link2664 link2665 link2666 link2667 link2668 link2669 link2670 link2671 link2672 link2673 link2674 link2675 link2676 link2677 link2678 link2679 link2680 link2681 link2682 link2683 link2684 link2685 link2686 link2687 link2688 link2689 link2690 link2691 link2692 link2693 link2694 link2695 link2696 link2697 link2698 link2699 link2700 link2701 link2702 link2703 link2704 link2705 link2706 link2707 link2708 link2709 link2710 link2711 link2712 link2713 link2714 link2715 link2716 link2717 link2718 link2719 link2720 link2721 link2722 link2723 link2724 link2725 link2726 link2727 link2728 link2729 link2730 link2731 link2732 link2733 link2734 link2735 link2736 link2737 link2738 link2739 link2740 link2741 link2742 link2743 link2744 link2745 link2746 link2747 link2748 link2749 link2750 link2751 link2752 link2753 link2754 link2755 link2756 link2757 link2758 link2759 link2760 link2761 link2762 link2763 link2764 link2765 link2766 link2767 link2768 link2769 link2770 link2771 link2772 link2773 link2774 link2775 link2776 link2777 link2778 link2779 link2780 link2781 link2782 link2783 link2784 link2785 link2786 link2787 link2788 link2789 link2790 link2791 link2792 link2793 link2794 link2795 link2796 link2797 link2798 link2799 link2800 link2801 link2802 link2803 link2804 link2805 link2806 link2807 link2808 link2809 link2810 link2811

Гражданская защита: классификация ЧС, законы в сфере гражданской защиты — Закон О Государственной системе предупреждения и действий в ЧС Республики Узбекистан

Закон О Государственной системе предупреждения и действий в ЧС Республики Узбекистан

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 1997 г. № 558

ПОЛОЖЕНИЕ

о Государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию, состав и порядок функционирования Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях* Республики Узбекистан (ГСЧС).

* Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.

2. ГСЧС объединяет органы управления, силы и средства республиканских и местных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий** от чрезвычайных ситуаций, и предназначена для организации и осуществления мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций***, обеспечения при их возникновении безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба экономике государства в мирное и военное время.

** Территория — это земельное, водное, воздушное пространство или его часть, объекты производственного и социального назначения, а также окружающая природная среда.

*** Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Действия по ликвидации социально-политических конфликтов и массовых беспорядков, а также восстановление объектов и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, в компетенцию ГСЧС не входят.

3. Органы ГСЧС в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами, постановлениями Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и директивами Министра по чрезвычайным ситуациям, международными договорами Республики Узбекистан и настоящим Положением.

4. Основными задачами ГСЧС являются:

определение единой концепции, разработка и реализация правовых и экономических нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

прогнозирование возможных на территории республики техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, оценка их социально-экономических последствий;

разработка и реализация целевых и комплексных научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей, снижение риска опасных технологий и производств, повышение устойчивости функционирования отраслей экономики, предприятий, учреждений и организаций* независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;

* В дальнейшем — объекты.

обеспечение постоянной готовности органов и систем управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения, должностных лиц органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. ГСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.

6. Территориальные подсистемы ГСЧС создаются в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их административных территорий и состоят из звеньев, соответствующих районам, городам, поселкам, кишлакам и аулам.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются настоящим Положением, положениями об этих подсистемах, разрабатываемых с учетом геофизических и природно-климатических местных условий, наличия потенциально опасных объектов, и утверждаются, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям, соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.

7. Функциональные подсистемы ГСЧС создаются в министерствах, госкомитетах, корпорациях, концернах, ассоциациях и компаниях* для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах, связанных с их производственной деятельностью, и состоят из органов государственного надзора (контрольно-инспекционных служб), сил и средств подсистем.

* В дальнейшем — министерства и ведомства.

Задачи, организация и состав органов государственного надзора (контрольно- инспекционных служб), организаций и иных подразделений наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем ГСЧС определяются настоящим Положением, положениями об этих подсистемах, разрабатываемыми с учетом функций министерств и ведомств в области наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, специфики производственных технологий на подведомственных потенциально опасных объектах, и утверждаются, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям, соответствующими министрами и руководителями ведомств.

8. Каждый уровень ГСЧС имеет:

руководящие органы ГСЧС;

органы повседневного управления ГСЧС;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций;

резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

системы оповещения, связи, автоматизированные системы управления и информационного обеспечения (АСУ).

