link1332 link1333 link1334 link1335 link1336 link1337 link1338 link1339 link1340 link1341 link1342 link1343 link1344 link1345 link1346 link1347 link1348 link1349 link1350 link1351 link1352 link1353 link1354 link1355 link1356 link1357 link1358 link1359 link1360 link1361 link1362 link1363 link1364 link1365 link1366 link1367 link1368 link1369 link1370 link1371 link1372 link1373 link1374 link1375 link1376 link1377 link1378 link1379 link1380 link1381 link1382 link1383 link1384 link1385 link1386 link1387 link1388 link1389 link1390 link1391 link1392 link1393 link1394 link1395 link1396 link1397 link1398 link1399 link1400 link1401 link1402 link1403 link1404 link1405 link1406 link1407 link1408 link1409 link1410 link1411 link1412 link1413 link1414 link1415 link1416 link1417 link1418 link1419 link1420 link1421 link1422 link1423 link1424 link1425 link1426 link1427 link1428 link1429 link1430 link1431 link1432 link1433 link1434 link1435 link1436 link1437 link1438 link1439 link1440 link1441 link1442 link1443 link1444 link1445 link1446 link1447 link1448 link1449 link1450 link1451 link1452 link1453 link1454 link1455 link1456 link1457 link1458 link1459 link1460 link1461 link1462 link1463 link1464 link1465 link1466 link1467 link1468 link1469 link1470 link1471 link1472 link1473 link1474 link1475 link1476 link1477 link1478 link1479

Гуморальная регуляция функций организма — Стадия максимального стероидогенеза

Четвертая стадия — стадия максимального стероидогенеза. ак­тивность гонад достигает максимума, надпочечники синтезируют большое количество половых стероидов. У мальчиков сохраняеся
высокий уровень гормона роста, поэтому они продолжают интенсивно расти, у девочек ростовые процессы замедляются.

Первичные и вторичные половые признаки продолжают развиваться: усиливается лобковое и подмышечное оволосение, увеличивается размер гениталий. У мальчиков именно на этой стадии
происходит мутация (ломка) голоса.
Пятая стадия — этап окончательного формирования. Физио­логически этот период характеризуется установлением сбалансированной обратной связи между гормонами гипофиза и перифери­ческими железами. Эта стадия начинается у девушек в 11—13 лет
у юношей — в 15—17 лет. На этом этапе завершается формирова­ние вторичных половых признаков. У мальчиков это формирова­ние «адамова яблока», оволосение лица, оволосение на лобке по
мужскому типу, завершение развития подмышечного оволосения.
Волосы на лице обычно появляются в следующей последователь­ности: верхняя губа, подбородок, щеки, шея. Этот признак раз­вивается позже других и окончательно формируется к 20 годам
или позже. Сперматогенез достигает своего полного развития, орга­низм юноши готов к оплодотворению. Рост тела на этой стадии практически останавливается.

У девушек на этой стадии появляется менархе. Собственно, первая менструация и является для девушек началом последней, пятой, стадии полового созревания. Затем в течение нескольких месяцев происходит становление характерного для женщин рит­ма овуляций и менструаций. Менструация у большинства женщин продолжается от 3 до 7 дней и повторяется каждые 24—28 дней. Цикл считается установившимся, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковым распределением интенсивности по дням. Вна­чале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на не­сколько месяцев, даже на год. Появление регулярных менструа­ций свидетельствует о достижении половой зрелости: яичники продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки. Рост тела в длину прекращается на этой стадии у 90 % девушек. Описанная динамика полового созревания наглядно демонст­рирует, что у девочек этот процесс происходит скачкообразно и менее растянут во времени, чем у мальчиков.

Особенности переходного возраста. В период полового созрева­ния радикально перестраивается не только функция гипоталамо-гипофизарной системы и активность половых желез, все без ис­ключения физиологические функции претерпевают значительные, порой революционные изменения. Нередко это приводит к разви­тию несбалансированности отдельных систем между собой, нару­шению согласованности в их действии, что негативно сказывает­ся на функциональном состоянии организма. К тому же влияние гормонов распространяется и на функции ЦНС, в результате чего ростки переживают серьезный кризис, связанный с внутренними внешними факторами. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера подростков и многочисленные механизмы саморегуляции.

Все это должны учитывать педагоги и родители, которые нередко забывают об особенностях «переходного» возраста, тем более о тех физиологических напряжениях, которые испытывают в этот период дети. Между тем многие психологические особеннос­ти подростков обусловлены их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением совершенно новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым требуется постепенное привыкание. Так, например, у многих девочек первые менструации часто сопровождаются достаточно сильными болевыми ощущениями, слабостью, общим упадком тонуса, значительной потерей крови. Иногда при этом повышается температура тела, возникают нару­шения работы пищеварительной системы, наблюдаются вегета­тивные расстройства (головокружение, тошнота, рвота и т.п.). Все это, естественно, приводит к раздражительности и неувереннос­ти, к тому же девочки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. Педагогу и роди­телям нужно проявлять особый такт и уважение к ребенку в такой момент. Было бы ошибкой заставлять девочку в «критические дни» ограничивать движения, отказываться от обычного режима — на­против, сохранение привычного модуса поведения (если само­чувствие позволяет) способствует быстрейшему преодолению не­приятных ощущений и возрастного кризиса в целом. Следует, однако, разумно подходить к уровню и характеру физической на­грузки, которая в такие периоды допустима: безусловно, должны быть исключены любые силовые нагрузки, связанные с натуживанием, а также чрезмерные по объему нагрузки — длительные пешие, велосипедные, лыжные и т.п. переходы, следует избегать переохлаждения и перегрева. Из гигиенических соображений луч­ше в этот период не принимать ванну, а использовать душ. В хо­лодное время года молодым людям не следует сидеть на металли­ческих и каменных поверхностях, ибо переохлаждение органов, Расположенных в тазе и нижней части брюшной полости, чревато развитием целого ряда серьезнейших заболеваний. Любые болезненные ощущения у подростка являются поводом для обращения к врачу: значительно легче предупредить заболевание, чем после его лечить.

