link2368 link2369 link2370 link2371 link2372 link2373 link2374 link2375 link2376 link2377 link2378 link2379 link2380 link2381 link2382 link2383 link2384 link2385 link2386 link2387 link2388 link2389 link2390 link2391 link2392 link2393 link2394 link2395 link2396 link2397 link2398 link2399 link2400 link2401 link2402 link2403 link2404 link2405 link2406 link2407 link2408 link2409 link2410 link2411 link2412 link2413 link2414 link2415 link2416 link2417 link2418 link2419 link2420 link2421 link2422 link2423 link2424 link2425 link2426 link2427 link2428 link2429 link2430 link2431 link2432 link2433 link2434 link2435 link2436 link2437 link2438 link2439 link2440 link2441 link2442 link2443 link2444 link2445 link2446 link2447 link2448 link2449 link2450 link2451 link2452 link2453 link2454 link2455 link2456 link2457 link2458 link2459 link2460 link2461 link2462 link2463 link2464 link2465 link2466 link2467 link2468 link2469 link2470 link2471 link2472 link2473 link2474 link2475 link2476 link2477 link2478 link2479 link2480 link2481 link2482 link2483 link2484 link2485 link2486 link2487 link2488 link2489 link2490 link2491 link2492 link2493 link2494 link2495 link2496 link2497 link2498 link2499 link2500 link2501 link2502 link2503 link2504 link2505 link2506 link2507 link2508 link2509 link2510 link2511 link2512 link2513 link2514 link2515

Гражданская защита: классификация ЧС, законы в сфере гражданской защиты — Закон О радиационной безопасности и Об образовании МЧС

Закон О радиационной безопасности и Об образовании МЧС

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

<< О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ >>

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 7-8, ст. 212; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 50-51, ст. 512)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с обеспечением радиационной безопасности, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, а также окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

ионизирующее излучение — излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и которое при взаимодействии со средой образует ионы разных знаков;

источник ионизирующего излучения — устройство и (или) радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;

пользователи источников ионизирующего излучения — юридические и физические лица, добывающие, производящие, вырабатывающие, перерабатывающие, использующие, хранящие, обслуживающие, транспортирующие, обезвреживающие и захороняющие источники ионизирующего излучения;

зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный мониторинг;

радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, действиями (бездействием) работников (персонала), чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые могли привести или привели к облучению граждан выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды;

радиационная безопасность — состояние защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения;

санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения граждан в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный основной предел дозы облучения для населения;

естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно-измененный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

работники (персонал) — физические лица, которые постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения или находятся по условиям работы в зоне их воздействия;

ядерная безопасность — комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасное обращение с ядерным материалом.

Статья 3. Законодательство << о радиационной безопасности >>

Законодательство << о радиационной безопасности >> состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 4. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых индивидуальных доз облучения граждан, безопасных для их здоровья, от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества доза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип минимизации — поддержание в пределах безопасных для здоровья граждан индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения на возможно более низком уровне.

Статья 5. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане имеют право на:

возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу облучением источниками ионизирующего излучения, в соответствии с законодательством;

полную и объективную информацию о радиационном состоянии окружающей среды, предметов пользования и потребления, принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности, а также о дозе полученного ими облучения;

участие в обсуждении вопросов обеспечения радиационной безопасности.

Граждане обязаны:

соблюдать требования законодательства << о радиационной безопасности >>;

выполнять требования органов государственной власти на местах, государственных органов, осуществляющих регулирование в области радиационной безопасности.

Граждане могут иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 6. Социальная защита отдельных категорий граждан

Граждане, проживающие на территориях, в которых существует возможность превышения установленных основных пределов доз облучения, имеют право на социальную защиту. Порядок социальной защиты устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

II. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 7. Государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

Государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и уполномоченными им государственными органами.

Государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности включает:

государственный надзор и контроль за соблюдением требований по радиационной безопасности;

лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения;

сертификацию сельскохозяйственной, пищевой продукции, кормов, питьевых и технических вод, строительных материалов и изделий из них на радиационное загрязнение;

определение радиационного загрязнения при согласовании отводов земельных участков под все виды строительства.

Статья 8. Контроль в области обеспечения радиационной безопасности

Государственный контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.

Производственный контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется пользователями источников ионизирующего излучения.

Общественный контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется негосударственными некоммерческими организациями и гражданами.

Порядок осуществления контроля в области обеспечения радиационной безопасности устанавливается законодательством.

Статья 9. Государственная экспертиза объектов использования источников ионизирующего излучения

Объекты использования источников ионизирующего излучения подлежат государственной экологической, радиационно-гигиенической и технической экспертизе в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортированию, излучения осуществляются на основании лицензий, выданных в установленном порядке.

Статья 11. Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных норм, правил и гигиенических нормативов радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности, утверждаемых и регистрируемых в порядке, определяемом законодательством.

III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Обеспечение радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается путем:

разработки и реализации программ по обеспечению радиационной безопасности;

функционирования единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения;

установления видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан, обусловленных радиационным воздействием;

возмещения причиненного вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

определения видов деятельности, связанных с использованием источников ионизирующего излучения;

государственного регулирования экспорта и импорта источников ионизирующего излучения;

проведения медико-профилактических мероприятий;

информирования граждан о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучения граждан мерам радиационной безопасности;

оказания помощи гражданам, подвергшимся облучению в результате радиационных аварий;

введения особых режимов проживания граждан в зонах радиоактивного загрязнения;

ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

организации и проведения оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии.