9. Руководящие органы ГСЧС — это органы государственного управления, местные органы власти и администрация объектов, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

на республиканском уровне — Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

министерства и ведомства, ответственные за наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, а также имеющие в своем составе химические, взрыво-, пожаро- и другие опасные объекты;

на местном уровне — Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов;

на объектовом уровне — администрация предприятий (учреждений, организаций).

Вся полнота ответственности за организацию функционирования ГСЧС, ее подсистем и звеньев, готовность к выполнению возложенных на них задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующие руководящие органы.

10. Органы повседневного управления ГСЧС — это органы управления, осуществляющие непосредственное повседневное управление соответствующими территориальными и функциональными подсистемами ГСЧС и их звеньями, они включают:

управления по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов;

отделы (секторы или специально назначенные должностные лица) по чрезвычайным ситуациям объектов;

органы государственного надзора (контрольно-инспекционных служб) министерств и ведомств;

отделы министерств и ведомств (секторы или специально назначенные должностные лица) по чрезвычайным ситуациям;

центр управления кризисными ситуациями Министерства по чрезвычайным ситуациям:

запасные пункты управления (ЗПУ) руководящих органов ГСЧС;

оперативно-дежурные службы управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям;

дежурно-диспетчерские службы министерств, ведомств и объектов.

Размещение органов повседневного управления ГСЧС организуется в пунктах постоянной дислокации, на городских и загородных ЗПУ, которые оснащаются соответствующими табельными средствами оповещения, связи, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач.

11. Основными задачами органов управления ГСЧС республиканского уровня являются:

руководство разработкой и осуществлением мер, максимально снижающих последствия природных чрезвычайных ситуаций, обеспечение устойчивости функционирования отраслей экономики и особо важных потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов;

участие в разработке республиканских целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создание и поддержание в постоянной готовности республиканской системы централизованного оповещения, а также автоматизированной системы информационного обеспечения и управления (АСУ);

обеспечение централизованного использования государственных и ведомственных каналов связи, радио, телевидения и других технических средств для управления и передачи информации;

контроль за проектированием и созданием локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях водохранилищ;

организация системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления, пунктов управления, сил и средств ГСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях;

обеспечение и контроль оповещения, сбора и обмена информацией о возникших чрезвычайных ситуациях, масштабах и ходе их развития, возможных последствиях и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе эвакуационных мероприятий; жизнеобеспечение пострадавшего населения;

организация взаимодействия и координация работ министерств и ведомств, сил и средств, привлеченных к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство созданием и использованием республиканского (ведомственных) резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также специального страхового фонда ГСЧС;

участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных объектов в чрезвычайных ситуациях;

участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства и технологий, а также защиты персонала от чрезвычайных ситуаций;

организация аттестования аварийно-спасательных формирований и спасателей.

12. Основными задачами органов управления ГСЧС местного уровня являются:

разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и осуществлении территориальных (областных) целевых программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание и поддержание в постоянной готовности внутриобластной системы связи и оповещения, а также автоматизированной системы управления и информационного обеспечения (АСУ);

обеспечение централизованного использования государственных областных и ведомственных каналов связи, радио, телевидения и других технических средств для управления и передачи информации;

создание, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях водохранилищ;

обеспечение постоянного наблюдения и контроля за окружающей природной средой, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления, пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;

обеспечение и контроль оповещения, сбора и обмена информацией о возникших чрезвычайных ситуациях, масштабах и ходе их развития, возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;

руководство и обеспечение действий сил и средств территориальной (областной) подсистемы, а также приданных формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, организация привлечения к работам трудоспособного населения;

планирование и осуществление эвакуации (временного отселения) населения, размещение, жизнеобеспечение эвакуированного населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;

переселение жителей населенных пунктов и хозяйств из критически опасных зон на постоянное местожительство в безопасные места и всестороннее обеспечение их жизнедеятельности;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; организация целевого страхования граждан, их жилья и собственности;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.

