Зрелых форм итальянский гуманизм достиг в XV в. Во многих университетах гуманистам были предоставлены кафедры риторики, античной и новой литературы, латинского и греческого языков, этики, диалектики. Правители и крупные купеческие фамилии вверяли гуманистам воспитание и обучение своих детей — некоторые из частных школ (Гварино да Верона в Ферраре, Гаспарино да Барцицца в Падуе, Витторино да Фельтре в Мантуе) стали подлинными центрами новой педагогики. Гуманисты получали все большое общественное признание. Л.М. Брагина считает, что в первой половине XV в. в гуманистическом движении наметилось несколько направлений. Во Флоренции доминирующим стал «гражданский гуманизм» (термин Барона) — основное содержание которого составляли проблемы воспитания идеального члена общества — патриота, обладающего развитым чувством гражданского долга и высокой социальной активностью. Политический аспект характерен для деятельности миланских гуманистов, послуживших оправданию военной экспансии правителя Милана Джан Галеаццо Висконти. В папской курии, вернее в кругу гуманистов, связанных с папской курией, дебатировались проблемы морали и практические злободневные вопросы как значимость церковных институтов и особенно монашества (нужен ли обществу монах?). Феррара и Мантуя стали центрами разработки педагогических идей гуманизма.

Сохранение политического престижа Флоренции, отстоявшей свободу в борьбе с Висконти, побудило гуманистов дать историческое обоснование лидерства Флоренции и ее успеха. Бруни начинает историю Флоренции от эпохи республиканского Рима и характеризует ее как достойную наследницу его политических и культурных традиций. Эти идеи создают основу «гражданского гуманизма». Социальными основами для формирования идей гражданственности служила сама флорентийская демократия, высокая экономическая и политическая активность пополанства, его патриотические настроения. Направление «гражданского гуманизма» полнее всего выразилось в творчестве ученика Салутати Леонардо Бруни (1370-1441), по прозвищу Аретино, (родился в Ареццо). Бруни в молодости был тесно связан с гуманистами, группировавшимися вокруг флорентийского канцлера (Николо Николи, Амброджо Траверсари, Хризолор и др.). В 1405-1415 гг. (с перерывом) служил секретарем в папской курии. Вернулся во Флоренцию, занимался литературой, с 1427 г. — канцлер республики св. Иоанна. Похоронен в церкви Санта Кроче, гробница выполнена Бернардо Росцеллино, на груди изваяния Бруни покоится том «Истории флорентийского народа» — главного его сочинения. Сочинение «Восхваление города Флоренции» (Laudatio urbis Frorentiae) (1403 г.) — панегирик Флоренции — пример гражданского гуманизма, где Флоренция воспета гуманистом, как идеальный город-государство, справедливый, свободолюбивый, гармонично устроенный, красивый. В 30-е гг., уже будучи канцлером, Бруни пишет (на греческом) сочинение «О флорентийском государстве». Здесь он отмечает смешение в политической системе Флоренции демократических и аристократических черт, пока в городе проходят выборы, но приоры — уже знатные люди. «История флорентийского народа», сочинение, написанное Бруни на склоне лет, которое принесло ему славу. Осуждает Бруни римскую империю, считая, что республиканские идеи были переняты Флоренцией. Принципы республиканизма были важными для Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли, Аламанно Ринуччини — под республикой понималась демократия и гражданская свобода, которая трактовалась как естественная форма человеческой общности. Служение обществу, родине, государству расценивается Бруни и его последователями как нравственный долг человека; в категории добродетели на первый план выдвигается справедливость.

«Гражданский гуманизм» — это комплекс этико-политических идей, ориентированных на воспитания патриотизма и социальной активности граждан. Идейное основание теории гуманисты находили у античных философов — Аристотеля, Платона, Цицерона. Главной добродетелью Бруни считал благоразумие (prudentia), т.е. исключительную способность человека делать выбор между добром и злом и следовать добру (1423 г. «Введение в моральную философию»). Наука, философия, этика, политика должны служить обществу. Так понимал Бруни долг ученого и смысл всего гуманистического знания.

