link5032 link5033 link5034 link5035 link5036 link5037 link5038 link5039 link5040 link5041 link5042 link5043 link5044 link5045 link5046 link5047 link5048 link5049 link5050 link5051 link5052 link5053 link5054 link5055 link5056 link5057 link5058 link5059 link5060 link5061 link5062 link5063 link5064 link5065 link5066 link5067 link5068 link5069 link5070 link5071 link5072 link5073 link5074 link5075 link5076 link5077 link5078 link5079 link5080 link5081 link5082 link5083 link5084 link5085 link5086 link5087 link5088 link5089 link5090 link5091 link5092 link5093 link5094 link5095 link5096 link5097 link5098 link5099 link5100 link5101 link5102 link5103 link5104 link5105 link5106 link5107 link5108 link5109 link5110 link5111 link5112 link5113 link5114 link5115 link5116 link5117 link5118 link5119 link5120 link5121 link5122 link5123 link5124 link5125 link5126 link5127 link5128 link5129 link5130 link5131 link5132 link5133 link5134 link5135 link5136 link5137 link5138 link5139 link5140 link5141 link5142 link5143 link5144 link5145 link5146 link5147 link5148 link5149 link5150 link5151 link5152 link5153 link5154 link5155 link5156 link5157 link5158 link5159 link5160 link5161 link5162 link5163 link5164 link5165 link5166 link5167 link5168 link5169 link5170 link5171 link5172 link5173 link5174 link5175 link5176 link5177 link5178 link5179

Культурология (лекция 1.2)

Онтологическая структура теории познания (гносеологии) культуры

 

        Традиционная точка зрения философии на структуру познания человеком самого себя, своего сознания, природы и социума исходит их формулы, которая сущностно опирается только на верхний уровень осознаваемого сознания субъекта культуры в форме прямолинейной (без начала и конца), не замкнутой (не системной) структуры — от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем к практике.        Вместе с тем, как свидетельствуют опыт практики познания, так и современные достижения многих частных наук, в том числе в области философского анализа в науке о познании (гносеологии) и синтеза междисциплинарных проблем интеграционных научных знаний, традиционная её структура очень узка и не полна. Например, она не учитывает побудительных и причинно-следственных факторов на уровне ощущений и отражения (отношений), на уровне влияния подсознательного механизма памяти на процесс познания субъектами окружающего их мира.

     Предлагаемая к обсуждению структура гносеологии, выведена автором и испытана им в его долголетней и многообразной аналитической и практической деятельности с  высоким коэффициентом результативности, например, в воспитательной работе с солдатами и сержантами в Вооруженных силах, со студентами и с детьми разного возраста. При всей кажущейся простоте данная схема структуры обеспечивает не только системную комплексность в познании человеком самого себя, природы и социума, но и формирует осознанность каждого её отдельного элемента и нацеливает на развитие умений их использовать в эффективном познании и управлении самим собой и социумом.

 

Суть предлагаемой структуры гносеологии в графике выглядит следующим образом:

      clip_image002

Объективная реальность, в которой постоянно находится человек, комплексно-системно многообразно и многоформно ежесекундно воздействует на него, формируя ощущение ли отношения (аббревиатура –ощ) двух групп (биологические — значок б  и социальные — значок — с), которые в свою очередь немедленно порождают у него отношение (чувства — ч) — желание, интерес, брезгливость, ненависть, любовь и т.д. ( значок — от).

Возникающие у человека или групп людей чувства реализуются в активной (значок +) или пассивной, в гуманной, нравственной или антигуманной, безнравственной (значок -) деятельности (значок — Д).

 Долгое время сенсуалисты (чувственники) и рационалисты (рассудочники) бились в яростном споре, что важнее, первичнее  - чувство, говорили сенсуалисты, нет — разум, говорили рационалисты. В итоге никто из них не проиграл, но и не выиграл, ибо данный спор — бессмысленный спор: это всё равно, как если поспорить, что важнее у человека — голова или тело. И то и другое есть взаимообусловленные, взаимозависимые части единой и неразрывной на данный момент развития медицинской науки комплексной и неразрывной системы. Эти части разрывать без смертельного ущерба для существования личности никак нельзя. Аналогично и со спором сенсуалистов и рационалистов.

Если же нельзя противопоставлять и разрывать жизненно важные части единой системы, то закономерно требование — изменить формулировку вопроса, например: в какой взаимосвязи и взаимообусловленности находятся по отношению друг к другу чувство (отношение) и разум (сознание)?

А на этот вопрос ответить уже проще и безопасней для сохранения целостности исследуемой системы, для получения эффективного результата.

Чувство, как отношение, порождает действие разума (сознания), а последнее в свою очередь контролирует, направляет и стимулирует (в сторону активности или пассивности) наши чувства, например, желание-нежелание, интерес-равнодушие, брезгливость-ненависть, которые не обязательно будут парными, но могут быть и/или триадой, и/или многопарными, и/или иных групповых видов.

