link5032 link5033 link5034 link5035 link5036 link5037 link5038 link5039 link5040 link5041 link5042 link5043 link5044 link5045 link5046 link5047 link5048 link5049 link5050 link5051 link5052 link5053 link5054 link5055 link5056 link5057 link5058 link5059 link5060 link5061 link5062 link5063 link5064 link5065 link5066 link5067 link5068 link5069 link5070 link5071 link5072 link5073 link5074 link5075 link5076 link5077 link5078 link5079 link5080 link5081 link5082 link5083 link5084 link5085 link5086 link5087 link5088 link5089 link5090 link5091 link5092 link5093 link5094 link5095 link5096 link5097 link5098 link5099 link5100 link5101 link5102 link5103 link5104 link5105 link5106 link5107 link5108 link5109 link5110 link5111 link5112 link5113 link5114 link5115 link5116 link5117 link5118 link5119 link5120 link5121 link5122 link5123 link5124 link5125 link5126 link5127 link5128 link5129 link5130 link5131 link5132 link5133 link5134 link5135 link5136 link5137 link5138 link5139 link5140 link5141 link5142 link5143 link5144 link5145 link5146 link5147 link5148 link5149 link5150 link5151 link5152 link5153 link5154 link5155 link5156 link5157 link5158 link5159 link5160 link5161 link5162 link5163 link5164 link5165 link5166 link5167 link5168 link5169 link5170 link5171 link5172 link5173 link5174 link5175 link5176 link5177 link5178 link5179

Лекции по основам охраны труда для электротехнических специальностей. Часть 1

4.4.3 Психология труда

Безопасность труда в значительной мере зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как внимание, ощущения, эмоциональность, мышление, воля и других, регулирующих его поведение и деятельность Совокупность психических факторов, проявляющихся в процессе деятельности, образует такое сложное понятие, как личность. Одна из задач охраны труда состоит в поиске приемов правильного сочетания общественных и личных интересов трудящихся с учетом психических факторов.

К условиям труда относятся внешние факторы и внутренние возможности человека. Иногда двум рабочим необходимо достигнуть одинаковой цели, но задачи у них могут быть разные. Нередко одна и та же работа оценивается исполнителями по разному: один человек, сообразуясь со своими возможностями и условиями работы, считает ее элементарной, другой — отказывается от ее выполнения ввиду сложности, опасности или по другим причинам.

Аварию или несчастный случай можно рассматривать как не достижение цели. Чтобы подобные явления не повторялись, необходимо выявить дефицит информации (причины и определить средства компенсации (обучение, инструктаж и т. п.).

Действие, которое представляемся человеку сложным и опасным, вызывает мобилизацию всего организма, что способствует успеху. В результате многократных повторений у него формируется соответствующая установка к выполнению данного действия, которая выражается в неосознанной готовности чувствительных и мышечных структур. Применительно к вопросам безопасности эту установку слелдует рассматривать как готовность человека в конкретной ситуации к определенной активности. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание и проявляет осторожность как средство защиты. Благодаря навыкам, отдельные элеметы действия выполняются без специального сознательного контроля. Навыки обеспечивают целесообразное и экономное согласование внутренних процессов в организме с движением. Однако они порождают некоторые отрицательные явления, например, когда старый навык мешает правильно выполнять операцию, срабатывая не вовремя. Навыки безопасной работы у молодых рабочих необходимо вырабатывать одновременно с обучением их правильным приёмам выполнения работы (технологии).

Успешной работе по охране труда способствует широкое привлечение всех членов коллектива к обсуждению задач по улучшению условий труда и техники безопасности. Большое значение имеет сбор предложений по совершенствованию системы охраны труда и контроля за соблюдением правил техники безопасности. Необходимо дополнительно стимулировать работу без травм и аварий. Система стимулирования безопасного труда должна предусматривать как положительные, так и отрицательные воздействия на работника.

Одно из главных средств обеспечения безопасности — соблюдение требований, изложенных в нормативно-методических документах по охране труда (правилах, нормах, стандартах, инструкциях и др.). Очень важно, чтобы эти требования положительно воспринимались теми, для кого они предназначены. Поэтому в правила, нормы и другие нормативные документы необходимо включать только такие положения, выполнение которых действительно влияет на уровень безопасности.

Нередко работники, занимающиеся вопросами охраны труда, испытывают затруднения с поиском нужной информации в действующей документации. Это связано с большим числом документов и значительным объемом некоторых из них, что мешает найти конкретные и важные пункты. Действующие стандарты по охране труда представляют собой обширный набор слабо увязанных между собой документов, что затрудняет работу с ними. Целесообразно было бы правила, нормы и другие значительные по объему документы снабжать предметными указателями.

Большую роль играет авторитет нормативных документов. Например, в некоторых странах нормы безопасности регламентируются не правилами, а государственными законами.