Современником Леонардо Бруни был Лоренцо Валла (1407-1457). Уроженец Рима получил образование в кругу гуманистов, связанных с папским двором. В 1430-1431 гг. Валла преподавал риторику в университете Павии. К этому времени относится его сочинение «О наслаждении» (Об истинном и ложном благе). В 1437-1446 гг. Валла был секретарем при дворе неаполитанского короля Альфонса Арагонского, затем в папской курии. Валла провозглашает естественным и неотъемлемым свойством человека право на наслаждение (voluptas). Главный закон, направляющий человеческую жизнь, это наслаждение. Счастье состоит в том, что человек ощущает себя частью природы — единого целого — и всемерно наслаждается бесконечным разнообразием благ, в ней заключенных. Человек как бы приобщается к разлитому в природе божественному благу и становится участником универсальной, мировой жизни. Понятие «наслаждение» у Валлы приобретает оттенок божественного благословения (divina voluptas), освещающего полнокровное проявление всех свойств человеческой натуры, наслаждение выступает как цель и награда людей за их добродетельные поступки. Полезность — критерий действий человека, всей его жизни. Отсюда выгода и расчет, которые Валла считает основами добродетели. Отношения людей строятся на взаимной пользе. Валла обращает внимание на важность удовлетворения всех потребностей человеческой натуры, подчеркивает право человека на чувственные радости. В диалоге «О монашеском обете» Валла ставит под сомнение правомерность существования монашества и не видит в нем никакой пользы. Поскольку более заслуживает награды те, кто достойно переносит радости и невзгоды в миру. Еще более смелым выпадом против церкви стал трактат Валлы «Рассуждение о подложности т.н. грамоты Константина», где, обращаясь к истории, археологии, палеографии, исторической географии, филологии Валла доказывает подложность этого документа. (Альфонс Арагонский поручил в 1440 г. Вале разоблачить «Константинов дар», документ, опираясь на который папы обосновывали территориальные притязания и материальные блага церкви). Курия возмутилась, в 1444 г. Валла был приговорен к сожжению, спасло его заступничество короля Неаполя перед папой.

