Теория СУБД
- Теория СУБД
- ЗА ТАБЛИЦАМИ — НАШЕ БУДУЩЕЕ!
- СВЯЗЫВАЕМ ДАННЫЕ
- ОБЪЕКТНЫЙ РАЙ
- ЛОКАЛЬНАЯ БАЗА
- СЕТЕВАЯ БАЗА ДАННЫХ
- КЛИЕНТ-СЕРВЕР
- ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
- ЛОГИКА
- ВИДЫ СТРУКТУР БАЗ
- ОБЗОР РЫНКА
- РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БД
- БАЗЫ ЗНАНИЙ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ
- АНАЛИЗ ДАННЫХ И OLAP-ТЕХНОЛОГИИ
- ХРАНИЛИЩА ДАННЫХ И КОРПОРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРФЕЙСОВ ДОСТУПА К БАЗАМ ДАННЫХ
- ЧТО ДАЛЬШЕ?
Несмотря на всю привлекательность реляционной системы, и она имеет ряд недостатков. Она идеально подходит для традиционных приложений типа сохранения данных о клиенте у порнодилера. Но применение таких систем в интеллектуальных системах обучения оказывается проблематичным. После окончания проектирования реляционной БД многие знания проектировщика остаются на бумаге. А всему виной простота структур данных, лежащих в основе реляционной модели. В нетрадиционных приложениях в базе данных появляются тысячи таблиц, над которыми постоянно выполняются сложные операции соединения, характерные для предметной области.
Перспективное направление — объектные СУБД (языки работы с реляционными БД — процедурные, а не объектные). При занесении сложного объекта в реляционную БД приходится размещать его по множеству различных таблиц (происходит процесс декомпозиции объекта). А при чтении его приходится снова собирать из кучи данных в различных таблицах. Согласись, неудобно.
Современные СУБД постоянно совершенствуются, появляются новые требования к их работе, и неизвестно, что придумают завтра.
КИБЕРНЕТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ ЗА БАЗАМИ ЗНАНИЙ
Рассмотрим в качестве примера интернет-магазин товаров самого разного рода. Для эффективной работы такого предприятия ценной является информация, например, о совершенных покупателями закупках (содержащиеся обычно в базе данных CRM-приложений), о накопленном опыте сотрудников магазина. Только опыт человека-работника может подсказать, к примеру, что под Новый год выгодно увеличить ассортимент шампанского и лыж, а летом — пива и мороженого. С другой стороны, грамотный анализ данных, в том числе о совершавшихся покупках, поможет выяснить, что вместе с пивом очень часто приобретают чипсы или арахис. Взаимосвязи такого рода позволяют более точно определить потребности покупателей и в ненавязчивой форме рекомендовать приобретение сопутствующих товаров, что в конечном счете повышает объемы продаж.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Сведения о таких глубинных взаимосвязях существуют только в нематериальном виде: в навыках и знаниях, полученных опытным сотрудником. Такую информацию сложно запрограммировать в компьютерной системе, именно поэтому во многих областях деятельности опытные специалисты ценятся намного больше, чем хорошие базы данных. Сбор ценных сведений из опыта специалистов-экспертов и создание на этой основе компьютерных систем принятия решений — проблема, решение которой ожидаемо в сфере бизнеса.
Решением такой проблемы занимается искусственный интеллект (далее в статье — ИИ) — направление информатики, занимающееся автоматизацией деятельности людей. Как научное и прикладное направление, результаты развития ИИ имеют мало общего с тем, что изображают в фантастических фильмах и романах: существа-роботы, которые активно соперничают с человеком в плане уровня интеллек та. Попытки создать именно такие "мыслящие программы" можно сравнить с мучительными поисками философского камня алхимиками Средневековья. В наши дни основное внимание исследователей сосредоточено на методах, применение которых возможно на практике, — на так называемом "слабом" ("практическом") ИИ. Современные методы ИИ активно применяются в жизни: в разработке стиральных машин и пылесосов используются интеллектуальные модули управления, основанные на нечеткой логике. Яркий примеры тому — современные роботы-пылесосы Trilobyte, способные выполнять уборку без участия человека. Экспертные системы позволяют получать консультации (которые могут сравниться с полученными от специалистов) в некоторых предметных областях. Системы машинного перевода позволяют понимать смысл текстов на иностранном языке не владея им.
ДАННЫЕ И ЗНАНИЯ
Системы искусственного интеллекта часто называют системами, основанными на знаниях, поскольку их функционирование связано с оперированием знаниями, полученными от человека-эксперта и представленными в некотором машинном виде. Именно знания представляют ту самую ценность, которая помогает корпорациям вести конкурентную борьбу на достойном уровне.
Попробуем разобраться, что отличает накопленные знания от обычного хранилища данных. В нашем примере с интернет-магазином основные данные, которые накапливаются в ходе работы, — это сведения о покупках, совершенных покупателями магазина. При этом информация о покупках должны быть соотнесена с информацией о покупателях. Сами по себе эти данные еще не являются знаниями о вкусах и приоритетах покупателей, поскольку фиксируют лишь факты совершения покупки, которые в некоторых случаях могут и не отражать истинные интересы потребителя (нап, если мы покупаем путеводитель по городу для приехавшего в гости знакомого). Такие данные также могут содержать весьма ценные сведения общего характера (например, перед Рождеством многие покупатели подарочных изданий книг в дополнение заказывают открытки), однако эти сведения не содержатся в массиве данных в явном виде, поэтому не могут считаться знаниями.
Переход от данных к знаниям происходит тогда, когда глубинные зависимости, известные только человеку-эксперту, становятся представленными в явном электронном виде. Технологии машинного обучения или беседа программиста со специалистом-экспертом может помочь в решении этой сложной проблемы (на самом деле за получение знаний от экспертов обычно отвечает отдельный специалист -инженер по знаниям).
Знания, представленные в явном виде, с некоторой точностью описывают представления человека о какой-либо части реального мира, при этом позволяют делать на основе такого опи сания выводы, решать конкретные задачи. Вернемся к нашему примеру: после обработки статистики покупок возможно получение правила, согласно которому с подарочными изданиями в 80% случаев приобретают также и открытки, в том случае если покупка была совершена в течение месяца перед Рождеством. Нет нужды подчеркивать, что такое правило будет чрезвычайно полезным для работников интернет-магазина, поскольку поможет с помощью автоматизированных средств предлагать приобретение открыток всем покупателям подарочных изданий в указанный период времени. Консультируясь у эксперта, можно получить и более подробные знания в виде множества правил такого вида:
ЕСЛИ покупатель интересуется философией И он интересуется точными науками И он старше 30-ти лет
И (имеет ученую степень ИЛИ работает в вузе) ТО ему, вероятно, будут интересны книги по синергетике, вышедшие за последний год. В свою очередь тот факт что покупатель интересуется точными науками, может быть получен из другого правила:
ЕСЛИ покупатель купил более трех книг по математике ИЛИ физике, ТО он интересуется точными науками