Лекция 6. Ведущие страны мира в XIX веке
- Лекция 6. Ведущие страны мира в XIX веке
- Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
- Образование Германской империи
- Национальное объединение Италии
- Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
- Гражданская война в США
- Япония в XIX в
- Формирование индустриальной цивилизации
- Социальные последствия промышленного переворота
- Идейно-политические течения
- Сельское хозяйство
- Колонии и колониальная политика
- Глава 14. Россия в XIX в.
- Отечественная война 1812г.
- Положение России после войны. Движение декабристов
- Россия эпохи Николая I
- Внешняя политика Николая I
- Россия во второй половине XIX в.
- Реформы 19 века
- Пореформенное развитие России
- Общественно-политическое движение
13.3. Формирование индустриальной цивилизации
Достижения в науке и технике. Буржуазные революции разрушили многие феодальные порядки и обеспечили быстрое развитие производства. Однако развитие экономики столь быстрыми темпами было невозможно без использования достижений науки и техники. К началу XIX в. была накоплена огромная сумма знаний в различных областях науки. Постоянно происходили радикальные открытия в науке. Устанавливается прочная взаимосвязь науки и техники, стимулирующих развитие друг друга. Результатом этой связи, научно-технической деятельности математиков, физиков, химиков, механиков, конструкторов, экспериментаторов в конце XVIII-XIX вв. стали выдающиеся изобретения в технике и технологии, имевшие исключительное значение в производстве. Изобретением, имевшим огромное значение, был паровоз «Ракета» С. Стефенсона (1781-1848), развивающий скорость до 50 км/ч и положивший начало развитию парового железнодорожного транспорта. Ученые А. Вольта (1745-1827), Г.Дэви (1778-1829), М.Фарадей (1791-1867) заложили основы для применения электричества, нового вида энергии, которая нашла быстрое использование в различных технических областях в последней трети XIX в.: в промышленности, в передаче на расстояние буквенно-цифровых сообщений телеграфной связи; электричество стало использоваться для освещения помещений, улиц (дуговое освещение, лампа накаливания), на транспорте (трамвай), в быту и т.д. Оно позволило строить фабрики и заводы за чертой города, что изменило облик городов.
Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение А. Белла (1847-1922) — телефон уже через несколько лет получил распространение во всех развитых странах мира. Научные открытия и технические достижения вызвали к жизни новые отрасли производства — химическую, электротехническую и др. Зарождается вычислительная техника, автоматизация, производство искусственных материалов, используются свойства атома. Эти достижения во многом явились основой производства уже XX в.
По сравнению с предыдущим периодом темп изменений становится очень быстрым, резко сокращаются сроки открытий в области науки и техники до внедрения их в производстве. Машинная индустрия требует непрерывного технологического обновления. Таким образом, достижения науки и техники в конце XVIII-XIX вв. были грандиозными, они означали переход к новому, второму этапу научно-технического прогресса, охватывающему период с XIX в. до середины XX в., этапу, являющемуся основой индустриальной цивилизации.
Технические изобретения и применение их в производстве положили начало промышленному перевороту, его родиной в 60-70-х гг. XVIII в. стала Англия. Промышленный переворот представляет собой систему экономических, технико-технологических и социально-политических изменений, обеспечивающих переход от основанного на ручном труде мануфактурного производства к машинному. Завершающим этапом промышленного переворота было создание машиностроения — производства машин машинами. Предпосылками промышленного переворота послужили: накопление капитала благодаря мануфактурному производству; рынок рабочей силы; спрос на промышленное производство (емкость внутреннего рынка); политика протекционизма. Промышленный переворот общеисторический, закономерный этап в становлении и развитии капиталистического строя. Этот этап был достигнут и пройден различными странами Европы, Северной Америки и Японией в основном в течение XIX в.
Рост промышленного производства и рыночных связей обусловили необходимость совершенствования средств транспорта и развития путей сообщения. 15 сентября 1830 г. началось железнодорожное движение между промышленными городами Манчестером и Ливерпулем.
С начала XIX в. наладилось использование в машиностроении токарных станков, гидравлических прессов, механических молотов и т. д. В 20-30-х гг. выпуск машин производился уже в основном машинным способом. Механизация производства создала условия для перехода от простой кооперации к комплексу машин, что является признаком перехода к господству крупной машинной индустрии.