Еще одним представителем итальянского гуманизма XV в. был Леон Батиста Альберти (18.02.1404-25.04.1472), родился в Генуе, его отец — Леонардо Альберти (Леон был бастардом) принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции, изгнанный из города. Вначале Леон учился в Падуе в школе гуманиста-педагога Гаспарино да Барцицца, потом в 1421 г. в Болонье, где изучал каноническое право и ходил на лекции Франческо Филельфо по греческому языку и литературе. В 1428 г. стал доктором канонического права и стал секретарем кардинала Альбергати, а в 1432 г. по протекции получил место в папской канцелярии, где прожил 30 лет. В первые годы пребывания в Риме Альберти начал изучать картографию, теорию живописи, работает над сочинением «О семье» (проблемы морали поднимает). В 1434-1443 г. (1435, 1441-1443 гг.) в свите папы Евгения IV Альберти побывал во Флоренции, Ферраре, Болонье. В эти годы он интересовался искусством, написал трактаты «О живописи», «О ваянии», закончил «О семье» (1441 г.). С 40-х гг. начинается архитектурная практика Альберти. Ему принадлежат проекты храма Сан Франческо в Римини, церкви Сан Андреа и Сан Себастьяно в Мантуе, палаццо Ручеллаи и обновление фасада церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Оставив в 1464 г. службу в курии, Альберти жил в Риме, занимаясь научным и литературным творчеством. К последним его работам относится трактат «О принципах составления кодов», сочинения на тему морали «Домострой». Человек исключительной образованности «uomo universale» Альберти заминался самими разными областями науки и искусства, демонстрируя эрудицию и способности. Круг его интересов был широк — математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния. В отличие от своих друзей гуманистов Альберти писал свои сочинения на volgare («О семье», «О спокойствии души», «Домострой»), рассчитанные на широкие слои образованных горожан. Вопрос о месте человека во вселенной, о специфике его индивидуального и социального бытия Альберти развивает на базе античной философии. Человек, по мысли Альберти, не столько противостоит природе, сколько сливается с ней. Весь мир природы подчинен строгим законам, нарушить их не в силах ни одно из ее творений, на каждый несет определенную функцию в «рамках самой природы и не вопреки ей», люди не составляют исключения, так как сама «жизнь человека есть игра природы». Людское бытие заключено в рамки естественной необходимости. Совпадает ли такое понимание детерминированности с ограничением воли и действий человека божественным волеизъявлением? Очевидно, нет, считает Л.М. Брагина. Но скорее можно предположить, что христианская идея бога-творца оказалась поколебленной античными пантеистическими представлениями. Альберти полагает, что человек сотворен природой, наделен ее полезными свойствами (virtu) и предопределен ею к добру, к реализации изначально данных ему позитивных позиций. Главное в его рассуждениях — выяснить для какой цели этими качествами наделен человек, не для восхищения мудростью создателя, а для приспособления к жизни, т.е. для земной цели. Причем подчеркивается ценность каждого индивида, забота о сохранении себя как индивида. Свобода выбора для человека, по Альберти, состоит в том, что человек наделен разумом, который помогает человеку выбрать между добром и злом, между полезным и вредным. Еще одну важную проблему поднимает Альберти в своих сочинениях — взаимоотношения Фортуны и человека. Он полагает, что все сферы Фортуны лежат природные начала человека, его способности, образованности и мастерство. Он пишет: «не может судьба «отнять» у нас ни добродетелей, ни образованности, ни мастерства — все это находится во власти наших собственных забот и стараний; Фортуне принадлежит все внешние вещи — (богатство, положение), их она может легко разрушить, лишить нас обладания ими». Таким образом, суть концепции Альберти состоит в следующем — человек сам себе хозяин, хотя в окружающем и творимым им самим вещном мире велико влияние Фортуны, но тут способен человек противостоять ей, обращаясь к своим природным способностям, к своему разуму. «Фортуна одерживает верх над теми, кто ей покоряется». Свободная воля, разум, добродетель раскрываются и обретают подлинный смысл в деятельности, в труде и несовместимы с покоем, праздностью. Проблема активной жизни как важнейшей этической нормы — одна из кардинальных в творчестве Альберти. В ней сливаются воедино части его учения о морали. Примыкает сюда и понятие счастья. «По нашему убеждению, человек рожден, чтобы использовать материальные блага, быть добродетельным, или стать счастливым, ибо таким можно считать того, кто добр к людям, и потому угоден богу, тот же, кто не пользуется материальными благами, вредит людям, а значит мало угоден богу, и глупо, если он считает себя счастливым». Но счастье каждый понимает по-разному, правы те, кто считают, что счастье видят в добродетельной жизни и разумных делах. В принципе его концепция не расходится с трактовкой христианской этики, но крен смещен на земную жизнь человека. Немалую роль в человеческой жизни играют почет и слава — общественное признание заслуг личности. Поскольку все необходимые для счастья заключено в самом человеке, в его умении владеть способностями своей души, то влияние блага может быть сведено к жизненно необходимому минимуму (тем более, что он зависит (т.е. внешние блага) от прихотей Фортуны). Еще одна проблема, которую поднимает Альберти, это — проблема богатства. С одной стороны, не поощряется накопительство, стяжательство, торговая прибыль, но если богатство поставлено на службу государству и обществу, то богатство можно рассматривать как средство служения людям, государству. К тому же Альберти говорит о «разумной мере» в стремлении к богатству. Идеалом Альберти является личность, которая согласовывает свои личные интересы с интересами других людей и всего общества.

