Лекция 7. Новейшее время: Всемирно-исторический процесс и XX век
- Лекция 7. Новейшее время: Всемирно-исторический процесс и XX век
- Глава 15. Мировые войны XX века. Причины и последствия
- Первая мировая война
- Итоги войны.
- Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
- Вторая мировая война
- Итоги Второй мировой войны
- Глава 16. Крупнейшие экономические кризисы
- Экономические кризисы второй половины XX в.
- Структурные кризисы
- Антикризисное государственное регулирование
- Глава 17. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
- Страны третьего мира
- Глава 18. Этапы развития мировой системы социализма
- Этапы развития мировой системы социализма
- Распад мировой системы социализма
- Глава 19 Третья научно-техническая революция.
- Переход к постиндустриальной цивилизации
- Глава 20 Основные тенденции мирового развития на современном этапе
- Три мировых центра капитализма
- Глобальные проблемы современности
Антикризисное государственное регулирование
Антикризисное государственное регулирование. Основным направлением государственного вмешательства в экономику после войны становится антициклическое (антикризисное) регулирование. Все страны применяли его как для выхода из кризисов, так и для предотвращения их возникновения. Оно осуществляется в основном посредством бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Так, в 50-60-е гг. для противодействия застойным явлениям правительства капиталистических стран увеличили государственные расходы и снижали налоги, заботились об ускорении процесса амортизации, повышая норму амортизационных отчислений. Такие мероприятия способствовали росту совокупного спроса, что вело к увеличению инвестиций и, в свою очередь, — к расширению производства. Это была в основном бюджетно-налоговая политика, лишь дополняемая кредитно-денежной.
В результате в 50-60-е гг. наблюдалась тенденция к росту государственной и полугосударственной собственности на основе национализации находившихся в кризисном состоянии отраслей промышленности, инфраструктуры. Огромные бюджетные средства направлялись в военно-промышленный комплекс, НИОКР, социальную сферу.
Новой формой государственного регулирования в некоторых странах становятся программирование и индикативное планирование экономики, подкрепляемые бюджетными программами (Голландия, Испания, Норвегия, Франция, Швеция).
В 60-70-е гг. общая экономическая ситуация претерпевает существенные изменения. В результате проводившейся в 50-е гг. государственной политики стимулирования совокупного спроса начинают нарастать инфляционные явления. Политика меняется: несколько сокращается рост государственного потребления, рост расходной части государственного бюджета. Одновременно, хотя и недостаточно активно, используется кредитно-денежная политика, повышаются ставки ссудного процента.
На рубеже 70-80-х гг. ситуация изменяется вновь. Эти годы характеризуются возникновением череды кризисов. Как отмечалось, отличительной чертой циклических кризисов 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. было их переплетение со структурными кризисами (сырьевым, энергетическим, продовольственным, экологическим). Кроме того, для этих кризисов было характерно сочетание падения производства, роста безработицы, хронической недогрузки производственных мощностей с хроническим ростом цен. Это явление получило название стагфляции. Изжила себя и применявшаяся модель государственного регулирования.
В результате перед системой государственно-монополистического капитализма встала проблема изменения методов регулирования в соответствии с новым циклическим витком конъюнктуры. Происходит отказ от кейнсианской модели в пользу либеральной, предусматривающей ограничение роли государства, а, следовательно, большую свободу субъектов рынка.
В соответствии с пришедшей на смену неокейнсианству монетаристской концепцией основное внимание государство стало сосредотачивать на кредитно-денежном регулировании и использовании кредитно-денежной политики для амортизации циклических колебаний, устойчивого обеспечения экономического роста. Существенное отличие современной антикризисной политики заключается в ориентации ее на предложение, т.е. создание условий для эффективного производства, путем либерализации кредита, снижения налогов. Прежняя же политика преследовала задачу расширения спроса, опираясь на налогово-бюджетные рычаги.
* * *
Таким образом, страны рыночной экономики на протяжении XX в. накопили большой арсенал средств и методов борьбы с кризисными явлениями и эффективно применяют их, о чем свидетельствуют различные варианты экономической политики по выходу из кризисных ситуаций. Это вовсе не означает, что циклические колебания конъюнктуры уходят в прошлое, а вместе с этим и сам феномен государственно-монополистического капитализма. Напротив, продолжающийся процесс концентрации производства уже на основе интернационализации экономической жизни, активной интеграции стран усиливают роль государственно-монополистического капитализма как координатора этих явлений. Сама интернационализация производства, развитие связей между странами, в свою очередь, привели к синхронизации экономических циклов, т.е. их совпадению по времени в различных странах и регионах. В сипу этого на современном этапе государственная антициклическая политика требует согласования на межгосударственном уровне антикризисных мероприятий, что также, на наш взгляд, увеличивает роль феномена государственно-монополистического капитализма.
Вопросы для самопроверки
1. 1. В чем заключаются основные причины экономических кризисов?
2. 2. Охарактеризуйте экономический кризис 1929-1933 гг. и покажите, какие варианты выхода из него осуществляли ведущие страны.
3. 3. Чем отличаются крупнейшие экономические кризисы второй половины XX в. от кризисов начала столетия?
4. 4. Какие факторы способствовали синхронизации циклических колебаний после Второй мировой войны? Что такое стагфляция?