История педагогики (Лекция №6 — Школа и педагогическая мысль в России в XVII — XVIII веках.)

Развитие просвещения и школьного дела в России XVII в веке проходило в изменившихся исторических и социально-культурных условиях. Российское государство испытывало все возраставшее давление Европы, успешно входившей в новую фазу своей истории — Новое время. Постепенно расширяются дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами, совершенствуется и усложняется система внутреннего государственного управления, изменяется отношение дворянства к образованию и просвещению. В XVII веке незнание грамматики среди дворян расценивалось как признак невежества. Учебный курс школьного обучения становился значительно шире, в него стали включаться математика, риторика и другие предметы средневекового образования. В высших кругах общества стали изучать латинский и греческий языки. Эти процессы порождали потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру, военное искусство и технику.

Если начальное образование в XVII веке за исключение м количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наметились новые тенденции. При некоторых московских монастырях создаются школы, где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и богословие.

Так, в 1639 году боярином Федором Михайловичем Ртищевым при Андреевском монастыре открывается греческая школа, в 1649 году по инициативе Симеона Полоцкого, воспитателя царских детей — Федора и Софьи открывается при Спасском монастыре школа повышенного типа, а при Чудовом монастыре в 1653 году была открыта греческая школа под руководством греческого монаха Епифания Славинецкого..

Вследствие острой необходимости людей, знающих иностранные языки, в 1679 году греком Тимофеем в Москве была создана Типографская школа, которая была одновременно и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа — учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.

Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа — Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 — 1647). Он провел крупную реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.

В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и мн. др.).

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №6 — Школа и педагогическая мысль в России в XVII — XVIII веках.)