1 этап — с конца XI по начало XIII вв. — период консульского правления. Законодательная власть принадлежит 2-м советам — Большому и Малому. Исполнительная власть в руках коллегии консулов, число которых варьируется от 2 до 20 в разные годы и в разных городах. Избирательное право имело не все население города, а только нобили, рыцари, купцы, ремесленники.
2 этап — с конца XII по середину XIII вв. — подестат. Исполнительная власть от консулов перешла к подеста, чужеземец, рыцарь, старше 30 лет, имел свой штат, жалованье получал от коммуны, должность исполнял 1 год, после которого отчитывался перед коммуной, подлежал контролю со стороны городских советников. Избирательное право было даровано гражданам, платившим налоги и имевшим собственность. Краткосрочность магистратур была чертой городской демократии ( от 2 до 6 месяцев, мах — 1 год), пополанская власть — капитан народа.
3 этап — середина (могло быть чуть раньше) XIV в. — синьория. Капитан превращался в сеньора, сначала бессрочно, потом наследственно. В конце XIII в. так было в Вероне (да Романо, потом Делла Скала), Милане, Мантуе (Гонзага, с 1328 г. Людовик Гонзага стал капитаном, преемники Людовика правили Мантуей до пресечения в мужском колене династии (герцогство с 1530 г.), Ферраре (д´Эсте), Падуе (Каррара, с 1406 г. венецианские владения), Лукка (Кастракани). Установление синьории происходило при внешнем соблюдении конституционных норм коммуны, но по существу являлось насильственным актом, ибо выборы сеньора на народном собрании проводились под вооруженным давлением сторонников претендента, а состав собрания был специально подобран. Юридически синьория покоилась на 2-х основах — 1. выбопах сеньора на народном собрании или в большом совете; 2 — пожаловании ему викариата со стороны императора или папства. Народное собрание передавало синьору всю полноту власти в городской коммуне и округе: права издавать и изменять статуты, назначать должностных лиц, распоряжаться финансами, командовать городским войском. Императорский и папский викариат вручал синьору суверенную власть над коммуной, право суда в высшей инстанции, право высшей законодательной инициативы, решение вопросов войны и мира. Таким образом, синьория — специфическая итальянская форма правления, возникшая в условиях, когда существовали многие разнородные экономические центры, ни один из которых не стал экономическим и политическим средоточием страны, но каждый мог объединить вокруг себя округ или более обширный район, т.е. перед синьорией стояла задача — осуществить местную региональную централизацию.
4 этап — середина XIV до конца XV вв. — превращение в крупные территориальные государства. Милан, Венеция, Флоренция, Папское государство, Неаполь. Между ними периодически шла борьба за земли и влияние. Милан против Венеции в Ломбардии, Венеция против Рима в Романье, Флоренция против Милана из-за городов Тосканы. В каждом государстве делались шаги к унификации законодательной, финансовой и военной системы, но главное — на завоеванной территории — получение доходов с них в виде налогов, содержание военных крепостей. Централизаторская политика продолжалась и в XVI в., не выходя из локальных рамок. Позитив — политический партикуляризм в Италии — привел к расцвету культуры (возрождение), новым формам ремесленного производства (мануфактуры), организации торговли (кº) и финансовых операций (банки, векселя, двойная бухгалтерия).
Экономическому могуществу итальянских городов способствовало выгодное географическое положение страны на перекрестке путей между Европой и странами Ближнего Востока. Рим — центр паломничества, КП способствовали тому, что итальянские города стали посредницами в торговле на Средиземном море между Европой и Ближним Востоком. Рост городских богатств зависел и от эксплуатации деревни, в дистретто покупали комплексные хозяйства (подере) и мелкие монокультурные участки (парцеллы), насаждая систему аренды. Итальянские города (банкирские дома отдельных городов) были кредиторами коронованных особ и феодальной знати Европы. Все это привело к развитию раннекапиталистических отношений в ведущих, связанных с внешним рынком отраслях производства — сукноделии, шелкоткачестве, кораблестроении. В XIV в. мануфактуры появились во Флоренции, других городах, мануфактуры функционировали в рамках цеха. Купеческий капитал применялся в торговле, промышленном предпринимательстве, финансовых операциях.
