Культура западной европы XVI-XVII вв.


Костюм. В 1614 г. во Франции появился памфлет, где осуждалась роскошь дворянства, написан был видным гугенотом. Всегда существовали запреты носить буржуа то, что носит дворянство. Одежда имела строго социальный характер. Королевские ордонансы по этому поводу были известны с конца XV-XVI-XVII вв., потом сходят на нет. Существовали запреты на ношение драгоценных камней на одежде, на пальцах, различных украшений, а также предписывалось, что следует носить и что не следует надевать. Это существовало вплоть до революции. Предполагалось, что ограничений в одежде не существовало для королей и (почти) для придворных. Им разрешалось носить одежду из шелка, льна, шерсти. Обычно короли носили шерстяной драп с рисунком, тафту, велюр, камлот, чаще это были ткани, привезенные из Англии, Китая, Голландии, Индии. Но потребности в хороших тканях привело к поощрению собственного текстильного производства. Сохранялась регламентация цвета — для высших сословий — черный, красный, голубой, фиолетовый, розовый серый, синий, драп′э′скарлет — ярко-красный. В XV в. в обиход входит белый цвет, сначала редко, потом все больше используется в одежде, но эти ткани и драп были запретными для буржуазии. Запреты не исполнялись. Хотя ношение галстуков, вышивок, украшений считалось привилегией знати.

Модно было носить меха. Мех горностая — знак королевской власти. По ширине меха узнавалось социальное положение. Меха белки, куницы, бобра, ондатры, лисы, овчины, рыжей белки могли носить буржуа.

Драгоценные и полудрагоценные камни — алмаз, рубин, сердолик, коралл, сапфир, изумруд, агат — привилегия дворянства. Камни носили еще и потому, что им придавали магический смысл. Пуговицы сначала выполняли чисто декоративную функцию, модно было нашивать колокольчики. Из кружев делали манжеты, платки, перчатки, воротники. По-прежнему носили несколько платьев одновременно. Дворяне помимо платья носили плащ, манто из шелка, шерсти, украшенный вышивкой, драпировали. Для простого дворянина полагался короткий плащ, знак — особого достоинства — длинный плащ, волочащийся по полу.

Головной убор — военный — каска — у короля или из золота или позолоченная, принцы крови, герцоги — серебряные, простолюдины — железные; в обычное время — носили мортье — маленькая короткая шапочка, которую носили король, его свита, принцы крови, канцлер, пэры, президент парламента, у него мортье был с двумя рядами галунов; у короля мортье была оторочена горностаем. К началу XVIII в. выходит из моды, надевали только в торжественных случаях, во время выхода короля, королевы, мортье надевали на оружие. Шапочку — боне — небольшого объема носили бароны, украшалась жемчугом, кроме того, носили барэт и ток. Дворяне носили шляпы, которые отделывали галунами, драгоценными камнями, перьями страуса. Обычай снимать головной убор появляется в конце XVII в. во всех случаях в помещении, исключение делалось для короля. Правом сидеть в присутствии короля обладали 12 герцогов на табуретках, остальные стояли. (право табурета).

Обувь. Дворяне носили башмаки, сапоги, в XV-XVI вв. носили обувь с длинными носами, причем в ордонансах определялась длина носов башмака — для дворян 24-25 дюймов, 14 дюймов было положено горожанам. Различались светские и военные сапоги, светские — имели раструбы, ленты, кружева; башмаки у колен подвязывали бантами. Было несколько пар носков, у модников — шерстяные, шелковые.

Непременной принадлежностью костюма были перчатки — кожаные с украшениями, с кружевами, узорами, пропитывались духами. Мария Медичи покупали дорогие перчатки, стоившие несколько деревень. Духами пока пользовались итальянскими и восточными, французские появились в конце XVI в. Человек из высшего общества — ассоциировался с перчатками.

