Антропология
. 25. Черты экологической адаптации человека. Понятие адаптивного типа
Важную роль в процессе экологической адаптации человека играет состояние естественных приспособительных и защитных механизмов, составляющих биологическое наследство людей. Достаточно демонстративно эта роль выявляется при переходе в местообитания с экстремальными условиями, которые проявляются благодаря наличию на заселяемой территории экологического фактора или комбинации факторов, оказывающих на здоровье человека выраженное неблагоприятное воздействие.
Таким образом, длительное существование групп людей на территорях, различающихся преобладающими климатическими факторами, привело к образованию воспроизводящихся в ряду поколений комплексов физиологических и психосоматических признаков. Эти комплексы соответствуют экологическим типам людей и обусловливают более высокий уровень приспособленности к проживанию в определенной биогеографической среде за счет адаптивных процессов. Такое положение свидетельствует об относительности понятия экстремальности природных условий в тех или иных регионах планеты. Вместе с тем перед человечеством стоит задача последующего освоения и заселения малокомфортных территорий — пустынь и полупустынь, высокогорных, полярных, тропических районов (на долю которых приходится 69% поверхности), Космоса.
Благодаря наиболее высокому уровню организации человека, которого он достиг как биосоциальное, его взаимоотношение со средой обитания имеют существенные особенности.
Адаптивный тип — это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Согласно этой гипотезе, достаточно четко выделяются несколько устойчивых комплексов биологических признаков.
1. Предмет и место антропологии в системе наук о человеке
Термин "антропология" греческого происхождения (антропос — человек, логос — наука) и означает "наука о человеке". Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.
В трудах западноевропейских ученых термин "антропология" имел двоякое значение — как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово "антропология" только начинало входить в научный обиход, оно означало "трактат о душе и теле человека". Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.
Антропология в таком понимании подразделяется на "физическую", или "соматическую" антропологию, "социальную", или "культурную" — т. е. этнографию.
Антропология это — отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками — археологией, этнографией, историей.
11. Проблема прародины человека
В антропологии проблема прародины человека ещё не получила окончательного решения. Одни исследователи считают, что человек возник в Африке, другие — в южных районах Евразии. Есть учёные, считающие местом происхождения человека область так называемого Средиземья, охватывающего С. — В. Африки и Ю. Европы и Азии. Из возможных областей прародины исключаются Австралия, где эволюционное развитие млекопитающих не пошло выше сумчатых животных, и С. Евразии и Америки, поскольку здесь не обитали высшие обезьяны.
10. Третий этап эволюции человека — Homo neandertalensis
Открытие неандертальского человека, как это часто бывает в археологии, произошло случайно. В 1856г в долине Неандерталь около немецкого города Дюссельдорфа по заказу богатого землевладельца рабочие очищали небольшой грот. В двухметровом слое глины они обнаружили странные кости. Причём кости обнаружили не при работе, а когда они были выброшены в отвал. Некоторые решили, что это кости Пещерного медведя , но местный учитель К. Фульротт, уверенно сказал, что это кости принадлежат человеку. Возможно, при раскопках был найден целый скелет, но до нас дошла только верхняя черепная крышка, кусок плечевой кости и остатки конечностей. В 1864г древнего человека назвали неандертальским человеком, по имени долины, в которой нашли его останки. Так часто бывает в археологии, вспомним хотя бы Гейдельбергского человека. Останками найденного ископаемого человека заинтересовался крупнейший паталогоанатом Р. Вирхов. Он тщательно обследовал их и заявил, что кости принадлежат человеку, но только не ископаемому, а современному, а их странное строение результат не древности, а патологии — перенесённого сифилиса, алкоголизма и т. д., найденный скелет единичный и больше такой находки не повторится. Авторитет Вирхова в научном мире был очень велик и неандертальские находки на долгие годы погрузились в забвение. Вообще Р. Вирхов сыграл в истории антропологии не последнюю роль, но роль сугубо отрицательную. Позже, он также "зарубит" находку останков Человека прямоходящего Сделанную Евгением Дюбуа на о. Ява. Так продолжалось до конца XIX века, но в 1908 во Франции в местечке Ла-Шапель-о-Сен Был найден скелет ископаемого человека, строение которого удивительно напоминало строение ископаемого человека из Неандерталя. Как показали археологические исследования, это был глубокий старик к тому же больной артритом. В историю археологии он вошёл как старый человек (The Old Man). В 1909г, на год позже в той же Франции но уже в местечке Ла-Ферраси Был найден череп другого неандертальца. А затем находки посыпались как из рога изобилия. Только в одной Франции на 30 стоянках были найдены останки 116 неандертальцев. Найдены они и в Югославии В пещере Крапина , найдены в местечке Монте Чирчео , около Рима. Найдены они и в Израиле в пещере Кафзех, в пещере Шанидар (Северный Ирак). Об этих и других находках посетитель сайта узнает немного позже, пока же вернёмся к неандертальскому человеку. У неандертальца, так же как у его предшественника Человека прямоходящего Был чётко выраженный затылочный бугор, к которому прикреплялись мышцы массивной шеи, толстые надглазничные валики, прогнатная, то есть далеко выдвинутая вперёд нижняя челюсть. Стенки черепа были ещё достаточно толстые, но всё же тоньше стенок человека прямоходящего. Однако, объём его мозга был даже больше мозга современных людей 1600-1700см3! На рисунке ниже показаны черепа человека прямоходящего, нашего нового знакомого и череп человека разумного.