У мальчиков нет проблем с регулярными кровяными выделениями. Однако изменения в их организме в период полового созревания также весьма значительны и порой являются поводом для удивления и беспокойства как самого ребенка, так и окружающих его взрослых, которые нередко уже забыли, как этот од протекал у них самих. К тому же в современном мире существует много неполных семей, где мальчиков воспитывают и бабушки, которые просто не подозревают о специфических «мужских» неприятностях пубертата. Первое, что часто беспокоит ма чиков на третьей—четвертой стадии полового созревания, гинекомастия, т.е. набухание и болезненность молочных желез. При этом иногда из соска выделяется прозрачная жидкость, похожая по составу на молозиво. Как уже говорилось выше, этот период длится недолго и неприятные ощущения сами собой заканчиваются через несколько месяцев, однако здесь важно соблюдать гигиенические правила: держать грудь в чистоте, не занести руками в нее инфекцию, которая может надолго усложнить естественный процесс. Вслед за этим этапом происходит быстрое увеличение размеров полового члена, что создает поначалу неприятные ощу­щения, особенно если мальчик носит облегающую одежду — тру­сы и джинсы. Прикосновения одежды к головке члена в этот пе­риод бывают нестерпимо болезненными, поскольку мощнейшее рецептивное поле этого участка кожи еще не адаптировано к ме­ханическим воздействиям. Хотя с эрекцией все мальчики знако­мы прямо с рождения (член эрегирует у здоровых детей в процес­се мочеиспускания), сильно увеличившийся в размерах орган в момент эрекции доставляет многим подросткам физическое стра­дание, не говоря уже о психологическом напряжении. Между тем в норме здоровый подросток, как и молодой взрослый мужчи­на, почти ежедневно просыпается с сильно эрегированным чле­ном — это естественное следствие активации блуждающего нерва во время сна. Подростки часто стесняются такого состояния, и требования родителей (или воспитателей в детских учреждениях) немедленно покинуть постель после пробуждения для них бывают невыполнимы именно по этой причине. Не следует оказывать на ребенка давление в этом отношении: со временем он выработает правильное поведение, которое позволит ему психологически приспособиться к этой физиологической особенности. Через 2— 3 мин после просыпания эрекция сама собой проходит, и подро­сток может встать из постели без ощущения неловкости. Анало­гичные ситуации бывают при длительном сидении, особенно на мягкой поверхности: кровь приливает к органам таза, и возникает самопроизвольная эрекция. Так нередко бывает при езде в обще­ственном транспорте. Подобная эрекция не имеет ничего общего с половым возбуждением и быстро и безболезненно проходит че­рез 1—2 мин. Главное — не концентрировать внимание подростка на этом факте и уж тем более не стыдить его — он совершенно не виноват в том, что он здоров.

На четвертой—пятой стадии полового созревания (обычно в 15—16 лет) юноша уже практически готов к оплодотворению его семенники непрерывно вырабатывают зрелые сперматозоиды, и еменная жидкость скапливается в эпидидимисе — специальном соединительно-тканном сосуде, где она хранится до момента эякуляиии (семяизвержения). Поскольку этот процесс протекает не­прерывно, количество семенной жидкости возрастает, и порой ограниченный объем эпидидимиса не способен вместить новые порции семени. В этом случае организм способен самопроизволь­но освобождаться от скопившегося продукта — такое явление носит название поллюции и случается обычно по ночам. Поллюции — нормальная, здоровая и биологически целесообразная реакция мо­лодого организма. Выбрасываемое семя освобождает место для новых порций продукции половых желез, а также предотвращает отравление организма продуктами распада собственного семени. Кроме того, не осознаваемое юношей половое напряжение, влия­ющее на активность всех сфер нервного и гормонального управ­ления, благодаря поллюциям разряжается, и состояние организ­ма нормализуется.

Половое влечение, просыпающееся у девушек и юношей на заключительных этапах пубертатного процесса, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помо­щью мастурбации. В прежние времена отношение к мастурбации было резко негативным, врачи уверяли, что она может вести к импотенции и психическим сдвигам. Однако исследования, про­веденные во второй половине XX в., не подтвердили существова­ние таких причинно-следственных связей, напротив, теперь при­нято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство снятия избыточного напряжения, когда нет другого спо­соба удовлетворить половое влечение. Не следует поощрять, но и ни в коем случае не нужно упрекать или наказывать подростков за занятия мастурбацией — это само по себе пройдет без всяких по­следствий, после того как они станут взрослыми и начнут жить регулярной половой жизнью. Однако очень важно во всех случаях Манипуляций с наружными половыми органами строго соблю­дать меры гигиены и профилактики инфекционного заражения. Регулярное мытье рук и ежедневное проведение гигиенических процедур с наружными половыми органами — важнейшие при­вычки, которые должны усвоить мальчики и девочки.

Вы здесь: Главная Биология Анатомия Гуморальная регуляция функций организма