Предприятие цехового мастера окончательно перерастает старые ремесленные рамки, превращаясь в мануфактуру раннего типа. Наиболее ярко эти процессы проходят в мастерских флорентийского цеха «Лана», становящихся как бы примером капиталистических отношений в Италии. Такая мастерская, уже в XIII в. включавшая в себя несколько десятков вспомогательных рабочих, которых нетрудно найти на улицах Флоренции, превращаются в сложный разветвленный организм. Перерождение цехового предприятия связано с соответствующим изменением технического производства. Расчленение производства на дробные операции приводят к значительному видоизменению орудий труда. Основная черта мануфактуры — создание групп и категорий рабочих, выполняющих одну определенную операцию. В производстве шерсти могло быть от 20 до 30 операций, каждую из которых выполнял специальный работник, в ремесле — ремесленник изделие делал от начала и до конца. Например, М.А. Гуковский так описывает процесс изготовление ткани во Флоренции, шерсть (заграничная) поступает из городской таможни в сортировочную мастерскую. Здесь она распаковывается и сортируется по весу и сортам, производится первоначальная очистка, сортируют на 3 кучки — тонкая, средняя, грубая, связывают в кипы. Затем шерсть моют (в кипящей жидкости особого состава), затем полощут в Арно в холодной воде, сушат на солнце, потом переходят в главную шерстяную мастерскую, перевешивают и подвергают мелочной очистке, рабочие выбирают грязь, другие ножницами состригают оставшиеся узелки, кусочки кожи и придают единообразие. После этого — шерсть развешивали на особых рамах, выбивается, намачивается водой, расчесывается гребнями, причем во время этого процесса отделяются длинные и короткие волокна. Длинные отправляли прядильщику (камвольные ткани), который ее обрабатывает, потом снова поступает в главную мастерскую , опять проверяется, регистрируется, стрижется на стригальных рамах, шлихтуется, сушится. Опять шерсть поступает в главную мастерскую, потом к ткачу, потом снова в главную мастерскую, после чего начинается ее окончательная отделка — валяние, растягивание, стрижка, сушка, кардировка, окраска. Окраска — самый ответственный момент. Потом опять в главную мастерскую — проверяется, ликвидируются мелкие недостатки, ткань очищается, складывается и маркируется. Центральная мастерская шерстяника, его боттега носит иной характер — расположенная в нижнем этаже его дома, в ряде комнат и помещений, выходящих во двор, так как фасадные комнаты заняты лавкой с витриной и входом, боттега вмещает несколько десятков, а иногда и сотни наемных, чаще всего поденных рабочих различных профилей — от чернорабочих, выполняющих вспомогательные операции до опытных браковщиков. Рабочие малоквалифицированные — чомпи — наиболее многочисленны. Надзор за рабочими осуществляли факторы, бухгалтеры, кассиры. Предприниматели, которым принадлежала боттега сами никакого участия в производстве не принимали. В их компетенции — помещение капиталов, закупка сырья, продажа готовой продукции, общее руководство. Техническое оснащение мало, чем отличалось от предшествующего времени. Д. Виллани отмечал, что в 30-х гг. XIV в. во Флоренции было 200-300 мастерских, производящих в год 80 тыс. кусков сукна, их стоимость в 3 раза превосходила бюджет города. Во Флоренции в год в XIV в. производилось 1.600.000 м сукна.
Ранний капитализм, зародившийся в наиболее передовых центрах Италии — Флоренции, Сиене, Болонье, Перудже, Милане, Венеции и др. — развивался в условиях феодального окружения. Папский Рим, хотя и пользовался банковской системой Сиены и Флоренции, представлял собой типичный феодальный центр. Южная Италия и Сицилия также развивались, как типично феодальные районы. В неприкосновенности сохранились прежние формы феодальной эксплуатации и даже крепостничество в предгорьях Альп и в некоторых горных местностях Апеннин.