Воротники XVI в. — плоские фрезы. Юбки — пышные, делались на каркасе, достигали несколько метров в диаметре. Нужно было уметь их носить, к юбке полагался длинный шлейф — манто-де-кур. Но не каждая дворянка могла себе позволить длинный шлейф. В 1710 г. было сказано, что королева имеет шлейф длиной в 11 локтей, для ее дочери — 9, внучки — 7, принцессы — 5, герцогини — 3. Высокая шапочка — эннен была заменена в XVI в. маленькой, в XVI-XVII вв. ходили с открытой головой, но со сложными прическами. Обувь из бархата и парчи, одежда дополнялась муфтой и веером, маленьким зеркалом.

Быстрая смена моды в XVI-XVII вв. объяснялась тем, что правящий класс стремился замкнуться в своем кругу, поскольку буржуазия пыталась проникнуть в высшую знать путем покупки имений и аноблирования.

С конца XVI в. с появлением меркантилизма, государство запрещало делать траты на костюм, церковь также выступала за это. Сам папа издает ряд булл, грозящим модницам отлучением от церкви. Им вторили королевские предписания. Так, ордонансы против роскоши издавались в 1613 г., 1624 г., 1634 г., 1636 г., 1639 г., 1644 г., 1656 г., 1660 г., 1679 г. Запрещалось всем подданным носить привозные вещи, кроме публичных женщин и мошенников, кто не выполнял распоряжение, подвергался штрафу, иногда конфисковали одежду.

Костюм гугенотов был строг, темного цвета, без украшений. Костюм Сюлли был изготовлен из великолепного драпа, велюра, бархата. С конца XVII в. мода диктовалась двором короля. С усилением буржуа начинает высмеиваться приверженность дворян моде. Модная одежда = праздности. «Дворянин носит на своих плечах весь свой доход».

Высшее духовенство для своих одеяний использовала самые дорогие ткани. Самое роскошное облачение было у кардиналов и епископов, их одежду украшали вышивка, драгоценные камни, меха. Кардиналы носили красную мантию, белая или сиреневая у епископов, волосы стригли коротко. Каждый орден имел свой костюм, члены монашеских орденов были узнаваемы по одеянию с капюшоном, сандалиям на толстой одежде и различались по цвету — францисканцы — коричневый, доминиканцы — белый, иезуиты, капуцины могли носить светское платье. С 1549 г. королевский ордонанс предписывал духовенству одеваться скромно, не носить аркебузу, не бывать там, где не положено, т.б. в кабаках и т.д.

С середины XV в. формируется буржуазное сословие, костюм его отличается от дворянского до тех пор, пока буржуа не осознала себя как класс. Дворянство мантии, буржуа, которые приобрели фьеф, носили робу (робены). В 1614 г.на Генеральных штатах было запрещено под штрафом в размере 1000 экю носить дворянскую одежду буржуа. С конца XVII в. буржуа, носившие дворянские одеяния, вызывали насмешку. См. пьесы Мольера. Платье буржуа — из недорогих тканей, льна, темной расцветки. Буржуазки носили платья из ткани гризет (серый цвет) (гризетка= небогатая буржуазка), никаких украшений, кроме кружев — гез. На голове шаперон — чепчик или мантилья, шею прикрывали шарфами. Пышные юбки, (несколько), верхняя — самая дорогая, чтобы ее сохранить, ее подкалывали и были видны все остальные. Обувь — кожаные башмаки.

Костюм крестьянина — функционален. Чтобы было удобно работать. Ткани, которые шли на костюм, — холст, полотно домотканое, ремесленники использовали для пошива одежды драп. Цвета — неяркие, серый, синий. Праздничная одежда шилась из велюра, шелка. Чрезвычайно был хорош свадебный наряд, который шился из дорогой ткани и передавался из поколения в поколение. Сундук женщины описывался, свадебный костюм входил в опись. Свадебная шапочка — шапо де роз дарилась отцом, причем, это было обязательно. В некоторых провинциях девушки не получали земли, но получали шапо де роз. Мужчины носили короткие штаны, холщовую рубаху, женщины недлинные платья. Головной убор у мужчин — войлочная шляпа, у дам — чепец. Для зимней одежды использовался мех кролика, овцы, собаки. Обувь — босые ноги, сабо, веревочная обувь, башмаки из грубой кожи. (См. братья Ленен). Гравюры Калло — дают представление об одежде городской бедноты.