Новая образованность прочно входит в культурную жизнь Италии, чему немало способствовало меценатство. Особенно в этом отношении прославились Медичи — Козимо и его внук Лоренцо Великолепный. Козимо настоял на том, чтобы была создана Платоновская академия. Культ разума и знания стал характерной чертой творчества гуманистов, группировавшихся вокруг платоновской академии во Флоренции. В академии лекций не читали, но беседовали, ведя нечто вроде античного диалога. Собирались регулярно, но постоянного членства не было. Дата основания Академии (?) 7.11.1468 г. — дата рождения и смерти Платона. Ее основоположником был Марсилио Фичино (1433-1499), (сын врача Диотифечи (от этого лат. Фичино) первоначальное образование получил во Флоренции и Пизе. Изучив греческий язык, стал изучать в оригинале Платона. Усердные занятия обратили внимание на себя Козимо Медичи, который, как пишет Н. Макиавелли, подарил Фичино имение в Кареджи, где была основана Академия, и, кроме того, подарил Кодекс греческий, содержащий сочинения Платона. Фичино был человеком маленького роста, почти горбун, жаловавшийся на слабое здоровье, и очень трудолюбивым), который перевел с греческого на латынь большинство сочинений Платона и неоплатоников. Основные сочинения Фичино «Платоновская теология», «О бессмертии души», «О христианской религии», посвящены доказательству неразрывной связи, тождественности философии «божественного» Платона с христианской теологией. Он создает «ученую религию», пытаясь синтезировать догматику священного писания, учения отцов церкви, арабскую и еврейскую философию, доктрину неоплатоников. Но в отличие от Альберти — познание у Фичино — это дар божественного откровения. Свобода познания есть свобода от мира вещей, но не от бога. О Фортуне говорит следующее: «хорошо сражаться с Фортуной оружием благоразумия, а также терпения и великодушия, но лучше избегать такой войны, из которой лишь немногие выходят победителями, а лучше всего — добровольно следовать туда, куда она нас поведет. Лучше всего противостоять судьбе, созерцая красоту и мир посредством любви». Его теория любви стала частым сюжетом ученых диспутов и поэтики. Им отдали дань Анджело Полициано, Луиджи Пульчи, Лоренцо Медичи. Среди членов Платоновской академии заметное место занимал Христофоро Ландино (1424-1498), профессор поэтики и риторики Флорентийского университета, автор трактата «Диспуты в Камальдоли». Исходная посылка Ландино — разум есть высшее проявление человеческой природы, а назначение человека — познание истины. Главными добродетелями являются рассудок, мудрость, знания. Они помогают человеку идти путем познания собственной и окружающей природы к наслаждению истиной, к высшему благу, которое осуществляется в боге.

Реальное влияние на культуру Италии оказал Мануэль Хризолор, в конце XIV в. он прибыл в Италию, с 1396 по 1400 гг. преподавал во Флоренции, затем в университете Павии, вернулся в Константинополь, с 1410 г. по 1415 г. (до своей смерти) жил в Италии. Занимался переводами с латыни на греческий, и наоборот. Впервые ввел научный оборот Западной Европы «Республику» Платона. Составил грамматику для греческого языка, которую закончил его ученик Гварино да Верона. У Хризолора учились Салутати, Никколи, Бруни, Верджерио, Гварино, Умберто Дечембрио и др. Именно с преподавательской деятельностью Хризолора связана мода на греческий язык и литературу в Италии. Филельфо проводит 7 лет в Византии (1420-1427 гг.), женится на гречанке, отращивает длинную бороду, приобретает повадки греческого философа. Джованни Ауриспа (?-1450) два года проводит в Греции (1421-1423 гг.), испытывая материальные трудности, изучает все, что можно изучать. Когда они возвращаются на родину, их окружают поклонением, стараются заполучить к себе итальянские государства и государи. Особенно в этом старается Флоренции, где греческий преподавали Гварино, Ауриспа, Филельфо.

Большое влияние на гуманистов Италии оказал Плифон Георгий Гемист (создает новую религию, опирающуюся на философию, начал полемику между платониками и перипатетиками), Виссарион Никейский, Георгий Трапезундский, Иоанн Аргиропул.

