link4884 link4885 link4886 link4887 link4888 link4889 link4890 link4891 link4892 link4893 link4894 link4895 link4896 link4897 link4898 link4899 link4900 link4901 link4902 link4903 link4904 link4905 link4906 link4907 link4908 link4909 link4910 link4911 link4912 link4913 link4914 link4915 link4916 link4917 link4918 link4919 link4920 link4921 link4922 link4923 link4924 link4925 link4926 link4927 link4928 link4929 link4930 link4931 link4932 link4933 link4934 link4935 link4936 link4937 link4938 link4939 link4940 link4941 link4942 link4943 link4944 link4945 link4946 link4947 link4948 link4949 link4950 link4951 link4952 link4953 link4954 link4955 link4956 link4957 link4958 link4959 link4960 link4961 link4962 link4963 link4964 link4965 link4966 link4967 link4968 link4969 link4970 link4971 link4972 link4973 link4974 link4975 link4976 link4977 link4978 link4979 link4980 link4981 link4982 link4983 link4984 link4985 link4986 link4987 link4988 link4989 link4990 link4991 link4992 link4993 link4994 link4995 link4996 link4997 link4998 link4999 link5000 link5001 link5002 link5003 link5004 link5005 link5006 link5007 link5008 link5009 link5010 link5011 link5012 link5013 link5014 link5015 link5016 link5017 link5018 link5019 link5020 link5021 link5022 link5023 link5024 link5025 link5026 link5027 link5028 link5029 link5030 link5031

Культурология (лекция 1.2)

Лекция 2.  МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Методы культурологии есть единство  понимания и объяснения. Каждая культура рассматривается как система  смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю ло­гику, которая может постигаться путем рационального объяснения.

Рациональноеобъяснение, исходя из его всеобщей сущности, выделенной из зафиксированной в формах мышления,  есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса.

  Это предполагает использование идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии. В этом смысле методы культурологических исследований — это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе культуры.            

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована субъекту (человеку) и не существует вне жи­вой связи с ним. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается впонимании, т. е. обретении  целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время корректируясь этим объяснением. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Таким путем происходит взаимообогащение культур.                            

На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов —  герменевтика (от rp. Hermeneutics — разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования  текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Она возникла в античную эпоху.

                В современной культурологии — это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания  субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его  непосредственном восприятии жизненной целостности с точки зрения

                 В. Дильтей и Г. Гадамер (основоположники та-  1 кого подхода к герменевтике) носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык.  Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» спо­собствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.

Таким образом, культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рацио­нального знания, но и система внерационального понима­ния и обе эти системы внутренне согласованы и одинако­во важны для научно-гуманитарного постижения культуры.

«Идеографические» методы (методология «понима­ния») способна отображать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее трудно выразимое уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре но сих помощью сложно определить форму са­мой изменчивости или целостности.

 Для анализа социокультурной динамики выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и тому подобное.

 В культурологии широко применяются ме­тодологические установки и конкретные приемы анализа экономического, социологического политологического ис­следования структурно-функциональный подход типологизация, факторый и компонентный анализ моделирова­ние с применением математического анализа, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование). Изучение тек­стов методом контент -анализа и т.д.  Только умелое соче­таниевсех методологических установок и приемов позво­ляет дать адекватную картину культурно-исторического процесса.

Цели и задачи культурологии как специальной области знания очевидно, следует определять посредством моде­лирования самой структуры культурологической науки.

В культурологии (как впрочем, и в большинстве других наук) принято выделять две «крыла» фундаментальное и прикладное.

 При этом цель фундаментальной культуроло­гии — изучение культурных процессов и явлений, возни­кающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

 Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целена­правленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализирован­ными культурными институтами и общественными органи­зациями.