Радиационная безопасность может обеспечиваться и другими мерами в соответствии с законодательством.

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

Оценка состояния радиационной безопасности проводится при планировании и осуществлении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти на местах, государственными органами, осуществляющими регулирование в области радиационной безопасности, а также пользователями источников ионизирующего излучения.

Оценка состояния радиационной безопасности включает следующие основные показатели:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых, полученных и предполагаемых к получению работниками (персоналом) и населением от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных основных пределов доз облучения.

Статья 14. Радиационно-гигиенический паспорт

В радиационно-гигиенический паспорт пользователя источников ионизирующего излучения ежегодно заносятся результаты оценки состояния радиационной безопасности.

Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов определяется законодательством.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

Выбор земельных участков, проектирование и строительство зданий и сооружений должны осуществляться с учетом предотвращения поступления природных радионуклидов в воздух помещений.

Производство строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию, эксплуатация зданий и сооружений должны осуществляться с учетом уровня содержания природных радионуклидов в воздухе помещений.

Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие нормативам радиационной безопасности.

Облучение населения и работников (персонала), обусловленное природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленных нормативов.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 17. Обязанности пользователя источников ионизирующего излучения по обеспечению радиационной безопасности

Пользователь источников ионизирующего излучения обязан:

соблюдать требования законодательства << о радиационной безопасности >>;

разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию и оценке радиационной безопасности продукции, материалов и веществ, технологических процессов, являющихся источниками ионизирующего излучения;

осуществлять производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на производственных территориях, в санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения, а также за выбросом, сбросом и местами захоронения источников ионизирующего излучения;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала);

проводить подготовку, переподготовку и аттестацию руководителей производства, работников (персонала), специалистов служб производственного контроля;

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

организовывать проведение медицинских осмотров работников (персонала);

обеспечивать захоронение источников ионизирующего излучения, не находящих применения;

выполнять требования государственных органов, осуществляющих регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным фоном и техногенно-измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 19. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

Дозы облучения граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам радиационной безопасности.

При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур необходимо использовать средства защиты граждан.

По требованию гражданина ему предоставляется информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

Гражданин имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 20. Санитарно-защитная зона и зона наблюдения

В целях защиты граждан и окружающей среды в районе размещения объектов, использующих источники ионизирующего излучения, устанавливаются санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Размеры и границы санитарно-защитных зон определяются Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству и согласовываются с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, а также размещение производственных и иных объектов, не связанных с использованием источников ионизирующего излучения.

Использование для хозяйственных целей существующих объектов и сооружений, расположенных в санитарно-защитной зоне, в случае изменения их профиля допускается по представлению пользователей источников ионизирующего излучения с разрешения Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Зона наблюдения, ее размеры и границы определяются пользователями источников ионизирующего излучения и согласовываются с органами государственной власти на местах, государственными органами, осуществляющими регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.

В зоне наблюдения могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством.

В зоне наблюдения и санитарно-защитной зоне распространяется действие мер по предотвращению радиационной аварии.

Убытки, причиненные установлением санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются пользователями источников ионизирующего излучения в соответствии с законодательством.

Статья 21. Хранение или захоронение радиоактивных отходов

При хранении или захоронении радиоактивных отходов должна быть обеспечена их изоляция от окружающей среды.

Порядок организации сбора и захоронения радиоактивных отходов устанавливается законодательством.

Статья 22. Обеспечение сохранности радиоактивных и ядерных материалов

Обеспечение сохранности радиоактивных и ядерных материалов при всех видах обращения с ними является обязательным.

Сохранность радиоактивных и ядерных материалов обеспечивается пользователями источников ионизирующего излучения.

Обеспечение сохранности радиоактивных и ядерных материалов предусматривает единую систему планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

предотвращение несанкционированного проникновения на территорию размещения радиоактивных и ядерных материалов, а также их хищений или порчи;

выявление и возвращение утерянных или похищенных радиоактивных и ядерных материалов.

Надзор за обеспечением сохранности радиоактивных и ядерных материалов осуществляется Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе.

Порядок обеспечения сохранности радиоактивных и ядерных материалов устанавливается законодательством.

IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 23. Защита граждан и окружающей среды от радиационных аварий

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварийных ситуаций с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите граждан и окружающей среды от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами государственной власти на местах, государственными органами, осуществляющими регулирование в области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

Статья 24. Обязанности пользователя источников ионизирующего излучения при радиационной аварии

В случае радиационной аварии пользователь источников ионизирующего излучения обязан:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

информировать государственные органы, осуществляющие регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан;

принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;

принять меры по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии.

Статья 25. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии

Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и предотвращения еще большего их облучения. Облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, не должно превышать установленные гигиенические нормативы.

Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Международные договоры

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан << о радиационной безопасности >>, то применяются правила международного договора.

Статья 27. Разрешение споров

Споры, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства << о радиационной безопасности >>

Лица, виновные в нарушении законодательства << о радиационной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Гражданская защита: классификация ЧС, законы в сфере гражданской защиты