Увлечение греческим языком, книгами, культурой увеличивает число гуманистов. Причем гуманистов — специалистов — филологов, историков, философов, просто любителей, которые, занимаясь торговлей, предпринимательской деятельностью, на досуге читают нечто античное. Среди первых гуманистов-специалистов был Поджо Браччолини (1380-1459), сын тосканского аптекаря, свою деятельность Поджо начал как провинциальный писец и нотариус. Основы гуманистической науки и греческий язык он освоил самоучкой, не без трудностей вступил в кружок Салутати. Как папский секретарь Поджо (участник Констанцского собора, посетил страны Западной Европы и Англию) занимался поиском старых рукописей. Нашел «О природе вещей» Лукреция, «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиана. С 1453 по 1459 гг. Поджо был канцлером Флоренции. Переписывался с гуманистами, например, с Никколи. Так, М.А. Гуковский приводит два письма Поджо из Констанца, в первом гуманист повествует о посещении курорта Бадена в обществе друзей, дам; и второе, где рассказывается о казни Иеронима Пражского, искренне восхищаясь мужеством этого человека. В конце своей жизни он пишет речь «В похвалу Венецианской республики», где обличает недостатки политики родной Флоренции. Здесь он выступает как республиканец и демократ, как друг и защитник бедного люда, но он не лишен презрительного отношения к «черни», темной необразованной массе, положение которой надо улучшить, но от которой надо быть подальше.

Проблема достоинства человека была рассмотрена в философии Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494) — (юный красавец, аристократ, граф Мирандола, сеньор Конкордии, одарен, учен, романтическая биография (страстная любовь, похищение возлюбленной, погоня, сражение по дороге, тюрьма и угроза инквизиционного процесса), богат, бескорыстен, за арабские переводы платил арабскими скакунами, загадочная и странная кончина в тот день, когда войска Карла VIII вступили во Флоренцию, возможно, принял яд. Мать Пико — сестра поэта Боярдо, автора «Влюбленного Роланда». Пико в 14 лет слушает в Болонье курс канонического права, в 1479 г. впервые побывал во Флоренции, слушал лекции в Падуанском университете, в 1485 г. побывал в Париже.) ученый, эрудит, знаток древних языков (латынь, греческий, халдейский, еврейский (ходила легенда о том, что он знал то ли 22, то ли 30 языков). Оригинальный философ. В 1486 г. вступил в конфликт с римской курией из-за «900 тезисов, относящихся к разным областям знания», часть которых комиссия теологов отнесла к еретическим. Причем, организуя диспут, Пико брался оплатить ученым в оба конца до Рима проезд, но диспут так и не состоялся. Пико спасло заступничество Лоренцо Медичи. Но речь к тезисам «Речь о достоинстве человека» принесла ему славу. Суть — человек — есть свободный творец собственной природы. Свободный выбор, нескованный божественным вмешательством, определяет достоинство человека. Пико выделяет 3 этапа на пути восхождения человека к высшей цели: очищение от пороков с помощью этики, совершенствования разума диалектикой и натурфилософией и познание божественного с помощью теологии. Поднимаясь по этим ступеням познания и совершенствования, человек достигает всех видов счастья и этим обнаруживает высокое достоинство своей природы.

Большую роль в распространении гуманистических знаний сыграли публичные библиотеки — Лауренциана во Флоренции (начало ей положил Козимо, книги собирал эрудит Веспасиано да Бистиччи. Так, в 1437 г. когда умер Николо Николи, а до этого он влез в долги, покупая и переписывая античные вещи и рукописи, Козимо расплатился с его кредиторами, и в возмещении своих расходов получил библиотеку покойного, насчитывавшую к этому времени 800 кодексов, которые стоили 6000 флоринов. Они были помещены в монастыре св. Марка (М.А. Гуковский). У Козимо Медичи (1389-1464) — было 2 библиотеки — частная и публичная. Библиотека урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (1422-1482) содержала 1120 томов, после его смерти книги попали в Ватиканскую библиотеку, которая расцвела стараниями папы Николая V (кстати, если верить Бистиччи, сын врача Томазо Парентучелли стал папой под именем Николая V потому, что искусней других кардиналов произнес поминальное слово на похоронах своего предшественника Евгения IV). Гуманисты были страстными библиофилами. Например, Ф. Петрарка собирал книги, составил опись коллекции «Мои книги» (Libri mei), которая содержала свыше 1000 названий. По преданию умер над раскрытым фолиантом. В 1362 г. в страхе перед чумой покинул Милан, прожив в Падуе, перебрался в Венецию, сделал правительству предложение передать в будущем коллекцию собору св. Марка при условии, что ему в Венеции будет предоставлено жилье, а собрание станет публичным. Правительство Венеции приняло предложение. Его дело продолжил Боккаччо, но денег на манускрипты тратил меньше, так как не был так состоятелен, как Петрарка. Но именно он в Монте-Кассино нашел «Анналы» Тацита. Крупнейшим собирателем книг был Поджо Браччолини, будучи секретарем папы Иоанна XXIII пользовался тем, что сопровождал папу в поездках и собирал рукописи. В Санкт-Галлене (придя в ужас от того, в каком состоянии, в котором пребывала библиотека монастыря) нашел речи Цицерона, в Фульде — Лукреция, иногда выменивал у монахов, а то и просто крал, или делал копии. Например, в Санкт-Галлене за 53 дня переписал собрание произведений Квинтилиана, но книги собирал не для себя (собственных всего 95 книг), а для другого — Медичи. Виссарион Никейский (1403-1472) подарил Венеции коллекцию из 600 манускриптов за то, что Республика помогла вывезти из Византии произведения античных авторов.