Это взаимодействие примерно выглядит так:

 

clip_image004 Внешняя часть «трубы» — Разум (сознание и подсознание), внутри которой «бурлят» ощущения и формируемые ими отношения (чувства) — желания, интерес, любопытство и любознательность, уважение, любовь, равнодушие, брезгливость, ненависть и т.п. При этом последние, как бы давят изнутри на сознание и подсознание человека, заставляя его искать механизм их воплощения.

А так как любое действие всегда порождает противодействие, поэтому сознание личности, в зависимости от степени сформированности у неё качественных параметров мировоззрения, силы воли и так далее, управляет, стимулирует и контролирует, в том числе сортирует, наши чувства в сторону активности или пассивности, выбора нравственных или безнравственных поступков и т.п., а при необходимости и «замораживает» наши чувства, как отношения, или «переключает» их на иные объекты познания или желаний…

Аналогично Сознание личности действует, и на уровне механизма памяти в форме «подсознания»: бессознательного, в том числе в виде интуиции, как отражение опыта личности и её предков, доставшегося ему по наследству социокультурной памяти, сохраняемого и используемого вне «осознанного» сознания. Этим обеспечивается качество жизненного потенциала самовыживаемости личности, в первую очередь в экстремальных ситуациях.

В силу вышесказанного становится понятны действия человека, когда он в одних ситуациях автоматически, вроде бы «не задумываясь» совершает акт деятельности, а в других ситуациях он размышляет как поступить, например, уступить или не уступить место старушке или инвалиду в транспорте. «Уступить» — говорит сознание и человек предлагает им сесть на его место. «Не уступить» — говорит ему его сознание. И человек делает стеклянные глаза или отворачивает голову в окно, а на душе у него — дискомфорт и тогда разум его начинает искать формулы для самооправдания, типа — «да не больно-то она и старая, а я устал(а)» или   «нечего ездить, когда я (все) еду(т) на работу» и т.д. 

В любом случае, акт деятельности (пассивный или активный, нравственный или не очень) тут же порождает у личности социальное ощущение, которое автоматически становится побудительным причинно-следственным фактором для новых действий-поступков. Например, человек уступил место (под влиянием подсознательного или осознанно — неважно) и как бы он не пытался ни на кого смотреть в салоне транспорта, голова его подымится, плечи расправятся и глаза «зырк» в одну сторону, «зырк» в другую, как среагировали свидетели его поступка на его поступок добра и на душе сразу станет хорошо. И обратно, не уступил место, совершил иной неодобряемый людьми поступок — и на дуще стыд или иной дискомфорд негативных ощущений.

Чем чаще человек с детства совершает позитивные поступки и ощущает от этого удовольствие, одобрение окружающих, тем быстрее с уровня осознанного сознания, его чувства в данной области уйдут в механизм долговременной памяти — на уровень подсознательного, станут его привычкой, его мировоззрением.

 И наоборот, в тех случаях, когда с детства человек сформирован с искривленным мироощущением и мировоззрением, на основе безнравственных ценностей восприятия хорошего как плохого и плохого, как хорошее, он, совершая плохой поступок, скорее всего, будет испытывать положительные ощущения, например, — от того, что его люди боятся, значит он крутой, то есть современный. В итоге эти его качества уйдут на уровень его подсознания и станут его образом мышления и деятельности.

Можно ли последнего исправить или искалечить первого, изменив у них сложившиеся сущностные и ценностные основы мировоззрения и поступков? Да, воздействия на них через вышеуказанную структуру комплекса ощущений, механизм взаимообусловленности чувств и разума, но исправлять всегда тяжелее нежели первично формировать.

Таким образом, мы видим,

во-первых, что познание начинается с ощущений и чувств, а только затем включается осознаваемое и неосознаваемое («подсознательное») сознание, например, формируя проективные желания или технологического порядка представления, предшествующие творчески-продуктивной деятельности. Поэтому в процессе познания (целостной комплексной системе) ни один из структурных элементов нельзя игнорировать, а тем более противопоставлять другим;

во-вторых, что традиционная формула структуры познания присутствует и в представленной новой структуре, но только как часть от единого комплекса, зависима от него, им порождается и определяется, зависит от него как «осознанного» сознания как на уровне «абстрактного созерцания» и «теоретического мышления», так и на уровне практической реализации, поэтому выдавать часть за всеобщее — неверно и опасно;

в-третьих, что представленная структура гносеологии  в силу своей комплексности и целостности есть замкнутая система, которая обладает как самодостаточностью для воспроизводства и для самовоспроизводства, так и широкой унифицированностью своего применения не только для познания, но и для практического управления самим собой и социумом, своих и иных поступков, желаний и мировоззрения.

При желании должностных лиц органов власти и выделении ими соответствующе целевым назначением финансируемого госзаказа (гранта) реальна возможность составить таблицу параметров, типа «периодической системы Менделеева», для определения количественного и качественного влияния отдельных ощущений и их комплекса на формирование отношений (чувств) у субъекта культуры в виде желаний, интереса, любви, уважения, брезгливости, ненависти и т.д.), а затем всего данного комплекса — на сознание и поступки людей и социумов, для перехода от экстенсивных методов организации управления и воспитания субъектов культуры к более результативно эффективным и интенсивным методам обучения, воспитания, развития и управления личностями и социумом.