Раннекапиталистические отношения привели к новым методам эксплуатации. Именно дешевая рабочая сила явилась главным рычагом, который использовали владельцы мануфактур для того, чтобы обогнать цеховое производство по относительной дешевизне продукции, при улучшении ее качества. Архивные документы Прато позволяют установить размер дневной оплаты наемного рабочего сукнодельческой промышленности — 8 сольди. Но из этой суммы нужно вычесть несколько сольди за штрафы. Питание = 2-4 сольди в день, а получал реально — 5 сольди. Фактически 18-25 % наемных рабочих жило впроголодь. Поэтому во второй половине XIV в. во Флоренции начинается социальное движение — малоквалифицированных рабочих — чомпи. Причины, которые привели к восстанию, — последствия Черной смерти, тяжелые условия работы и небольшая заработная плата, чомпи — не обладали политическими правами. Восстание началось летом 1378 г. Восставшие громили дворцы знати (жирного народа), были открыты тюрьмы и выпущены заключенные. У восставших были свои лидеры — Мео дель Грассо, Лука Мелани, учитель Гаспаро дель Рико и нотариус Аньоло Латини. Восставшие захватили власть в свои руки и произвели новые выборы. В новую синьорию вошли представители от чомпи. Микеле Ландо, служащий цеха шерсти, был объявлен гонфалоньером справедливости. Было организовано 3 новых цеха — 2 для мелких мастеров и 1 для чомпи. В петиции оговаривалось, что необходимо уничтожить власть предпринимателей цеха «Лана» над чомпи, ликвидацию должности иностранного чиновника, мораторий по долгам, вознаграждение вождям восстания (так, С. Медичи получил 600 золотых флоринов в год + доходы с лавок Старого моста). Приоры были согласны на все. Новая синьория, куда представители чомпи, провела ряд мероприятий — были изгнаны приверженцы старого режима и возвращены из изгнания политические преступники, были созданы народные войска из 40 отрядов, получавшие плату, принимались меры к сохранению власти над контадо, создана была комиссия для пересмотра законов, были приняты некоторые меры к перераспределению налогов. организована раздача хлеба бедноте. Было предъявлено требование, чтобы промышленные предприятия Флоренции давали работу всем тем рабочим, которые имелись в городе. Микеле Ландо оказался предателем, его подкупили и использовали для борьбы с чомпи. «Жирный народ» стал саботировать распоряжения синьории, лавки не открыли, мастерские тоже. В городе начались безработица и голод. Чомпи, недовольные действиями нового правительства против «жирного народа», выступила еще раз в августе того 1378 г., но потерпела полное поражение. Цех, в котором были объединены чомпи, был ликвидирован, дальнейшая их организация была запрещена. Многие чомпи были вынуждены бежать из города. В 1382 г. были закрыты и 2 цеха мелких ремесленников, восстановлена должность иностранного чиновника в цехе «Лана». К власти вернулся «жирный народ».
В начале XIV в. в Северной Италии прошло крупное социальное движение, известное как восстание Дольчино. Во второй половине XIII в. недовольство крестьянской и городской бедноты находило выражение в распространении еретических учений катаров и вальденсов. В конце этого века недалеко от Пармы возникла секта, которую возглавил крестьянин Герардо Сегарелли, которые именовали себя апостольскими братьями. Секта проповедовала равенство, братство, евангельскую жизнь. Социальный состав — крестьяне, представители низших слоев деревни и города. В хронике Салимбене их называют «негодяями, сельскими жителями». В 1280 г. Сегарелли был арестован , сама секта запрещена церковью, ее члены уходят в подполье. В 1300 (1301) г. Сегарелли был сожжен на костре. Во главе секты становится североитальянский священник Дольчино. Дольчино проповедует — Сегарелли и апостольские братья на современную им эпоху смотрели как переходную к 1000-летнему царству божию, цель которой — возвращение к истинным правилам жизни, завещанными Христом и апостолами. Мир прошел 4 стадии — 1. — эпоха Ветхого Завета — люди лишь размножались, 2 — время Христа и апостолов, в конце этого периода церковь утвердилась на земле, но получила власть и богатства, которые извратили апостольский идеал;3. — время монашеских орденов, которые хотели исправить положение, но не бенедиктинцы, ни францисканцы не преуспели в этом; 4 — этап Сегарелли — задача которого создать истинную, апостольскую церковь. Апостольские братья полагали, что на них возложена задача ломки старых и утверждения новых порядков. Папа, предсказывал Дольчино, должен быть смещен, а выбор нового папы должен