Глава 1. Введение в возрастную психология
Методы исследования возрастной психологии
В возрастной психологии используются комплексные методы исследования, состоящие из нескольких блоков: из общей психологии, дифференциальной психологии, социальной психологии.
Из общей психологии используются все методы для изучения когнитивных процессов личности ребенка: это изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Все методики адаптированы к конкретному возрасту ребенка. Посредством их формируется информация о возрастных особенностях протекания того или иного познавательного процесса.
Из дифференциальной псиxoлoгии используются методы для изучения индивидуальных и возрастных особенностей детей, их различий. Наиболее широко используется метод близнецов, позволяющий исследовать сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами.
Из социальной психологии используется группа методов, посредством которой изучаются межличностные отношения в разновозрастных детских группах и коллективах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми.
В целом же используется два основных метода получения психологической информации: наблюдение и эксперимент.
Наблюдение в возрастной психологии приобретает обычно характер последовательной фиксации фактов, свидетельствующих о психическом развитии ребенка, и оформляются в виде дневниковых записей.
В последние годы достаточно широкое распространение получил естественный эксперимент, проводимый в условиях учебно-воспитательного процесса. Он позволяет изучать познавательную деятельность, особенности формирования личности и межличностных отношений в детских и ученических коллективах путем констатации фактов.
В отличии от констатирующего естественного эксперимента используют и формирующий (обучающий) эксперимент, который предполагает изучение изменении психики ребенка в результате активного воздействия исследователя (педагога) на испытуемого (ученика). Но в большей степени его используют в педагогической психологии.
Специфическими для возрастной психологии методами исследования являются:
1. Метод поперечного среза, когда исследователь стремится узнать о психологических особенностях данного момента формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить среднестатистические данные о значительном числе испытуемых.
2. Метод продольного среза, который позволяет изучать одного и того же испытуемого на протяжении значительного отрезка времени (несколько лет), последовательно фиксируя существенные изменения в психике.
Кроме того, широко используются в возрастной психологии и конкретные исследовательские методики, включающие в себя все виды наблюдения и эксперимента: беседа, анализ продуктов умственной деятельности, тесты, опросники, интервью, биографический метод и т.п. Разнообразие конкретных психологических методик обеспечивает решение сложных теоретических и практических значимых проблем современной возрастной психологии.
- << Назад
- Вперёд