В процессе обучения правилам безопасности следует обосновать каждый пункт. Лучше выполняются те правила, необходимость которых осознается. Замечено, что многие несчастные случаи связаны с негативным отношением к правилам безопасности. Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне воспитания людей. Средства воспитательного воздействия — хорошие плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, фильмы, радио- и телепередачи.

Безопасное поведение нельзя формировать методом запугивания. Его надо воспитывать осторожно, давая при этом надежные рекомендации. Главная задача воспитания безопасного поведения в процессе труда — создание самого серьезного отношения работающих к охране труда.

Большое воспитательное и профилактическое значение имеет анализ несчастных случаев, установление истинных причин которых всегда связано с изучением поведения пострадавших. Нередко в актах расследования несчастных случаев в качестве причин отмечаются невнимательность, неосторожность, нарушение требований инструкций и т. п. Такие заключения часто поверхностны по содержанию: из них невозможно сделать сколько-нибудь надежные профилактические выводы, так как неизвестно, чем вызвана невнимательность, почему человек нарушил требования инструкции (не знал или просто пренебрег). Выявление мест работы и объектов, отличающихся повышенной частотой и тяжестью несчастных случаев, необходимо не только для предупреждения об опасностях, но и для организации особого контроля за соблюдением мер предосторожности. К объектам повышенной опасности относятся подъемно-транспортное оборудование, сосуды, работающие под давлением, электросети высокого напряжения и др. Особую опасность представляют работы, выполняемые в подземных условиях и на высоте.

Снижению степени риска и нервного напряжения способствует применение предохранительных касок, поясов и других технических средств защиты. Большую роль играет систематический медицинский осмотр работающих.

Парадоксально, но несчастные случаи чаще возникают на объектах с невысокой опасностью. Это объясняется, с одной стороны, психологическими особенностями восприятия (на объектах повышенной опасности человек более внимателен, осторожен), а с другой — большим вниманием к объектам повышенной опасности со стороны руководителей и контролирующих органов.

Причинами несчастных случаев часто становятся опасные состояния людей — утомление, заболевание, стресс, опьянение. Их могут вызвать внешние факторы (активность Солнца, погодные условия), плохие условия труда, нездоровый климат в коллективе, неблагополучная домашняя обстановка и др. Большое число несчастных случаев и аварий связано с употреблением спиртных напитков. Алкоголь оказывает сильное влияние на нервную систему, психофизиологические процессы даже в том случае, если внешне поведение человека не отличается от нормального.

Таблица 1.2

Функциональная оценка состояния опьянения

Содержание

спирта в крови

Состояние опьянения

<0,2

Все функции в пределах физиологической

нормы

0,2-0,3

Человек практически трезв

0,3-0,4

Небольшое ослабление координации мелких

точных движений, глубокого внимания.

восприятия (вождение автотранспорта не до-

пустимо)

0,5-0,9

Слабое опьянение: утомляемость, некоторое

нарушение координации движений

1 — 1,9

Опьянение средней степени: эмоциональная

неустойчивость, подчас опасная для окружа-

ющих, неясная речь, шатающаяся походка,

нарушение психики, ориентировки, иногда

резкая сонливость

2-2,9

Сильное опьянение: снижение болевой

чувствительности до полной анестезии, на-

чальные признаки отравления алкоголем;

возможен смертельный исход

3-5

Острое отравление алкоголем, опасное для

жизни

>5

Смертельное отравление

Алкоголь быстро всасывается в кровь и разносится по всему телу. Примерно через 5 мин после употребления он достигает головного мозга Проникая внутрь живых клеток, алкоголь замедляет, ослабляет и даже останавливает их деятельность, нарушает работу органов и тканей. Особенно пагубно действует алкоголь на нервные клетки. Он имеет все признаки наркотического вещества. Наиболее опасно употреблять алкоголь людям, выполняющим работы, которые требуют внимания, сосредоточенности.

В нашей стране приняты решительные меры по усилению борьбы с пьянством, требующей повседневной разъяснительной и воспитательной работы. К лицам, появляющимся на работе в нетрезвом состоянии, следует применять строгие санкции, предусмотренные законом.

Устранению других опасных состояний людей (утомление, заболевания, стрессы) помогает улучшение условий труда, быта и отдыха трудящихся, совершенствование медицинского обслуживания. В последнее время на некоторых предприятиях организуют комнаты психологической разгрузки — специальным образом оборудованные помещения для отдыха. Работающие приходят сюда на непродолжительное время (15 мин) Удобные кресла, приятный свет, музыка, цветы, слайды дают возможность отдохнуть, немного отвлечься от работы. После трудового дня усталость помогают снять сауна, бассейн, специальный душ.

Вопросам улучшения условий труда, отдыха, повышение материального и культурного благосостояния в нашей страны уделяется большое внимание.

Вы здесь: Главная БЖД и Охрана труда Безопасность жизнедеятельности Лекции по основам охраны труда для электротехнических специальностей. Часть 1