зависеть не от решения кардиналов, а от бога. Все существующие монашеские ордена должны быть распущены, церковная иерархия должна быть уничтожена, и появится новая церковь. Разрушить церковь должен был неаполитанский король Фридрих. Апостолики должны только убеждать словом и примером в своей правоте. Апостолики учили, что духовная власть данная Христом церкви, ею утеряна. поэтому римская церковь — блудница, которая отступила от веры христовой, духовна власть перешла к апостоликам. Каждый может вступить в их орден, никто не может спастись и войти в царствие божие, если он не принадлежит к их ордену, все, кто преследуют их совершают грех, моления можно совершать не только в церкви, десятину церкви не давать. В 1303 г., когда стала ясно, что проповедь учения мирным путем не эффективна, апостолики перешли к вооруженным действиям, как ответ на наступление церкви и феодалов. Апостолики планировали в долине р. Сессии создать общину, которая жила бы по их правилам — и с уравнительным переделом земли. Против апостоликов создана лига — куда вошли маркизы Салуццо, Монферрато, епископы Верчелли, и др. 28 марта 1304 г. состоялось сражение при Гаттинаре, в котором победили восставшие под руководством Каттанео ди Бергамо, Амброджо Саломоне. Апостлики отступили до горы в Новарской области, где создали лагерь и укрепились на горе Парете Кальва (Отвесная стена). Папа Климент V издал буллу с призывом крестового похода против апостоликов. Зимой 1305/1306 гг. положение осажденных было тяжелым. Ночью 10 марта 1306 г. апостолики по снегу перешли перевал и вышли к горе Цебелло, недалеко от Тревизо, где были созданы укрепления. Летом 1306 г. состоялось несколько сражений, в которых также победили апостолики. Осенью 1306 г. папа выступил с новой буллой и обратился к графу Савойскому и архиепископу Милана и ломбардским инквизиторам с призывом принять участие в крестовом походе. Вокруг лагеря апостоликов была создана мертвая зона, кольцо блокады сужалось, начался город. В марте 1307 г. начался штурм крепости апостоликов, сражение длилось 3 дня. Многие пали, многих взяли в плен — Дольчино, Маргариту, Лонгино ди Бергамо. Было проведено расследование, все лидеры секты после пыток были казнены.
В течение всего средневековья Южная Италия развивалась своим особым путем. Начиная с VI в. Апулия, Калабрия, Неаполь, Сицилия, Сардиния были провинциями Византии. В IX в. сарацины временно захватили часть Апулии, а в Сицилии образовали эмират со столицей в Палермо. С середины XI в. норманны из Нормандского герцогства (во главе с Робертом из рода Альтавила, по прозвищу Гвискар (Гюискар) (хитрец) и Рожером, его баротом. В 1046 г. принял титул герцога Апулии и Калабрии (Роберт), но завоевание продолжалось до XII в., и только лишь Рожеру II (1130-1154) удалось объединить под своей властью всю Южную Италию и Сицилию) во Франции захватили ряд областей Калабрии, Сицилию и к концу столетия всю Италию, основав Королевство обеих Сицилий (1130 г.). Процесс формирования феодализма здесь проходил не только медленнее, чем в Северной и Средней Италии, но и отличался рядом специфических черт. Основные сдвиги в экономической и социальной сфере, составляющие основу феодализации, падают на XI-XIII вв. К этому времени складываются крупные феодальные вотчины духовных и светских сеньоров. Территория крупной церковной вотчины делилась на 3 части — 1 — господский домен (барская запашка), 2 — тяглые наделы зависимых крестьян, 3 — земли, сдававшиеся в аренду, как правило, все это располагалось чересполосно. Крупная светская вотчина тоже состояла из отдельных небольших по размерам владений. Причина распыленности состояла в том, что в Южной Италии значительную роль в формировании и расширении светской вотчины сыграла покупка земель. Далее, рост светского феодального землевладения происходил за счет фонда гос. земель, катапаны, стоявшие во главе византийских фем, гаэтанские и неаполитанские герцоги, салернские князья раздавали эти владения. Распыленность объяснялась отсутствием до нормандского завоевания, как в византийских, так и в лангобардских областях Южной Италии отсутствием майората, земля делилась между всеми сыновьями (а частично и дочерьми) феодала. В южноитальянской вотчине в X-XIII вв. преобладала натуральная рента. Но покупателями зерна и вина были в первую очередь не местные города, а города Северной и Центральной Италии, а также Далмация, Прованс, Византия, Испания, Сирия, Тунис, Египет, Кипр. Продавали свою продукцию иноземным купцам главным образом владельцы церковных вотчин.
