link6512 link6513 link6514 link6515 link6516 link6517 link6518 link6519 link6520 link6521 link6522 link6523 link6524 link6525 link6526 link6527 link6528 link6529 link6530 link6531 link6532 link6533 link6534 link6535 link6536 link6537 link6538 link6539 link6540 link6541 link6542 link6543 link6544 link6545 link6546 link6547 link6548 link6549 link6550 link6551 link6552 link6553 link6554 link6555 link6556 link6557 link6558 link6559 link6560 link6561 link6562 link6563 link6564 link6565 link6566 link6567 link6568 link6569 link6570 link6571 link6572 link6573 link6574 link6575 link6576 link6577 link6578 link6579 link6580 link6581 link6582 link6583 link6584 link6585 link6586 link6587 link6588 link6589 link6590 link6591 link6592 link6593 link6594 link6595 link6596 link6597 link6598 link6599 link6600 link6601 link6602 link6603 link6604 link6605 link6606 link6607 link6608 link6609 link6610 link6611 link6612 link6613 link6614 link6615 link6616 link6617 link6618 link6619 link6620 link6621 link6622 link6623 link6624 link6625 link6626 link6627 link6628 link6629 link6630 link6631 link6632 link6633 link6634 link6635 link6636 link6637 link6638 link6639 link6640 link6641 link6642 link6643 link6644 link6645 link6646 link6647 link6648 link6649 link6650 link6651 link6652 link6653 link6654 link6655 link6656 link6657 link6658 link6659

Гуманизм Италии XIV-XV вв.

Понятие «гуманизм», введенное в употребление учеными XIX в., (происходит от античного humanitatis (человеческая природа, духовная культура) и ренессансного humanista (гуманист)), широко утвердился в эпоху возрождения, особенно в связи с новой системой образования — studia humanitatis (овладение духовной культурой). Цицерон, у которого был заимствован термин — studia humanista, понимал под этим воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели Ренессанса придавали studia humanitatis более широкий смысл — освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составными частями которого были грамматика (латинская, с XV в. греческая), риторика, поэтика, история, этика (моральная философия). Гуманистами в эпоху Возрождения называли тех, кто посвящал себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Гуманисты были творцами новой системы знания, в центре которого стояла проблема человека, его земного предназначения (термин humanista, полагает П.О. Кристеллер, возник по аналогии с legista (профессор права), artista (преподаватель свободных искусств) и означал специалиста в области studia humanitatis).

Понятие «Возрождение», генетически связанное с религиозно-этическим понятием «обновление» (renovatio, rinascenza — обновление, возрождение), приобрело в XV-XVI вв. принципиально иной смысл — обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки после их долгого упадка в средние века. Джорджо Вазари называл возрождением (rinascita) расцвет итальянского искусства и архитектуры в XIV-XVI вв., побудивший его оставить потомкам «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Франческо Петрарка строит концепцию «мрачных веков», усматривая глубокие различия культурной античности и последующей эпохи и связь тесную с новым временем.

Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

Наиболее полно противопоставление Возрождения «темному» средневековью выразилось в либерально-буржуазной историографии XIX в. Ж. Мишле говорил о перевороте, совершенным Возрождением в мировоззрении эпохи, смысл которого состоял в разрушении духовных оков, наложенных католической церковью. Гуманизм, по мнению Ж.. Мишле, выдвинул принципиально отличное от средневекового решения проблемы отношения человека к миру.

Эту идею обосновал швейцарский историк Якоб Буркхардт (1818-1897), который рассматривал Возрождение как самостоятельную культурную эпоху, четко отграниченную от средних веков и нового времени. Важнейшими специфическими чертами ренессансной культуры он считал развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в жизни эпохи (сильная героическая личность), светский характер мышления и поведения общества.

К этой точке зрения близко примыкал Г.Фойгт со своей оценкой гуманизма, но он еще больше, чем Буркхардт подчеркивал в качестве основной особенности гуманизма воскрешение и освоение им античного наследия.

В конце XIX в. наметилась тенденция к пересмотру концепции Буркхардта и Фойгта. Ф. Монье подверг сомнению идею оригинальности итальянского Возрождения, его принципиального отличия от культуры средних веков, утверждая, что классическая древность никогда не сходила с умственного горизонта Италии.

В русской науке во второй половине XIX в. наиболее значительный вклад в разработку проблем итальянского Возрождения внесли А.Н. Веселовский и М.С. Карелин. Они были близки к точке зрения Буркхардта.

Новый этап развития историографии итальянского гуманизма и Возрождения начался в XX в. В 1918 г. вышла работа К. Бурдаха, где он писал, что новое понимание искусства, литературы, науки, новая концепция человека не вступали в противоречие в христианской религией, ибо были предопределены ее «пышным цветением» в XIII в. Поэтому Бурдах считает важнейшим в истории Ренессанса — период XIII-XIV вв. — в рамках которого он ищет лишь «возрождение религиозное», возрастание роли светского начала в культуре XV в. знаменовало кризис новой культуры. Возрождение и гуманизм Бурдах сводит к «обновлению религиозного духа» и на этой почве сближает их с реформацией.

Стремление подчеркнуть иррациональное начало в мировоззрении Возрождения особенно резко проявилось в работах Джузеппе Тоффанина, который противопоставлял понятия «гуманизм» и «возрождение». Родоначальниками гуманизма он считал отцов церкви и усматривал его специфику в гармоничном единстве античной науки и христианства, использовании древней образованности для обоснования веры. Средневековье нарушило это единство, предав забвению многое из античной мысли и лишь с XIII в. началось ее новое возрождение через аристотелизма Альберта Великого и Фомы Аквинского. Наиболее значительной для Тоффанина была идея божественности человека. Возрождение в его понимании было процессом независимого от теологии развития в XVI в. натурфилософии и опытных наук, протекавшим помимо и вопреки гуманизму. Гуманизм — тупиковое развитие.

