Культурология (лекция 1.2)

Онтологическая структура теории познания (гносеологии) культуры

 

        Традиционная точка зрения философии на структуру познания человеком самого себя, своего сознания, природы и социума исходит их формулы, которая сущностно опирается только на верхний уровень осознаваемого сознания субъекта культуры в форме прямолинейной (без начала и конца), не замкнутой (не системной) структуры — от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем к практике.        Вместе с тем, как свидетельствуют опыт практики познания, так и современные достижения многих частных наук, в том числе в области философского анализа в науке о познании (гносеологии) и синтеза междисциплинарных проблем интеграционных научных знаний, традиционная её структура очень узка и не полна. Например, она не учитывает побудительных и причинно-следственных факторов на уровне ощущений и отражения (отношений), на уровне влияния подсознательного механизма памяти на процесс познания субъектами окружающего их мира.

     Предлагаемая к обсуждению структура гносеологии, выведена автором и испытана им в его долголетней и многообразной аналитической и практической деятельности с  высоким коэффициентом результативности, например, в воспитательной работе с солдатами и сержантами в Вооруженных силах, со студентами и с детьми разного возраста. При всей кажущейся простоте данная схема структуры обеспечивает не только системную комплексность в познании человеком самого себя, природы и социума, но и формирует осознанность каждого её отдельного элемента и нацеливает на развитие умений их использовать в эффективном познании и управлении самим собой и социумом.

 

Суть предлагаемой структуры гносеологии в графике выглядит следующим образом:

      clip_image002

Объективная реальность, в которой постоянно находится человек, комплексно-системно многообразно и многоформно ежесекундно воздействует на него, формируя ощущение ли отношения (аббревиатура –ощ) двух групп (биологические — значок б  и социальные — значок — с), которые в свою очередь немедленно порождают у него отношение (чувства — ч) — желание, интерес, брезгливость, ненависть, любовь и т.д. ( значок — от).

Возникающие у человека или групп людей чувства реализуются в активной (значок +) или пассивной, в гуманной, нравственной или антигуманной, безнравственной (значок -) деятельности (значок — Д).

 Долгое время сенсуалисты (чувственники) и рационалисты (рассудочники) бились в яростном споре, что важнее, первичнее  - чувство, говорили сенсуалисты, нет — разум, говорили рационалисты. В итоге никто из них не проиграл, но и не выиграл, ибо данный спор — бессмысленный спор: это всё равно, как если поспорить, что важнее у человека — голова или тело. И то и другое есть взаимообусловленные, взаимозависимые части единой и неразрывной на данный момент развития медицинской науки комплексной и неразрывной системы. Эти части разрывать без смертельного ущерба для существования личности никак нельзя. Аналогично и со спором сенсуалистов и рационалистов.

Если же нельзя противопоставлять и разрывать жизненно важные части единой системы, то закономерно требование — изменить формулировку вопроса, например: в какой взаимосвязи и взаимообусловленности находятся по отношению друг к другу чувство (отношение) и разум (сознание)?

А на этот вопрос ответить уже проще и безопасней для сохранения целостности исследуемой системы, для получения эффективного результата.

Чувство, как отношение, порождает действие разума (сознания), а последнее в свою очередь контролирует, направляет и стимулирует (в сторону активности или пассивности) наши чувства, например, желание-нежелание, интерес-равнодушие, брезгливость-ненависть, которые не обязательно будут парными, но могут быть и/или триадой, и/или многопарными, и/или иных групповых видов.

Это взаимодействие примерно выглядит так:

 

clip_image004 Внешняя часть «трубы» — Разум (сознание и подсознание), внутри которой «бурлят» ощущения и формируемые ими отношения (чувства) — желания, интерес, любопытство и любознательность, уважение, любовь, равнодушие, брезгливость, ненависть и т.п. При этом последние, как бы давят изнутри на сознание и подсознание человека, заставляя его искать механизм их воплощения.

А так как любое действие всегда порождает противодействие, поэтому сознание личности, в зависимости от степени сформированности у неё качественных параметров мировоззрения, силы воли и так далее, управляет, стимулирует и контролирует, в том числе сортирует, наши чувства в сторону активности или пассивности, выбора нравственных или безнравственных поступков и т.п., а при необходимости и «замораживает» наши чувства, как отношения, или «переключает» их на иные объекты познания или желаний…

Аналогично Сознание личности действует, и на уровне механизма памяти в форме «подсознания»: бессознательного, в том числе в виде интуиции, как отражение опыта личности и её предков, доставшегося ему по наследству социокультурной памяти, сохраняемого и используемого вне «осознанного» сознания. Этим обеспечивается качество жизненного потенциала самовыживаемости личности, в первую очередь в экстремальных ситуациях.