Население Южной Италии отличалось большой этнической пестротой — итальянцы, лангобарды, сарацины, евреи, греки, норманны. Завоевание норманнами Южной Италии привело к сдвигам в обществе. В ходе завоевания Роберт Гвискар и другие нормандские вожди конфисковали земли у местной знати, которые раздавались в первую очередь родственникам и приближенным нормандских вождей и рядовым воинам, и также католической церкви. Кроме того, они получали участки, принадлежавшие мелким аллодистам, которых передавали вместе с землей. Поэтому именно нормандского завоевание ускорило развитие феодальных отношений и феодальное подчинение свободного крестьянства. Было создано централизованное государство. В Сицилийском королевстве имелось многочисленное рыцарство. В 1152-1153 гг. был составлен Каталог баронов — перепись феодалов Южной Италии (за исключением Калабрии) с указанием размеров служб, которые они обязаны нести за свои лены. Насчитали 8. 620 феодалов. Правда, упоминались и мелкие рыцари. На протяжении XII в. сложился бюрократический аппарат. При Рожере II был введен институт юстициариев, представителей короля на местах, ведавших судом по уголовным делам. Во главе их стоял великий юстициарий. По арабскому образцу создавались центральные финансовые органы — doana regia (королевская казна), doana de secretis (счетная палата), а затем и doana baronum (в ней изготовлялись и хранились платеи — списки крепостных, принадлежавших баронам). Камерарии — финансовые агенты на местах — подчинялись магистру камерария, возглавлявшему финансовое ведомство. Высшим органом и апелляционной инстанцией оставалась в XII в. курия (совет) при короле. В Сицилии не образовалось очень крупных феодальных светских владений. Бароны здесь не обладали правом высшей юрисдикции, они судили только по гражданским делам и мелким уголовным преступлениям. Король и юстициарии рассматривали дела об измене, преступления, связанные с оскорблением величества, убийствах, грабежах, поджогах и пр. (исключение составляли крупные церковные корпорации, обладавшие полным судебным иммунитетом). Король также принимал апелляции от суда баронов. Без разрешения короля бароны не могли распоряжаться своими ленами. Для того, чтобы контролировать переход ленов в другие руки, Вильгельм II (1154-1166) издал закон о необходимости согласия короля на брак вассала или его дочери. Выморочные лены переходили к королевской курии. Сложнее были отношения нормандского государства с городами. В IX-X вв. наблюдается рост городов. Города не только воевали с сарацинами, но и торговали с ними. Амальфи, Атрани, Равелло вели посредническую торговлю с Северной Африкой и Испанией. Во второй половине XI в. значение Амальфи как посредника в торговле с Востоком пало, это было связано с тем, что в 1131 г. его подчинили норманны, что означало утрату привилегий амальфитанцев в Византии, арабских странах, враждебно настроенных по отношению к норманнам, и с тем, что амальфитанцы потерпели поражение в морской войне с Пизой в 1135-1137 гг. Место Амальфи заняла Венеция. Выделяют такие города Южной Сицилии — Барии, Неаполь, Салерно. Ремесло в Южной Италии было развито гораздо слабее, чем торговля. Но тем не менее, Неаполь славился своими льняными тканями, в Амальфи строились суда, но все же в Южной Италии предпочитали покупать восточные товары — предметы роскоши и другое. По мере возвышения северных и среднеитальянских приморских городов и упадка Амальфи транзитная торговля сошла на нет, между тем как объем вывозимой пшеницы, вина, оливкового масла и других продуктов все более возрастал. Юг превращался в житницу Северной Италии и других стран Средиземноморья. Поскольку в Южной Италии преобладала продуктовая рента, то и внутренняя торговля развивалась слабо, относительно оживленной была только мелкая локальная торговля. Крестьяне подчас нуждались в деньгах для того, чтобы расплатиться с феодалом и государством.
