Курс лекций по информационному праву. Часть 2: Источники информационного права — Документированная информация в международном информационном обмене
- Курс лекций по информационному праву. Часть 2: Источники информационного права
- Структура информационного законодательства
- Акты и нормы отрасли информационного законодательства
- Конституционная основа поиска, получения и передачи информации
- Основные субъекты правоотношений
- Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов
- Информация, доступ к которой не может быть ограничен
- Ответственность за нарушение права на доступ к информации
- ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБОРОТА
- Модель гражданского оборота информации
- Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации
- Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов
- Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов
- Правовой режим документированной информации
- Государственные информационные ресурсы
- Документированная информация с ограниченным доступом
- Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации
- Постоянное хранение обязательного бесплатного федерального экземпляра
- Документированная информация в международном информационном обмене
Документированная информация в международном информационном обмене
Основным источником в этой области является Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене». Его цель — создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, а также защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.
К объектам международного информационного обмена относятся: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
Субъектами международного информационного обмена в РФ могут быть: Российская Федерация, субъекты федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.
Документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, средства международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества.
Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем.
Собственник или владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена вправе обжаловать в суд действия должностных лиц по ограничению международного информационного обмена, если, по его мнению, эти действия необоснованны и нарушают его права.
При обнаружении нештатных режимов функционирования средств международного информационного обмена собственник или владелец этих средств должен своевременно сообщить об этом в органы контроля за осуществлением международного информационного обмена и собственнику или владельцу взаимодействующих средств международного информационного обмена.
Доступ физических и юридических лиц в РФ к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам осуществляется по правилам, установленным собственником или владельцем этих средств и продуктов. Собственник или владелец обязан обеспечить открытость установленных им правил доступа и возможность ознакомления с ними пользователя.
Отказ в доступе к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам может быть об жалован в суд РФ, если их собственник или владелец находится под юрисдикцией Российской Федерации, либо в международный коммерческий арбитраж.
Распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена, на территории Российской Федерации не допускается.
Контролируют международный информационный обмен федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции.
При ввозе информационных продуктов, информационных услуг к Российскую Федерацию импортер представляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию Российской Федерации информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит h;i импортере.
Деятельность по международному информационному обмену в РФ подлежит лицензированию в случаях, когда в результате ее вывозятся за пределы территории России государственные информационные ресурсы либо ввозится на территорию Российской Федерации документированная информация для пополнения государственных информационных ресурсов.
За противоправные действия при осуществлении международного информационного обмена физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства на территории Российской Федерации несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Споры, возникающие при международном информационном обмене, могут быть рассмотрены в суде, арбитражном суде или третейском суде в соответствии с их компетенцией.
Рассматриваемый Закон касается вопросов международного информационного обмена документированной информацией на материальном носителе и не затрагивает вопросов интеллектуальной собственности при этом. Учитывая вхождение России в информационное общество, интегрируемое в международное информационное пространство, основанное на применении трансграничных информационных сетей, по нашему мнению, необходимо безотлагательно ликвидировать этот пробел и либо дополнить данный Закон соответствующими нормами, или срочно подготовить новый проект федерального закона по обмену информацией в информационных сетях.
[1] См.: Тихомиров Ю.А. Правовой режим информационных процессов, национальное законодательство и международное сотрудничество // Сб. НТИ. Сер. 1. 1993. № 7.
[2] СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.
[3] Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171 «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» (САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4936).
[4] См., например: Правовая информатика (информационные системы) / Под ред. В.А. Конылова, В.Д. Элькипа. М., 2001.
[5] ВВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
[6] СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.
[7] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600.
[8] ВВС РФ. 1993. № 26. Ст. 966.
[9] ВВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
[10] ВВС РФ. 1993. № 12. Ст. 423.
[11] ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.
[12] ВВС. РФ. 1992. № 42. Ст. 2328.
[13] ВВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
[14] См., например: постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» // СЗ РФ. 1999. №11. Ст. 1307.
[15] Шабашов А.К. Кодексы Интернет — система стандартов нового информационного законодательства // Translated by Medical Information Group, 1999. Версия 1.6. Апрель 1997.
[16] Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций // PC Week. 30 июля 1996 г. № 29-30.
[17] См.: Копылов В.А. О модели гражданского оборота информации // Журнал Российского права. 1999. № 9. 170
[18] Особенности применения института авторского права к информационным объектам рассматриваются в гл. 12.
[19] См. федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 2), «Об участии в Международном информационном обмене» (ст. 2).
[20] Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации»/ Под ред. И.Д. Бачило, А.В. Волокитина, В.А. Копылова, Б.В. Кристального, Ю.А. Нисневича. М., 1996.
[21] СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.
[22] Приняты 7 июля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1311.
- << Назад
- Вперёд