Культурология (лекция 1.2)

Лекция 2.  МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Методы культурологии есть единство  понимания и объяснения. Каждая культура рассматривается как система  смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю ло­гику, которая может постигаться путем рационального объяснения.

Рациональноеобъяснение, исходя из его всеобщей сущности, выделенной из зафиксированной в формах мышления,  есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса.

  Это предполагает использование идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии. В этом смысле методы культурологических исследований — это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе культуры.            

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована субъекту (человеку) и не существует вне жи­вой связи с ним. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается впонимании, т. е. обретении  целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время корректируясь этим объяснением. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Таким путем происходит взаимообогащение культур.                            

На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов —  герменевтика (от rp. Hermeneutics — разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования  текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Она возникла в античную эпоху.

                В современной культурологии — это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания  субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его  непосредственном восприятии жизненной целостности с точки зрения

                 В. Дильтей и Г. Гадамер (основоположники та-  1 кого подхода к герменевтике) носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык.  Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» спо­собствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.

Таким образом, культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рацио­нального знания, но и система внерационального понима­ния и обе эти системы внутренне согласованы и одинако­во важны для научно-гуманитарного постижения культуры.

«Идеографические» методы (методология «понима­ния») способна отображать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее трудно выразимое уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре но сих помощью сложно определить форму са­мой изменчивости или целостности.

 Для анализа социокультурной динамики выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и тому подобное.

 В культурологии широко применяются ме­тодологические установки и конкретные приемы анализа экономического, социологического политологического ис­следования структурно-функциональный подход типологизация, факторый и компонентный анализ моделирова­ние с применением математического анализа, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование). Изучение тек­стов методом контент -анализа и т.д.  Только умелое соче­таниевсех методологических установок и приемов позво­ляет дать адекватную картину культурно-исторического процесса.

Цели и задачи культурологии как специальной области знания очевидно, следует определять посредством моде­лирования самой структуры культурологической науки.

В культурологии (как впрочем, и в большинстве других наук) принято выделять две «крыла» фундаментальное и прикладное.

 При этом цель фундаментальной культуроло­гии — изучение культурных процессов и явлений, возни­кающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.

 Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целена­правленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализирован­ными культурными институтами и общественными органи­зациями.