Южная Италия издавна привлекала к себе внимание германских императоров, боровшихся за подчинение Северной и Средней Италии. Фридриху I удалось устроить брак своего сына Генриха и дочери Рожера II Констанции — наследницы бездетного сицилийского короля Вильгельма II. Но после смерти Вильгельма южноитальянские бароны противопоставили Генриху Танкреда, графа Апулии. Лишь после смерти Танкреда в 1194 г. Генриху VI удалось утвердиться на сицилийском престоле. В 1198 г. он внезапно скончался, оставив 3-хлетнего сына Фридриха, опекуном которого стал папа Иннокентий III. В 1212 г. Фридрих II стал императором. Это сыграло отрицательную роль в жизни сицилийского королевства. Его цель — соединить Германию и Италию, а источником материальных ресурсов этой унии служила Сицилия. Детство Фридриха прошло в Палермо, он рассматривал Сицилию как «зеницу ока», и считал ее центром своих владений. Фридрих человеком был неординарным, религиозный скептик (как он говорил, есть 3 обманщика — Моисей, Иисус, Магомет), но первым узаконил сожжение еретиков, не потому, что они мыслили по-другому, а потому, что подрывали устои государства. При нем образовался кружок поэтов, писавших на народном итальянском языке (сицилийская школа поэтов — dolce stile nuovo), в 1224 г. основал университет в Неаполе. Фридрих II укрепил центральную власть. В 1220 г. появились Капуанские ассизы — постановления о разрушении всех укреплений, построенных феодалами после смерти Вильгельма II. В усилении королевской власти значительную роль сыграли Мельфийские конституции (1231 г.) — свод законов Сицилийского государства. Они запрещали ношение оружия и ведения частных войн в государстве. Устанавливался порядок передачи ленов по наследству только с разрешения королевской курии, включалось постановление Рожера II о браках. В XIII в. рыцарство по-прежнему являлось широким слоем. В письмах Фридриха упоминаются ленники, которые держат до 1/100 части феода, или «бедные феодалы», владеющие леном, на котором сидят от 1-3 до 10 вилланов. Здесь не произошло опоры королевской власти на рыцарство, города. Фридрих создал фискальную систему, дополнив перенятую у норманнов систему налогов и пошлин новыми поборами, позаимствовав их у арабов. Ввел прямой налог — коллекту (с 1235 г.) ежегодную, ее платили и феодалы и церковь, и города. Фридрих рассылал письма жителям королевства с изъявлением своей горячей любви, неизменно заканчивая: «радостно поспешите внести деньги». Существовали и косвенные налоги на вино, мясо, оливковое масло, сыр. Население было обязано строить укрепления. Впервые в Европе вводилась государственная монополия на железо, соль, смолу, шелк-сырец. Должностные лица полностью скупали их у частных лиц и продавали по высокой цене. Все красильни принадлежали государству. Политика в отношении торговли зерном по существу приближалась к монополии; частным лицам запрещалось вывозить из королевства зерно, пока не будут отправлены корабли с зерном, принадлежащие государству. Развитие ремесла не поощрялось, все необходимые предметы ввозили. Последние годы правления Фридриха — начало упадка Южной Италии. После смерти Фридриха (1250 г.) и смуты (до 1266 г.) утвердилась Анжуйская династия. Положение крестьян резко ухудшилось. Французские феодалы стали вводить баналитетные права, почти не получившие распространения в предыдущую эпоху. Были подтверждены законы, прикреплявшие крестьян к земле. Карл Анжуйский рассматривал Сицилийское королевство как первое звено в цепи грандиозных замыслов, которые он хотел осуществить — установления господства во всей Италии, Балканах, Византии, Леванта. Покорение Сицилии он осуществил на деньги флорентийских и сиенских банкиров, за это они сюда и проникли. В 1282 г. началось восстание против Анжу в Палермо. Началось 31 марта (жители были недовольны перенесением столицы в Неаполь), толчком к восстанию послужило оскорбление французскими солдатами местных женщин. Позднее возникла легенда, что восстание носило организованный характер и началось по звону колокола. Восстание получило название «Сицилийская вечерня». Движение охватило весь остров, было убито до 4 000 французов. Карл высадился на Сицилии и осадил Мессину. Сицилийский парламент предложил корону арагонскому королю Педро III — мужу дочери Манфреда, который и овладел островом. Карл вернулся в Южную Италию. Началась война «Сицилийской вечерни». ТВД — и на море и на суше. Война продолжалась и при сыне Карла I Карле II (1283-1309) и шла неудачно для анжуйцев. По миру в Кальтабелотте (1302) Карлу II пришлось признать отпадение Сицилии, где утвердилась Арагонская династия, за анжуйцами осталось неаполитанское королевство.
XIV-XV вв. для Южной Италии — время политического и экономического упадка, консервации феодальных отношений. В политической жизни феодальные усобицы за корону. (Роберт (1309-1343), глава гвельфов всей Италии, сеньор Флоренции, Рима, Генуи; внучка его Джованна I (1343-1382 — задушена в тюрьме), потом герцог Дураццо Карл III (Анжу); сын Карла, Владислав (1386-1414), его дочь Джованна II (1414-1435), при которой анархия достигла апогея, усыновила короля Арагона и Сицилии Альфонса V, затем объявила другого наследника — Людовика III Анжуйского, и в 1442 г. Альфонс I занял Неаполь, впервые под властью испанцев объединив Арагон, Сицилию, Неаполь, и передал его внебрачному сыну Ферранте (Фердинандо) (1458-1494), и после смерти последнего Неаполитанское королевство — яблоко раздора между Францией и Испанией.
- << Назад
- Вперёд