Курс лекции по дисциплине “Основы права” — Глава 3 Тема 5
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Тема 5. Теоретические основы конституционного права.
5.1. Понятие, предмет, метод конституционного права РФ
КП- это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между обществом, личностью и государством.
Предмет КП составляют две основные сферы общественных отношений:
• отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);
• властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).
Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России. Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.
Метод КП — императивный.
5.2. Конституция РФ как юридический документ
1. Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.
По своей форме конституция — юридический документ, который принимается:
• парламентом;
• специальной конституционной ассамблеей;
• народом на референдуме.
Иногда конституция даруется монархом.
Конституция имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.
Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям.
• по форме;
• способу изменения, внесения поправок и дополнений;
• степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ:
По форме конституции классифицируются:
• на писаные (кодифицированные) — это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций в мире);
• неписаные (некодифицированные) — конституции, которые состоят из нескольких разных законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные (не кодифицированные) конституции действуют:
• в Великобритании (множество парламентских актов, принятых в разные века, их судебное толкование);
• Швеции (4 конституционных закона);
• Израиле (10 "Основных государственных законов").
По способу изменения, внесения поправок и дополнений выделяются:
конституции, которые принимаются и изменяются, как обычные законы, в результате чего в конституцию легко вносить поправки, она постоянно меняется. Примеры: . Конституция РСФСР 1978г. (в 1989-1993 гг.) — внесено более 300 поправок;
• Конституция Индии 1950г. — поправки вносятся регулярно по сей день;
• жесткие конституции, которые предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию. Примеры:
• Конституция США 1787г. — за 217 лет внесено только 27 поправок;
• Конституция РФ 1993 г. — за 11 лет ее действия не внесено ни единой поправки (кроме изменения наименования некоторых субъектов РФ, которые вносятся указом Президента РФ).
4. По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям выделяются:
• реальные конституции, адекватно отражающие существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств);
• фиктивные конституции, не отражающие существующих общественных отношений и зачастую являющиеся документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств, например "сталинская" Конституция 1936 г., которая провозглашалась самой демократической в мире, и др.).
Характеристика Конституции РФ 1993 г. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения поправок:
Конституция РФ принята путем всенародного референдума 12.12.93 и действует в редакции от 25.07.2003. По своей структуре Конституция РФ состоит'.
• из преамбулы;
• раздела первого — собственно текста Конституции, включающего 137 статей;
• раздела второго — заключительных и переходных положений. Преамбула — торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от имени многонаиионапьного народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:
• ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;
• осознание России частью мирового сообщества;
• гражданский мир и согласие;
• государственное единство;
• равноправие и самоопределение народов;
• незыблемость прав и свобод человека;
• демократические основы государства.
Детально данные приниипы раскрываются в 137статьях Конституции. сгруппированных в девяти главах:
• "Основы конституционного строя";
• "Права и свободы человека и гражданина";
• "Федеративное устройство";
• "Президент Российской Федерации";
• "Федеральное Собрание";
• "Правительство Российской Федерации";
• "Судебная власть";
• "Местное самоуправление";
• "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Конституция РФ 1993 г. стабильна и имеет сверхжесткий характер — нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью и практически не могут быть изменены. За почти 11 лет действия Конституции РФ в нее не было внесено ни одной (!) поправки, кроме изменения в тексте Конституции названий некоторых субъектов федерации. (В предыдущую Конституцию РСФСР 1978 г. только в 1988—1993 гг. было внесено более 300 поправок).
Сверхжесткий характер Конституции РФ 1993 г. обеспечивается очень сложным (даже по мировым стандартам) порядком ее изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.
Инициатива пересмотра Конституции, внесения в нее изменений может исходить:
• от Президента РФ;
• Правительства РФ;
• Государственной Думы ФС РФ (далее — Госдума);
• Совета Федерации ФС РФ;
• законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
• не менее 1/5 депутатов Госдумы или членов Совета Федерации.
Существует четыре способа изменения Конституции РФ 1993 г.:
- изменения в Конституцию, кроме глав 1, 2 и 9, Федеральным Собранием — парламентом РФ путем:
• принятия поправки не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы;
• и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;
• при условии, если данную поправку ратифицирует не менее чем 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
- главы 1, 2 и 9 "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы и Совета Федерации созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Кощтитуиии. который:
• принимается 2/3 голосов от общего числа участников Конституционного Собрания;
• или выносится на всенародное голосование;
- изменение состава субъектов РФ (принятие в РФ нового субъекта, образование нового субъекта внутри РФ) путем принятия федерального конституционного закона',
- изменение названия субъекта РФ — новое название данного субъекта включается в Конституцию (ст. 65) указом Президента РФ; к настоящему времени в ст. 65 Конституции РФ внесено (в упрошенном порядке) только пять поправок, касающихся изменения названий субъектов РФ:
• Указом Президента РФ от 09.01.96 № 20 (изменены названия субъектов РФ: Республика Ингушетия вместо Ингушская Республика, Республика Северная Осетия — Алания вместо Республика Северная Осетия);
• Указом Президента РФ от 10.02.96 № 173 (изменено название субъекта РФ: Республика Калмыкия вместо Республика Калмыкия — Хальмг Тангч);
• Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 (изменено название субъекта РФ: Чувашская Республика — Чувашия вместо Чувашская Республика — Чаваш Республики);
. Указом Президента РФ от 25.07.2003 № 841 (изменено название субъекта РФ: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, вместо Ханты-Мансийский автономный округ).
Новые названия субъектов РФ учитываются при переиздании текста Конституции РФ.
