощник может продолжать выполнение многих задач за человека и после его смерти, сохраняя при этом некоторый виртуальный образ своего бывшего "хозяина", поскольку обладает практически теми же знаниями и привычками. И хотя во многом идея кибернетического бессмертия не так привлекательна по сравнению с биологическим, уже в ближайшие годы или десятилетия мы, возможно, сможем наблюдать рождение принципиально новых форм взаимодействия человека и компьютера, возникших благодаря методам искусственного интеллекта.