Курс лекций по криминалистике. Часть 3
- Курс лекций по криминалистике. Часть 3
- Криминалистическая характеристика убийств
- Особенности расследования заказных убийств
- Криминалистическая характеристика изнасилований
- Особенности тактики отдельных следственных действий
- Криминалистическая характеристика краж
- Тактика отдельных следственных действий
- Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений
- Криминалистическая характеристика хищений
- Типичные следственные ситуации
- Криминалистическая характеристика поджогов
- Особенности расследования преступлений
- Криминалистическая характеристика нарушений правил охраны труда
- Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
- Тактика производства неотложных следственных действий
- Типичные судебные экспертизы, назначенные при расследовании ДТП
- Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил охраны окружающей среды
- Криминалистическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств
- Расследование злоупотреблений должностными полномочиями
- Особенности расследования преступлений, совершаемых в сфере компьютерной информации
- Особенности расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними
- Расследование дачи и получения взятки
Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений. Типичные следственные ситуации, построение версий и особенности планирования начального этапа расследования ДТП.
Криминалистическая характеристика преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический, авто-, мото-, вело- и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), наиболее распространенными являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. С учетом механизма и последствий ДТП их различают следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т. д.). По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:— возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);— возникшие вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т. д.);— происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследствие грубых нарушений дорожного надзора за состоянием дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения.Способ совершения ДТП (или особенности криминального поведения правонарушителя) в силу специфики этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести картину происшедшего, особенности поведения его участников на различных этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление). При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства.в нарушении каких правил дорожного движения выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий •МИШ машин (в особых условиях) издаются специальные наставления по автомобильной службе;2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах произошло ДТП;3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;5) какова форма вины каждого участника (преступная небрежность, преступное легкомыслие или умысел);6) кто виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъектом преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность;7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь должен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него.