1. Предмет и место антропологии в системе наук о человеке
Термин "антропология" греческого происхождения (антропос — человек, логос — наука) и означает "наука о человеке". Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.
В трудах западноевропейских ученых термин "антропология" имел двоякое значение — как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово "антропология" только начинало входить в научный обиход, оно означало "трактат о душе и теле человека". Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.
Антропология в таком понимании подразделяется на "физическую", или "соматическую" антропологию, "социальную", или "культурную" — т. е. этнографию.
Антропология это — отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.