Позиции Бурдаха и Тоффанина близки позиции филосов-неотомистов Ж. Маритэна и Э. Жильсона, и историкам естествознания Г.Сартона и Л. Торндайка. Неотомисты не отрицали светского характера ренессансной культуры, но именно в нем видели проявление упадка средневековой философии и науки. Г. Сартон и Л. Торндайк считают Возрождение не только упадком, но и вырождением цивилизации в целом.

Особое место в русле нигилистического отношения к Возрождению занимают концепция голландского историка культуры И. Хёйзинги, оказавшем большое влияние на дальнейшее развитие западной историографии. Хёйзинга упрекал Буркхардта в резком противопоставлении Возрождения средневековью (свет-тьма) и подчеркивал, что переход здесь столь плавный, что трудно определить само понятие «ренессансная» культура, можно лишь сказать, что Возрождение уже не было средневековьем (он называет этот период «осенью (сумерки) средневековья»), но еще не стало новым временем. Самым ценным в этой переходной культуре Хёйзинга считал идею духовного обновления, религиозного по преимуществу. Существование этой идеи он обнаружил задолго до Возрождения.

Своеобразным компромиссом между концепциями Тоффанина и Буркхардта стала точка зрения Г. Вейзе, он подчеркивал вслед за ними «спиритуалистический характер» гуманистического учения о человеке и резко разграничивал учение о человеке, складывавшегося в сфере гуманитарных знаний, с одной стороны, и в естествознании, с другой (концепция «uomo spirito» и «uomo naturalis»).

В труде Саитты «Итальянская мысль в эпоху гуманизма и Возрождения» признается переворот, совершившийся в XIV-XVI вв. в идеологии и культуре Италии. Саитта прослеживает постепенное утверждение рационалистических начал в разных сферах ренессансного мировоззрения — этике и эстетике, политической и педагогической мысли, видя конечный итог этого процесса в разрыве со средневековой религиозностью. Важной чертой новой эпохи Саитта считает выдвинутую гуманистами XIV в. концепцию культуры, основанной на принципе самопознания личности.

Американский историк Г. Барон («Кризис раннего итальянского гуманизма», 1955 г.) исходил из признания тесной взаимосвязи культуры с общественно-политическим развитием страны и подробно исследовал политическую роль гуманистической литературы Флоренции конца XIV-XV вв. — Салютати, Бруни оцениваются Бароном как зачинатели ренессансного мировоззрения, суть которого составляет «гражданский гуманизм».

Принципам Барона близка позиция итальянского исследователя Э. Гарэна, который видит в гуманизме широкую систему мышления, воздействующую на культуру и общество Италии XIV-XVI вв. Гарэн и его школа ценит в гуманизме поиски новых путей к познанию мира и достижения в этом направлении рассматривают как специфическую и существенную черту культуры Возрождения.

П.О. Кристеллер в отличие от них отграничивает гуманистическое движение от развития философии. Главный его тезис звучит так — трансформирующее влияние гуманизма и его оригинальность проявления главным образом в сфере филологии и литературы и гораздо менее в философии.

Армандо Сапори полагает необходимым рассматривать Возрождение как целостную историческую эпоху и датирует ее начало XII в.

В соответствии с различным пониманием сущности гуманизма и Возрождения в зарубежной историографии нет единства точек зрения по проблеме периодизации ренессансной культуры. Так, согласно В. Фергюссону, она охватывает XIV-XVI вв., по Ф. Шабо — XV-XVI вв., по Д. Хей — 1350-1700 гг., по П.О. Кристеллеру — 1280-1600.

В отечественной историографии XX в. одним из первых начал изучать историю культуры Возрождения в Италии А.К. Дживилегов. Он обращал внимание на то, что развитие торговой и промышленной жизни городских коммун в XII-XIII вв. повлекло за собой обновление культуры. Дживилегов рассматривал Возрождение, как «культурной переворот, стоящий в тесной связи с переворотом хозяйственным, выражающимся в росте индивидуализма и мирской точки зрения, в упадке церковной идеи и в усилении интереса к древности».

В обобщающей работе М.А. Гуковского «Итальянское возрождение» эпоха итальянского возрождения трактуется в широком историческом аспекте как переходная эпоха, в рамках которой совершается «универсальный переворот» — социально-экономический, политический, культурный.

Важным этапом в отечественной историографии итальянского Возрождения является фундаментальное исследование В.Н. Лазарева («Происхождение итальянского Возрождения»), где была сформулирована новая концепция генезиса ренессанса. В.Н. Лазарев Дученто, Треченто (XIII в., XIV в.) рассматривает как предысторию Возрождения (дученто (XIII в.), треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.), сейченто (XVII в.) и проторенессанс (XIII, XIV вв.).

С.Д. Сказкин считает, что Возрождение — продукт городского развития средних веков и что корни Возрождения следует в деятельности буржуазии. Далее эта идея нашла свое решение в работах В.И. Рутенбурга, Л.М. Брагиной, Л.М. Баткина и др., где подчеркивается специфика Возрождения в Италии как универсального переворота, совершающего в экономической, социальной, политической, культурной сферах.

Таким образом, Возрождение – эпоха в истории культуры стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Периодизация — для Италии — XIV-XVI вв., для всех остальных стран — конец XV-XVII вв. Черты возрождения — гуманизм, античное наследие, светский характер. Гуманизм — идейная основа Возрождения (мировоззрение, подразумевает ценность человека — антропоцентризм) охватывает философию, этику, педагогику и т.д.

Вы здесь: Главная История История средних веков Гуманизм Италии XIV–XV вв.