Лекции по истории журналистики 16-18вв. Часть 1
- Лекции по истории журналистики 16-18вв. Часть 1
- Возникновение периодической печати в России
- Санкт-Петербургские ведомости и Примечания к ним
- Журнал Ежемесячные сочинения
- М.В. Ломоносов и научная журналистика
- Газета Московские ведомости
- Петербургские частные журналы 1759-60-х годов
- Журналистика Московского университета в начале 1760-х годов
- Сатирическая журналистика 1769 года
- Сатирические журналы Н.И. Новикова
- Журнал Кошелек Н.И. Новикова. Борьба с галломанией
- Защита идей монархизма в журнале Собеседник любителей российского слова
- Друг честных людей или Стародум Д.И. Фонвизина
- Беседующий гражданин — издание Общества друзей словесных наук
- Традиции русской сатирической журналистики в журнале И.А. Крылова Почта духов
- Журналы И.А. Крылова и его группы
- Издания Н.М. Карамзина
- Основные тенденции развития русской журналистики 18 века
- Журналистика начала 19 века
- Журналистика Отечественной войны 1812 года
- Декабристское движение и российская печать
Традиции русской сатирической журналистики в журнале И.А. Крылова Почта духов.
Крылов (1769-1844). Сын армейского капитана, знатного, но бедного. Не было материальной базы для печати и фундаментального образования. Работал еще мальчишкой — канцеляристом в Земском суде. Сначала занимался драматургией.
1787 участие в журнале «Лекарство от скуки и забот». 1788 журнал Рахманинова «Утренние часы». Рахманинов — помещик, перевел и издал всего Вольтера. Помогал Крылову. Предоставил доступ к своей библиотеке, давал советы, посоветовал издавать свой журнал и предложил свою помощь.
- Почта духов.
Издавал единолично в типографии Рахманинова. Ежемесячный. Представляет собой переписку арабского философа и волшебника Маликульмулька с представителями стихий. 1789 — с января по август. Водяные, воздушные и подземные духи. Большинство вещей Крылов постигал сам. Родился в год издания «Всякой всячины». Его журнал перекликается с «Адской почтой» (1769). Критика дворянства и произвола, бюрократизма, режима и т.д. Не в открытой форме. Не было разбивки материала на отделы, нет авторов Персональный журнализм. Задумал это, как связное произведение. 48 писем, общий сюжет. Опирался на традиции сатирической журналистики 69 года, перечитал все сатирические журналы того времени. Это журнал — роман в письмах, относится еще и к литературе. Повествование опирается на рассказчика — обычно это главный герой. В «Адской почте» это были бесы, в «Трутне» — лентяй, во «Всякой всячине» — благонамеренный автор. Романы в письмах появляются раньше журналов в письмах — прообраз. Вступление, где рассказывается, как к рассказчику попали эти письма. Рассказчик — беглый литератор, который все время ходил в приемную вельможи, но не попадал. Как-то раз он возвращался оттуда и спрятался от стужи в развалинах, где и встретил волшебника Маликульмулька. В рассказчике видны черты самого Крылова. Тема маленького человека.
48 писем разделены на 4 части. Корреспонденты — гномы (земля) Вестодав, Зор и т.д., сильфы (воздух) Дальновид, Световид и т.д., ондин (вода) Бореид. У каждой стихии свои функции, свой стиль и свои темы. Гномы ведают тем ,что относится к теме человеческого быта. Ондин связан с человеческими размышлениями. Сильфы отвечают за самые тонкие темы — философия, размышления о природе, обществе, месте человека. Саламандры (огонь) не представлены, хотя они считались самыми сильными.
Духи часто бывали среди людей. Два письма самого Маликульмулька. Гном Хор отправлен на землю из ада за модным головным убором для Прозерпины. Мотивировки выхода в мир людей есть всегда. Несмотря на то, что все письма четко закреплены за структурой, каждое из них может рассматриваться как отдельное произведение. География писем разнообразна. На равных правах выступают боги, философы, помещики, чиновники и крестьяне. Персонажами также могут быть олицетворенные предметы, например, косынка и английская шляпка.
Серьезный критический характер. Показаны отрицательные стороны действительности — сатирический гротеск. Эзопов язык — язык иносказаний, чаще всего вынужденных. Аллегорический стиль. Прежде всего автора беспокоят нравы дворянства. Говорящие имена: молодой дворянин Промот, его любовница Неотказ, тема галломании. Увлечение всем французским, пренебрежение к русскому. Господин Припрыжкин женится, использует для этого крестьян.
Тема фаворитизма. 6 письмо — намек на систему фаворитов Екатерины. Гном Буристон. Крупный чиновник. Автор пытается закрепить за Буристоном стиль, создает видимость участия в журнале разных авторов.
Литературная тема. Пародия на Державина. Ухватился за две противоречивости в творчестве Державина — кладбищенские мотивы, мотивы тленности и тема эпикурейства, наслаждения. В 43 письме сильф Световид пишет, что подслушал разговор двух людей на прогулке, которые производят впечатление умных. Они сетовали на горести и бессмысленность жизни, а потом отправились в трактир. Принцип сатирического гротеска.
Развитие русского литературного языка. Использовал диалектные наречия, народную тематику.
Тираж неизвестен. Но в одном номере есть сведения, что подписчиков было 80.