Кроме этих поправок в ст. 65 Конституции, иных принципиально меняющих положения Конституции РФ поправок внесено не было. Основной закон России остается очень стабильным.
Такие поправки и не могли быть внесены. Изменить Конституцию квалифицированным большинством палат Федерального Собрания (2/3 депутатов Госдумы и 3/4 членов Совета Федерации) с последующей ратификацией законодательными (представительными) органами 2/3 субъектов федерации маловероятно. Нормы Конституции связаны основами конституционного строя, и поэтому реально Конституция РФ может быть изменена только Конституционным Собранием путем принятия новой Конституции. В то же время Федеральный конституционный закон (ФКЗ) "О Конституционном Собрании" является единственным из предусмотренных Конституцией ФКЗ, который не принят по настоящий день, хотя с момента вступления в силу Конституции прошло уже более 10 лет.
5.3. Основы конституционного строя
Конституционный строй — это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.
Основы конституционного строя — главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:
• признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
• демократический характер государства;
• правовой характер государства;
• социальный характер государства;
• федеративная форма государственного устройства;
• республиканская форма правления;
• признание частной собственности, равенство всех форм собственности;
• суверенитет;
• единое экономическое пространство.
Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.
Политические и духовные основы конституционного строя.
Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Демократия — это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.
Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.
Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.
Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.
Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско — парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.
Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.
Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.
5.4. Классификация прав и свобод человека. Их гарантии и защита
1. Основные права человека делятся на три большие группы:
• личные права;
• политические права;
• экономические, социальные и культурные права.
Личные права определяют статус человека как биосоциального
организма. К ним относятся: У право на жизнь;
• право на достоинство;
• право на свободу;
• право на личную неприкосновенность;
• право на неприкосновенность жилища;
• право на выбор места жительства и свободное передвижение;
• право на пользование родным языком и определение национальности;
• право на информацию и защиту информации;
• право на свободу совести; I • право на свободу мысли и слова;
• право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.
Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности — государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина—его гражданам).
Основные политические права человека и гражданина в России:
• право на объединение;
• право на проведение собраний, митингов и демонстраций;
• право участвовать в управлении государством;
• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;
• иные политические права.
Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав:
• право частной собственности;
• право на свободное предпринимательство;
• право на труд;
• право на отдых;
• право на образование;
• право на забастовку;
• право на жилище;
• право на медицинское обслуживание;
• право на социальное обеспечение;
• право на поддержку в старости;
• право на участие в культурной жизни;
• право на свободу творчества.
Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет других прав, не названных в Конституции.
5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина
Наряду с субъективными правами — мерами возможного поведения существуют и обязанности — меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержания жизнеспособности государства и порядка в нем.
Основные обязанности человека и гражданина в России: Обязанности граждан РФ
1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.
2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.
Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.
3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда — сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым — вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.
4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества — это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации — в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.
По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).
5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.
6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.
Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.
Некоторые права одновременно являются и обязанностью (например забота о детях, посещение начальной и средней школы).
5.6. Гарантии прав и свобод личности.
Гарантированность прав и свобод подразумевает, что права и свободы не только продекларированы, но и защищаются принудительной силой государства, которое в лице компетентных органов правомочно пресечь нарушение и восстановить нарушенные права и свободы.
Гарантии делятся:
• на социально-экономические;
• политические;
• юридические.
Социально-экономические гарантии — благоприятные условия жизни людей, способствующие пользованию правами и свободами:
• стабильность;
• высокий уровень экономики;
• развитая сфера обслуживания и др.
Политические гарантии — развитость политических институтов, их способность выражать и защищать интересы граждан, наличие политической культуры в обществе.
Юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод:
• режим законности в стране;
• наличие эффективных правоохранительных органов;
• справедливый суд;
• высокая квалификация юристов;
• высокий уровень юридической грамотности граждан.
Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.
Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:
• Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);
• Европейский суд по правам человека;
• иные учреждения.
В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:
• конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);
• судебными органами (судами общей юрисдикции);
• органами исполнительной власти (в административном порядке);
• дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;
• путем законной самозащиты человеком своих прав.
В некоторых государствах (в частности западноевропейских) данный механизм дополнен органами:
• административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами государственной власти и управления);
• трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).
В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод — их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).
Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в случаях.
- защиты:
• основ конституционного строя;
• нравственности;
• здоровья;
• прав и законных интересов других лиц;
- обеспечения:
• обороны страны;
• государственной безопасности.
Типичные формы ограничения прав и свобод:
• особый режим въезда в РФ и выезда из нее;
• ограничение свободы передвижения внутри страны;
• запрещение уличных шествий и демонстраций;
• ограничение свободы печати;
• введение комендантского часа;
• нарушение неприкосновенности жилища;
• аудиовизуальная слежка;
• прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;
• досмотр транспортных средств;
• задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
• содержание под стражей.
В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод в случаях, предусмотренных Конституцией, может осуществляться только на основании:
• Закона Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 № 1026-1 (вред, от 08.12.2003);
• Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 03.04.95 № 40-ФЗ (в ред. от 30.06.2003);
• Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. от 30.06.2003);
• Федерального закона "О внутренних войсках МВД Российской Федерации" от 06.02.97 № 27-ФЗ (в ред. от 11.11.2003);
• Федерального закона "О государственной охране" от 27.05.96 № 57-ФЗ (в ред. от 30.06.2003);
• Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (в ред. от 30.06.2003);
• Федерального конституционного закона "О военном положении" от 30.01.2002 № 1-ФКЗ;
• некоторых других федеральных законов.
Никакие нормативно-правовые акты, кроме федерального закона (например указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ), ограничивающие права и свободы человека, издаваться не могут.