Казалось бы, с таким мозгом неандертальский человек должен быть Царём Земли. Однако он вымер и действительным Царём Земли стал другой вид человека — Человек разумный, объём мозга, которого значительно уступает мозгу неандертальца. Здесь, по-видимому, в эволюции человека большую роль уже играл не объём мозга, а его внутренняя организация. Как установила советская исследовательница В. Кочеткова (1973г) лобные доли ответственные за абстрактное мышление и социальное поведение у неандертальцев были сравнительно слабо развиты. То есть неандертальцы мыслили совсем по другому, чем мыслим мы современные люди. Очень яркую, на мой взгляд, картину мышления неандертальцев даёт английская писательница Д. М. Ауэл в своём романе "Клан пещерного медведя". "Примечательно, что все эти первобытные люди (неандертальцы С. Язев-Конд) с недоразвитыми речевыми органами и лбом, обладали мозгом невероятных размеров — гораздо большим, чем у любой другой человеческой расы, жившей в те времена или появившийся на свет много лет спустя. Они явились вершиной эволюции той ветви человечества, у которой были развиты затылочная и теменная области мозга, управляющие зрением, телесными ощущениями и памятью.
А выделяла их среди остальных представителей человечества невероятная память. Родовые установки вошли у них в плоть и кровь и обрели свойства инстинкта. Огромный мозг являлся кладовой не только их собственной памяти, но и памяти предков. Они умели взывать к знанию своих прародителей, а при особых обстоятельствах пойти ещё дальше. Они могли обращаться к расовой памяти, к любому из периодов своей эволюции. Углубившись далеко в прошлое, они усилиями каждого телепатически слагали общую картину памяти". Насколько ясна нарисованная ею картина мышления неандертальского человека покажут дальнейшие исследования по палеопсихологии. Очень хорошую статью о мышлении неандертальцев и вообще о мышлении можно прочитать Здеcь.
Ещё об одной особенности неандертальцев, которую советский философ Б. Поршнев Называет интердикцией, посетитель сайта узнает немного позже, когда речь будет идти о Человеке разумном, пока же остановимся на речи неандертальцев. Во многих научно-популярных изданиях говорится, что неандертальцы уже обладали развитой речью. Но так ли это? Вот что пишут в своей замечательной книге "Прыжок в прошлое" Рената и Ярослав Малиновы, которую я советую прочитать. "Ещё в университете нас учили, что неандерталец относится к нашим прямым предкам. Но большинство современных антропологов утверждают, что он, по крайней мере, наш дальний двоюродный брат и был не способен к дальнейшему развитию. Но почему? На одну из причин указал и проверил её в процессе эксперимента антрополог Филипп Либерман. Он изготовил из силиконовой резины модели голосовых органов шимпанзе, неандертальца, ребёнка и взрослого человека. Эти модели он просвечивал световыми лучами и по их прохождению определял, какую частоту тона могли создавать неандертальцы в сравнении с людьми и шимпанзе. Изучив полученные данные, он пришёл к выводу, что строение носоглотки и гортани, по всей вероятности, совершенно не позволяло неандертальцам говорить членораздельно" Неандертальцы были не очень высокими, но чрезвычайно мускулистыми людьми с большими суставами ног и рук. В антропологии такой тип сложения называют гиперстеническим, он отличается ширококостностью и мощностью. И ещё есть одна особенность сложения скелета неандертальца, которая позволяет его не спутать с другими древними людьми. Бедренная кость неандертальца не только массивная, но она отличается заметным изгибом, археологи раньше думали, что такое строение кости — результат патологии. На рисунке ниже показаны бедренные кости неандертальского человека и человека разумного.
