Культурология (лекция 1.2)
Лекция 2. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы культурологии есть единство понимания и объяснения. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения.
Рациональноеобъяснение, исходя из его всеобщей сущности, выделенной из зафиксированной в формах мышления, есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса.
Это предполагает использование идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии. В этом смысле методы культурологических исследований — это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых при анализе культуры.
Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована субъекту (человеку) и не существует вне живой связи с ним. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается впонимании, т. е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.
В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время корректируясь этим объяснением. Задача культурологии — это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Таким путем происходит взаимообогащение культур.
На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов — герменевтика (от rp. Hermeneutics — разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Она возникла в античную эпоху.
В современной культурологии — это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности с точки зрения
В. Дильтей и Г. Гадамер (основоположники та- 1 кого подхода к герменевтике) носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык. Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.
Таким образом, культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.
«Идеографические» методы (методология «понимания») способна отображать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее трудно выразимое уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре но сих помощью сложно определить форму самой изменчивости или целостности.
Для анализа социокультурной динамики выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и тому подобное.
В культурологии широко применяются методологические установки и конкретные приемы анализа экономического, социологического политологического исследования структурно-функциональный подход типологизация, факторый и компонентный анализ моделирование с применением математического анализа, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование). Изучение текстов методом контент -анализа и т.д. Только умелое сочетаниевсех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно-исторического процесса.
Цели и задачи культурологии как специальной области знания очевидно, следует определять посредством моделирования самой структуры культурологической науки.
В культурологии (как впрочем, и в большинстве других наук) принято выделять две «крыла» фундаментальное и прикладное.
При этом цель фундаментальной культурологии — изучение культурных процессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих закономерностей протекания социокультурной жизни людей.
Прикладная же культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализированными культурными институтами и общественными организациями.
- Prev
- Вперёд >>