В силу вышесказанного становится понятны действия человека, когда он в одних ситуациях автоматически, вроде бы «не задумываясь» совершает акт деятельности, а в других ситуациях он размышляет как поступить, например, уступить или не уступить место старушке или инвалиду в транспорте. «Уступить» — говорит сознание и человек предлагает им сесть на его место. «Не уступить» — говорит ему его сознание. И человек делает стеклянные глаза или отворачивает голову в окно, а на душе у него — дискомфорт и тогда разум его начинает искать формулы для самооправдания, типа — «да не больно-то она и старая, а я устал(а)» или   «нечего ездить, когда я (все) еду(т) на работу» и т.д. 

В любом случае, акт деятельности (пассивный или активный, нравственный или не очень) тут же порождает у личности социальное ощущение, которое автоматически становится побудительным причинно-следственным фактором для новых действий-поступков. Например, человек уступил место (под влиянием подсознательного или осознанно — неважно) и как бы он не пытался ни на кого смотреть в салоне транспорта, голова его подымится, плечи расправятся и глаза «зырк» в одну сторону, «зырк» в другую, как среагировали свидетели его поступка на его поступок добра и на душе сразу станет хорошо. И обратно, не уступил место, совершил иной неодобряемый людьми поступок — и на дуще стыд или иной дискомфорд негативных ощущений.

Чем чаще человек с детства совершает позитивные поступки и ощущает от этого удовольствие, одобрение окружающих, тем быстрее с уровня осознанного сознания, его чувства в данной области уйдут в механизм долговременной памяти — на уровень подсознательного, станут его привычкой, его мировоззрением.

 И наоборот, в тех случаях, когда с детства человек сформирован с искривленным мироощущением и мировоззрением, на основе безнравственных ценностей восприятия хорошего как плохого и плохого, как хорошее, он, совершая плохой поступок, скорее всего, будет испытывать положительные ощущения, например, — от того, что его люди боятся, значит он крутой, то есть современный. В итоге эти его качества уйдут на уровень его подсознания и станут его образом мышления и деятельности.

Можно ли последнего исправить или искалечить первого, изменив у них сложившиеся сущностные и ценностные основы мировоззрения и поступков? Да, воздействия на них через вышеуказанную структуру комплекса ощущений, механизм взаимообусловленности чувств и разума, но исправлять всегда тяжелее нежели первично формировать.

Таким образом, мы видим,

во-первых, что познание начинается с ощущений и чувств, а только затем включается осознаваемое и неосознаваемое («подсознательное») сознание, например, формируя проективные желания или технологического порядка представления, предшествующие творчески-продуктивной деятельности. Поэтому в процессе познания (целостной комплексной системе) ни один из структурных элементов нельзя игнорировать, а тем более противопоставлять другим;

во-вторых, что традиционная формула структуры познания присутствует и в представленной новой структуре, но только как часть от единого комплекса, зависима от него, им порождается и определяется, зависит от него как «осознанного» сознания как на уровне «абстрактного созерцания» и «теоретического мышления», так и на уровне практической реализации, поэтому выдавать часть за всеобщее — неверно и опасно;

в-третьих, что представленная структура гносеологии  в силу своей комплексности и целостности есть замкнутая система, которая обладает как самодостаточностью для воспроизводства и для самовоспроизводства, так и широкой унифицированностью своего применения не только для познания, но и для практического управления самим собой и социумом, своих и иных поступков, желаний и мировоззрения.

При желании должностных лиц органов власти и выделении ими соответствующе целевым назначением финансируемого госзаказа (гранта) реальна возможность составить таблицу параметров, типа «периодической системы Менделеева», для определения количественного и качественного влияния отдельных ощущений и их комплекса на формирование отношений (чувств) у субъекта культуры в виде желаний, интереса, любви, уважения, брезгливости, ненависти и т.д.), а затем всего данного комплекса — на сознание и поступки людей и социумов, для перехода от экстенсивных методов организации управления и воспитания субъектов культуры к более результативно эффективным и интенсивным методам обучения, воспитания, развития и управления личностями и социумом.