Относительно возможных предков неандертальского человека в стане археологов пока нет единого мнения. На великолепном сайте Смитсониановского Института (США) Предком Неандертальского человека является Гейдельбергский человек , он также является и предком Человека разумного. Ирландские археологи Тянут неандертальскую ветвь ещё дальше в глубь веков, они считают, что предком неандертальца был Человек умелый . На мой взгляд, такая глубокая древность предка неандертальского человека вряд ли обусловлена, и, скорее всего, неандертальский подвид произошёл от архаичной формы Человека разумного, обитавшей примерно около 200 000 лет назад, или одной из форм Человека прямоходящего. Ранее считалось, что неандертальский человек является непосредственным предком человека разумного. Но в свете последних данных археологической науки его следует рассматривать как подвид, боковую ветвь человеческого древа.
Физические данные, способы охоты неандертальцев, способность к искусственному получению огня их орудия и жильё сделали его поистине Царём Земли. Во времена среднего и позднего плейстоцена на Земле безраздельно властвовал неандертальский человек. А ритуальное поведение неандертальцев свидетельствует о достижении ими более высокого уровня развития, о появлении зачатков сознания и самосознания. И всё же около 30 000 лет назад неандертальцы исчезли, и на Земле остаётся всего один вид человека Человек разумный. Как развёртывалась эта историческая драма, длящаяся не одно тысячелетие, археологи могут судить лишь только по останкам неандертальцев. Возможно, человек разумный, как более развитый, планомерно и методично выбил неандертальцев. Возможно, лишил их кормовой базы, и они вымерли как вид. Но есть и другое объяснение. Неандертальский человек никуда не исчезал, он просто скрестился с человеком разумным, об этом свидетельствуют многочисленные находки, где признаки неандертальца самым причудливым образом переплетаются с признаками человека разумного. Если это так, то в некоторых из нас течёт неандертальская кровь, а в их гены входит ДНК неандертальцев. На рисунке ниже дана реконструкция неандертальского человека.
12. Гипотезы происхождения прямохождения
Сегодня ученые-эволюционисты склоняются к мысли, что наиболее вероятным предком обезьян, развивавшихся в направлении человека, является рамапитек. Останки его были найдены в Индии. (Находку назвали „рамапитек" в честь индийского бога Рамы: Рама и "питекос" греческое слово означает "обезьяна") Это, по мнению дарвинистов, точка, в которой пути эволюции человека и высших обезьян разошлись. Рамапитек, по-видимому, жил в редком лесу и некоторую часть времени еще проводил на деревьях. Теория антропогенеза говорит, что прямохождение через многие миллионы лет привело к специализации конечностей древних обезьян. Задние конечности распрямились в коленном суставе, кости удлинились, окрепли, пальцы укоротились, выработалась упругая сводчатая стопа. Став упругой, стопа изменила походку: уменьшились толчки при хождении. Менялась форма и положение пяточной кости, большой палец ноги стал толще и примкнул к остальным; развились сильные икроножные мышцы. А передние конечности оказались свободными. Ими можно было хватать и удерживать добычу, брать камень или палку и т. п. Фигура обезьяны все более выпрямлялась; руки стали укорачиваться, плечи расправляться. В результате этого процесса происходили изменения и в строении кистей рук: развивался большой палец; движения руки стали более пластичными. В конце концов, предполагают эволюционисты, рука оказалась органом, хорошо приспособленным к труду. Далее следует предположение о том, что прямохождение вызывало и многие другие изменения в организме обезьян, и все процессы подобного рода совершались постепенно на протяжении большого периода времени. Огромная роль в совершавшихся изменениях принадлежала яко бы и образу питания. Эволюционисты объясняют, что недостаток растительной пищи в степных или полустепных зонах нужно было как-то компенсировать. Выход был найден в употреблении все большего количества мяса, в результате чего возникла необходимость в охоте на животных. Охота, особенно на крупных животных, в свою очередь, требовала смекалки, хитрости, а главное, объединения усилий отдельных особей. Так начали складываться сперва стада, затем сообщества древних обезьян. Далее дарвинисты предполагают, что обезьяны не отличались ни особой силой, ни острыми когтями и клыками. Скорость бега их тоже была невелика.
Защищаться и охотиться обезьянам помогала их стадная жизнь. Причем с освобождением передних конечностей они умножали свою силу, используя палки, большие кости и камни. Это был процесс перехода к зачаточным формам труда. Он возникал и развивался во многих стадах и постоянно упрочивался, становился жизненно необходимым, закреплялся в потомстве.