13. Основными задачами органов управления ГСЧС объектового уровня являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение надежности и устойчивости работы объектов при чрезвычайных ситуациях;

организация работ по созданию локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях;

обеспечение готовности органов управления, объектовых сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;

обеспечение и контроль оповещения, сбора информации, представление доклада вышестоящим органам о возникшей чрезвычайной ситуации, масштабах и ходе ее развития, возможных последствиях, принимаемых мерах и необходимой помощи для ликвидации чрезвычайной ситуации;

руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, в том числе эвакуацией персонала объектов;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

14. Силы и средства ГСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

войск гражданской защиты;

республиканских специализированных формирований прямого и оперативного подчинения Министерству по чрезвычайным ситуациям;

военизированных и профессиональных специализированных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных подразделений министерств и ведомств;

формирований местных органов власти (Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов), спасательных команд МЧС;

объектовых специализированных формирований;

территориальных и объектовых невоенизированных формирований общего и специального назначения;

отрядов (команд, групп) добровольцев Общества Красного Полумесяца;

ОСО «Ватанпарвар».

15. Войска гражданской защиты подчинены Министерству по чрезвычайным ситуациям и в соответствии с их оперативным предназначением проводят работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на важнейших оборонных и промышленных объектах республики в военное время.

В мирное время войска гражданской защиты применяются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при крупномасштабных производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующих специальных приборов, техники, оборудования и подготовленных специалистов.

16. Республиканские специализированные формирования прямого подчинения Министерству по чрезвычайным ситуациям включают в себя аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные многопрофильные формирования постоянной готовности, укомплектованные специалистами-профессионалами и оснащенные специальными поисковыми приборами и спасательным оборудованием, отвечающими мировым стандартам, современной инженерной техникой и транспортными средствами, а также автономными источниками энергоснабжения, спецодеждой, достаточными запасами воды, продовольствия и расходных материалов с расчетом обеспечения поисково-спасательных и других неотложных работ в автономном режиме не менее 72 часов.

17. Республиканские специализированные формирования оперативного подчинения Министерству по чрезвычайным ситуациям включают республиканский спецотряд Военизированной пожарной охраны (ВПО) МВД, республиканский центр экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения, авиаотряд НАК «Узбекистон хаво йуллари», автотранспортные и автосанитарные отряды госкорпорации «Узавтотранс», ассоциации «Ташгорпасстранс» и другие структурные подразделения министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения действий сил и мероприятий ГСЧС.

Задачи, сроки готовности, порядок применения формирований оперативного подчинения определяются планами действий этих формирований, согласованными с Министерством по чрезвычайным ситуациям, и договорами с соответствующими министерствами и ведомствами.

18. Военизированные и профессиональные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и иные специализированные подразделения министерств и ведомств предназначены для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с производственно-технологическими авариями и катастрофами на подведомственных объектах, а также для решения специальных задач при возникновении эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

На базе пожарных, горно-, газоспасательных, строительных, строительно-монтажных, медицинских и иных специализированных подразделений и организаций министерств и ведомств могут создаваться ведомственные формирования постоянной готовности для локализации чрезвычайных ситуаций и первоочередных работ по ликвидации их последствий.

Ведомственные формирования постоянной готовности привлекаются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на вневедомственных аварийных объектах на контрактной основе с возмещением фактических затрат.

19. В территориальных подсистемах — Республике Каракалпакстан, областях, городах и районах — решением начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов с учетом геофизических, природно-климатических и других местных условий на базе строительных, монтажно-строительных, автопредприятий и иных организаций создаются территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования местных органов власти, а также областные (городские, районные) автоотряды, центры экстренной медицинской помощи, спасательные команды Министерства по чрезвычайным ситуациям.

20. Решением руководителей предприятий на потенциально опасных объектах на базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, химических, медицинских и др.) создаются нештатные специализированные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ непосредственно на объектах.

21. Для решения задач по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения вероятного противника в военное время, а также ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями в Республике Каракалпакстан, областях, городах, районах и на объектах, решением начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов создаются территориальные и объектовые невоенизированные формирования общего и специального назначения.

Указанные невоенизированные формирования в отдельных случаях по решению соответствующих начальников гражданской защиты могут привлекаться к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в мирное время.

22. Принцип построения, структура, состав сил и средств ГСЧС, их табельное оснащение спецтехникой, оборудованием, приборами и транспортными средствами, финансовое обеспечение, сроки готовности и порядок выполнения задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций, регламентируются Положением о государственной единой экстренной спасательной службе.