Особенности промышленного переворота в различных странах. В начале XIX в. Англия, значительно опережавшая другие страны по уровню развития капитализма, стала первой индустриальной державой. Строились новые прядильные, ткацкие и другие фабрики, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты. Результатом промышленного переворота, завершившегося в Англии в 30-х гг. XIX в., стало превращение страны в «наставницу европейских народов», «мастерскую мира», в конце 30-х гг. она производила 50% металла, 100% машин, добывала 80% угля общеевропейского производства.
К этапу промышленного переворота вслед за Англией перешли США, Франция, Германия, Россия и другие европейские страны.
С окончанием войны за независимость капиталистические отношения утвердились в северных регионах США. Благоприятствующими факторами для развертывания промышленной революции послужили отсутствие феодальных отношений, цеховой системы ремесленников, внедрение в производство достижений английской промышленности и использование собственных технических открытий. Индейцы с их примитивным хозяйством изгонялись или уничтожались. Создание швейной машины, электрического телеграфа, механической жатки, цельнометаллического плуга, использование в сфере торговли рекламы и продажи товаров в рассрочку и др. — эти новации ускорили промышленный переворот, который происходил одновременно с колонизацией западных американских земель. В 50-60-х гг. осуществляется массовое внедрение в промышленность паровых двигателей и в целом развивается машиностроительная отрасль. Территориальная экспансия США (присоединение в 1845 г. принадлежащего Мексике Техаса, а в результате победы в американо-мексиканской войне 1846-1848 гг. — более половины мексиканских земель, богатых природными ресурсами) дала возможность распространить капиталистические отношения на американском континенте вширь.
Во Франции начало механизации хлопчатобумажного прядения относится к 80-м гг. XVIII в., однако процесс массовой замены ручного труда машинным в важнейших отраслях промышленности получил широкое развитие лишь в период июльской монархии 1830-1848 гг. Осуществление промышленного переворота происходило при ввозе машин из Англии. Результатом промышленного переворота стало превращение Франции в индустриально-аграрную страну, где 2/3 населения было занято в сельскохозяйственном производстве.
Запаздывание перехода от мануфактуры к индустрии в Германии объяснялось засилием в стране феодальных пережитков и раздробленностью немецких земель. Однако отраслевая структура производства уже в начале промышленного переворота оказалась более совершенной, чем в Англии. Это обеспечило высокие темпы промышленной революции. Для завершающего этапа промышленного переворота в Германии были характерны дальнейшее совершенствование структуры производства и рост военной и тяжелой промышленности.
Промышленный переворот в Японии происходил за счет внедрения в производство европейской технологии и носил спрессованный характер. В нем совместились три стадии производства — мануфактурная, промышленная, монополистическая. К 90-м гг. промышленный переворот завершился. Однако сохранение феодальных пережитков, слабая сырьевая база промышленности, неравноправные Ансэйские договоры1 затрудняли возникновение крупных современных предприятий. В 1868-1885 гг. было создано около 1300 предприятий, которые в основном занимались переработкой сельскохозяйственной продукции. В этих условиях государство выступило предпринимателем, взяв на себя строительство крупных и малоэффективных производств — металлургических заводов, военных верфей, арсеналов, железных дорог. В соответствии с принятым в 1880 г. законом созданные на государственные средства предприятия правительство могло за бесценок продать крупным, преуспевающим торгово-промышленным компаниям, таким, как Мицубиси и Мицуи. Этим японское государство освобождало себя от необходимости дальнейшего финансирования неэффективных предприятий и одновременно поддерживало частное предпринимательство и укрепляло связи между буржуазией и государственным аппаратом.
В отличие от Англии, Франции, США, в которых необходимые предпосылки для промышленного переворота создавались буржуазными революциями XVII-XVIII вв., в России промышленный переворот начался до проведения буржуазных реформ. В 30-40-х гг. XIX в. в условиях господства феодальных отношений начался промышленный переворот в России. Переход от ручного труда к машинному охватил хлопчатобумажную отрасль, обеспечив рост производительности труда и объема производства, затем — свеклосахарную, писчебумажную отрасли. Только в Московской губернии к 1856 г. насчитывалось 152 паровые машины. Стали интенсивно строиться машиностроительные заводы. Если в 1851 г. в России действовало 19 машиностроительных заводов, то в 1860 г. — уже 99 заводов. В 1860 г. 56,8% продукции всей обрабатывающей промышленности давали фабрики и заводы. К 1879 г, металлообрабатывающие предприятия производили машинами 86,3% продукции. Пудлинговые печи, сменившие кричные горны, выпускали около 90% металла.
Важным направлением промышленного переворота было строительство железных дорог; в 60-70-х гг. было построено 20 тыс. км дорог. Завершение промышленного переворота в России произошло в 80-90-х гг. XIX в.