Были гуманисты, для которых педагогика была главным занятием. Гаспарино да Барцицца, профессор Падуи, на дому организовал нечто общеобразовательного пансиона для детей, которых обучал риторике и правилам хорошего поведения.

Гварино де Гварини (да Верона) (1370-1460), ученик Хризолора, знаток латыни и греческого языков, занимался педагогикой во Флоренции, Венеции, в Вероне. В 1424 г. (ему было 55 лет) получил приглашение феррарского маркиза Николо д´Эсте быть воспитателем для его сына Леонелло и работал в этой должности 31 год. Преподает в местном «Студио», но затем у него появилась своя школа «Дом радости». Задача — дать полный запас гуманистических знаний, научить свободно владеть латынью и греческим, ознакомить с произведениями античных авторов от Аристотеля до Цицерона, + разнообразное развитие. Дети занимались физическими упражнениями — охотой, плаванием, играли в подвижные игры, просто гуляли, собирали ракушки, камни, растения, занимались риторикой. Эти занятия были призваны создать из учеников этой школы государственного деятеля. Можно привести пример Эрмалао Барбаро, который был его учеником.

Витторино Рамбальдоли да Фельтре (1373-1446) был математиком, на медали руки Пизанелло было выгравировано «Величайший математик и отец всех гуманистических знаний». В Мантуе у него была школа при дворе Гонзага «Дом радости». Метод Фельтре — усвоение знаний без зубрежки, играя. Программа состояла из 3 частей — воспитания моральных и волевых качеств, воспитания физически развитого организма, усвоения знаний. 1 — соединение черт христианства с античностью, т.е. выполнения всех католических обрядов (но в душе стоик), 2. — упражнения, игры, тренировки — борьба, фехтование, метение дротиков, военные игры (маневры); 3 — учение на базе «семи свободных искусств — «семи путей», но с гуманистическим содержанием, начинал с изучения Вергилия, Гомера, Демосфена. Весь материал подбирался так, чтобы потом пригодился на практике — юриста, врача, богослова. Итог учений — гармоничная личность.

Но, как замечает Л.М. Баткин, гуманисты жили в двух мирах — в собственном и реальном. Филельфо — жаден и тщеславен, Аретино — бесстыден, Поджо Браччолини — подсиживал в римской курии Лоренцо Валу. Фичино и его друзья с помощью доносов поссорил Лоренцо Великолепного с поэтом Пульчи. Тот же Фичино не явился к ложу умирающего Лоренцо. Полициано поссорился с Бартоломео дела Скала из-за того, что последний употребил существительное «culex» (комар) в женском роде вместо мужского.

Таким образом, гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла в разрез с официальным учением церкви, антропоцентризм, рационализм, светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающие радость земного бытия и зовущие к творческой активности, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию знаменовали отход от принципов средневекового мировоззрения. Гуманизм второй половины XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Вы здесь: Главная История История средних веков Гуманизм Италии XIV–XV вв.