23. Для выполнения экстренных спасательных работ и оказания первоочередной помощи пострадавшему населению при возникновении крупномасштабных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по решению Президента Республики Узбекистан могут привлекаться инженерные, химические, саперные и другие войсковые подразделения, военно-транспортная авиация и учреждения медицинской службы Министерства обороны.

24. Информационно-управляющая подсистема ГСЧС включает:

центр управления кризисными ситуациями МЧС;

информационно-аналитические центры территориальных и функциональных подсистем ГСЧС;

информационные центры органов наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

запасные загородные и городские пункты управления;

подвижные пункты управления силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций;

средства связи и передачи информации, в том числе автоматизированную систему управления и информационного обеспечения (АСУ).

Информационно-управляющая система должна обеспечивать:

сбор и обработку (анализ, хранение) данных о сейсмо-, гео-, гидрометеорологических опасных явлениях, авариях и катастрофах в промышленности и на транспорте, эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях, радиоактивной, химической и биологической (бактериологической) обстановке, полученных от территориальных и функциональных подсистем ГСЧС;

оповещение и информацию руководящих органов, органов повседневного управления ГСЧС, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, характере, масштабах и ходе развития, возможных последствиях, порядке действий в чрезвычайных ситуациях;

взаимный обмен информацией между подсистемами и звеньями ГСЧС, руководящими органами управления ГСЧС, пунктами управления, силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Критерии, содержание и виды информации о чрезвычайных ситуациях, сроки и порядок передачи в ГСЧС, ее подсистемы и звенья, а также населению определяются Перечнем информации, подлежащей передаче в ГСЧС министерствами, ведомствами, хокимиятами и объектами в повседневной деятельности, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

25. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций решением Начальника Гражданской защиты Республики Узбекистан, соответствующих начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:

режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

чрезвычайный режим — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование подготовки органов управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

оповещение органов управления и информация населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

принятие на себя соответствующими органами управления по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районах возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

введение круглосуточного дежурства руководящего состава ГСЧС в пунктах постоянной дислокации;

усиление оперативно-дежурных служб управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям областей, городов, районов и дежурно-диспетчерских служб министерств, ведомств и объектов;

усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций, их масштабов и последствий;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, а также обеспечение устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

приведение в готовность сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;

в) в чрезвычайном режиме:

оповещение органов управления и информация населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

выдвижение оперативных групп в район чрезвычайных ситуаций;

организация защиты населения;

организация ликвидации чрезвычайных ситуаций;

определение границ зоны чрезвычайных ситуаций;

организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

27. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются средства:

резервный финансовый фонд Кабинета Министров Республики Узбекистан на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, накапливаемые в составе государственного резерва — за счет средств республиканского бюджета;

ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет средств министерств и ведомств;

резерв финансовых и материальных ресурсов местных органов власти — за счет средств местного бюджета;

объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций;

система складов и резервов товаров первой необходимости Общества Красного Полумесяца для оказания помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий.

Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются создающим их органом.

28. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами «аварийных объектов», министерств и ведомств, на балансе которых они состоят и хокимиятов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.

29. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется под непосредственным руководством руководителей объектов, оперативных групп (специалистов) министерств (ведомств) и хокимов.

30. В ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут участвовать общественные объединения, при наличии у спасателей этих объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

31. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, соответствующий начальник гражданской защиты обращается за помощью к вышестоящему руководящему органу ГСЧС, который может оказать необходимую помощь или взять руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации на себя.

При недостаточности сил и средств соответствующих министерств (ведомств) и хокимиятов привлекаются силы и средства Министерства по чрезвычайным ситуациям.

В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована Правительственная комиссия.

32. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов ГСЧС по ходатайству администрации объекта, руководства министерства (ведомства) или хокимията.

33. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов, средств министерств (ведомств) и объектов.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств объектов, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств министерств и ведомств, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются средства из резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан.

34. В целях заблаговременного проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижений размеров ущерба и потерь при их возникновении разрабатываются республиканский, ведомственные планы действий, планы действий хокимиятов и объектов, а также планы взаимодействия на всех уровнях ГСЧС.

Организационно-методическое руководство планированием действий ГСЧС осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Гражданская защита: классификация ЧС, законы в сфере гражданской защиты