Были ливрейные костюмы — люди короля, герцога, принца, барона одеты в одинаковые костюмы, часто с барского плеча. По случаю церковных праздников клиентеле обычно дарят ткань или платья. Одинаковый костюм был и у членов королевского, городского совета, пажи, чиновники гос.аппарата. Костюм из шелка или велюра черного или красного цвета был у короля, и его родственников. Придворные носили костюм серого цвета. Появляется должностной костюм — для повседневной носки — черного цвета, для праздников — красного. Во все черное одевались судьи, адвокаты, врачи, ученые. У советников короля — нижняя черная одежда, верхняя — красного. Президент королевского совета надевал черную куртку, длинный черный плащ. Члены городского муниципалитета одевались в одежду городских цветов. Для Франции — красно-белый, синий. Парижские эшевены носили черные робы, алые мантии, белые воротники. Дижонский муниципалитет предпочитал одежду с преобладающим лиловым цветом — цветом Бургундии.

Ректор Парижского университета носил голубую накидку, отороченную горностаем. Деканы — красную, с дорогим мехом, магистры — черные накидки. Доктора богословия надевали шапочку — барэт (бонэ). Студенты носили черную куртку, лиловые штаны, но могли одеваться иначе. Студенты старших факультетов носили бонэ′ каре — 4-х угольную шапочку.

Колоссальное значение по-прежнему имел цвет. Привилегированные слои — красный, а также черный в сочетании с красным. Цвета бесчестья — зеленый и желтый. Головной убор зеленого цвета отличал должника. Желтый цвет — означал принадлежность к евреям, которым было предписано с 12-летнего возраста носить круги на рукаве, у женщин — на голове из желтого цвета — кораль. Только евреи врачи, не обязаны были носить эти знаки. Куртизанки носили черные перчатки, на рукаве белая лента или кружок из другой ткани. Они не имели права носить платье с воротником, вуаль и меха. Но, конечно, все это в теории…

С XVII в. появляется собственно мода, с 1672 г., когда вышел первый журнал мод. Причем, быть одетым как король, значит выразить свою верноподданность.

С середины XV-XVI вв. наблюдается рост нищенства, бродяжничества. Среди бедняков и нищих существовала своя иерархия — привилегированные, домашние бедняки, обитатели приютов, госпиталей, конвентов. Затем шли те, кто имел привилегии на сбор милостыни — пилигримы, монахи нищенствующих орденов, цеховые ученики, школяры, студенты, бродягами были возвращающие со службы ландскнехты, из турецкого плена. Самой сплоченной организацией были слепые, имевшие своего «короля». Милостыню собирали на улицах, у храма, в самом храме, и «у дверей». Процесс пауперизации, рост нищенства, бродяжничества приводили к тому, что власти рассматривали бродяг как опасный элемент, с которым нужно бороться: контроль за бедными, ограничение притока пришлых, система благотворительности.

Праздники. Религиозные. Зимний цикл. Предрождественские — 11.ноября — день св. Мартина (мартынов гусь), 25.12. — рождество — святки, процессии, мистерии, игры; 2.февраля — Сретение, масленица — время карнавала, процессии, жирный вторник, Пост с Пепельной среды. Весенний цикл — ночь с 30.04 на 1.05 — майское дерево; пасха; летний цикл — праздник тела господня, процессии, троица, 15.08. — успение богородицы; осенний цикл — 8.09. — рождество богородицы, 1.11. день всех святых, 2.11. — поминовение всех усопших.

Вы здесь: Главная История История средних веков Культура западной европы XVI-XVII вв.