В течение I — начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную — реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.
Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Более древние, южные, включают Копан, Тикаль, Вашактун, Яшчилан и Паленке и др. Они берут начало в 1 тыс. до н. э. и достигают зрелости между II в. до н.э. и VII в. н.э. Более северные — на полуострове Юкатан — Ушмаль, Кабах, Лабна, Чичен-Итца и др. Их апогей наступает после VII в. н. э.
К концу I тыс. н.э. многие крупные города майя южных областей (нынешние Белиз, Гватемала и Южная Мексика) запустели, в других жизнь едва теплилась. Выдвигались разные причины для объяснения этого факта: изменение климата, землетрясение, истощение почв и оскудение неземледельческих пищевых ресурсов, эпидемические заболевания, восстания, нашествие чужеземцев. Индейские источники, а также данные археологии говорят о вторжении на Юкатан тольтеков и близких им народов (в частности, пипилей) в конце X в. Ученые все больше приходят к выводу, что города майя классического периода могли погибнуть в результате сочетания нескольких факторов экономического и социального порядков, связанных между собой.
Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями.
По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, — исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация истории майя
В архаический (2000–1500 до н.э.) и в ранний формативный периоды (1500–1000 до н.э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000–400 до н.э.) — первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.
Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. — 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения — стилобаты, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленными друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики — изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности.
В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, — 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5.
Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу надевать военные регалии.
В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.
Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 г. и умер в 683 г. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому, с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир.
В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами — организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга.
За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 г. произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер.
В поздний классический период (650–950 гг.) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек.
В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений.
К 850 г. многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье — области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.
Знания.В иерархической социальной структуре городов-государств майя был специальный жреческий клир, члены которого (ахкины) хранили эти знания, использовали их для предсказания астрономических явлений, составления календарей, строительства церемониальных центров, пирамид с храмами, астрономических обсерваторий.
Космогония майя представляла собой сложную систему, основывающуюся на теории о трех сотворениях: два из них оказались разрушенными потопами, и лишь третье стало реальностью. В представлении майя Вселенная имела квадратную форму, вертикально она состояла из тринадцати небесных сфер, каждая из которых обладала собственным покровителем. Эзотерические, теогонические и космогонические представления майя фиксировались не только в отдельных памятниках, но и в целых архитектурных ансамблях, например, в математически строгой застройке ориентированной по странам света квадратной площади в древнем центре Вашактун.
Но эта фиксация была функциональной: в ритуале-исследовании, в частности, абсолютно точно устанавливались точки восхода солнца в периоды солнцестояния и равноденствия. Трудно объяснимы достижения майя в составлении календарей и разработке систем счета. Для сравнения приведем определение продолжительности года в различных календарях: длительность года по современным данным — 365,2422 дня; древний юлианский год — 365,2510 дня; современный григорианский год — 365,2425 дня; год майя — 365,2420 дня.
Год майя состоял из 18 месяцев (20 дней в каждом). Для выравнивания солнечного года добавлялись специальные дни. У майя были и более крупные, чем год, единицы измерения времени, которые доходили до величин (алаутун), включавших 239 дней. Все даты майя имеют единую точку отсчета («год первый»). По современной хронологии он приходится на 3113 г. до н.э. (или по иной корреляции — 3373 г. до н.э.). Любопытно, что это достаточно близко к первому году еврейского календаря — 3761 г. до н.э.
Майя умело совмещали два календаря: хааб — солнечный, состоящий из 365 дней, и цолкин — религиозный — 260 дней. При совмещении складывался цикл из 18 890 дней, лишь по завершении которого название и цифра дня вновь совпадали с тем же названием месяца.
Майя разработали двадцатиричную систему счета с использованием нуля, при этом набор цифр был более чем скромный — их было две: точка и черта (нуль).
Ко времени появления испанцев на землях майя имелось полтора десятка небольших государств, которые воевали друг с другом с целью захвата добычи и рабов. Первые испанские экспедиции добрались до берегов Юкатана в 1517 и 1518 гг. (Ф. Эрнандес де Кордова и Х. де Грихальва). В 1519 г. вдоль берегов этого полуострова прошел Кортес. Только после захвата столицы ацтеков Теночтитлана и завоеваний в центральной Мексике испанцы приступили к покорению майя. В 1523-1524 П. де Альварадо с боями дошел до Гватемалы и основал город Сантьяго-де-Кабальерос-де-Гватемала. В 1527 г. испанцы предприняли безуспешную попытку завоевать Юкатан. Неудачной оказалась и вторая попытка, хотя испанцы временно (1532-1533 гг.) владели городом Чичен-Ица. Через несколько лет испанцы вновь стали наступать на обитателей Юкатана и к середине XVI в. почти весь полуостров был во власти пришельцев. Исключение составляли ица, сохранявшие независимость до 1697 г., когда пала их столица Тайясаль.
Вследствие войн и болезней, принесенных конкистадорами, многие земли майя запустели. В некоторых районах (северо-восток Юкатана, его восточное побережье, а также центральная часть Петена и бассейн р. Усумасинта) демографические потери в течение века составили до 90 %. Только к концу XVIII — началу XIX вв. численность майя стала вновь увеличиваться. На протяжении колониального периода общество и культура народов майя претерпели сильные изменения. Местная знать, оказавшая сопротивление, была уничтожена, верховная власть находилась в руках испанских чиновников. Насаждался католицизм, прежние верования искоренялись насильственными методами — разрушались изображения божеств, алтари и храмы, сжигались рукописи.
Особенностью культуры древних майя, в сравнении с другими культурами Америки, является то, что она достигла своего расцвета во влажных тропических лесах. Майя практиковали подсечно-огневое земледелие. По этнографическим наблюдениям известно, что такой тип земледелия сам по себе, без других источников пищи, не может обеспечить стабильность поселений, так как почвы на участках вокруг поселений быстро истощаются и требуется менять места обитания. При этом мала возможность развивать ремесла, строить монументальные культовые сооружение и так далее или, по другому говоря, содержать ремесленников и торговцев, а также жречество и знать. В последние годы стали появляться сведения о находках в разных местах области обитания древних майя следов мелиорации, которая должна была существенно повысить урожаи. Но эти свидетельства признаны не всеми археологами. Компенсирующую роль могли играть разработанная календарная система, что позволяло планировать и вовремя осуществлять работы годичного земледельческого цикла (включал валку деревьев и кустарника, их сжигание в сухой сезон, посадку перед началом дождей, уход за растениями, сбор урожая), а также высокая урожайность сельскохозяйственных культур. Майя выращивали кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, стручковые перцы, некоторые корнеплоды (батат, маниоку и хикаму), растения для приправ, а также хлопок, табак и энекен. На прибрежных землях Тихого океана и Мексиканского залива выращивали какао. Возможно, ухаживали за плодовыми деревьями. Земледельческими орудиями служили каменный топор для рубки деревьев и заостренный кол для посадки семян и выкапывания корнеплодов.
Майя охотились на различных животных, пользуясь копьями, метательными дротиками и луком со стрелами, а также стрелометальными трубками (из них жертву поражали глиняными шариками), пращами, петлями и другими ловушками. Добычей служили олень, тапир, пекари, броненосцы, игуаны, а также птицы. В прибрежных районах охотились на ламантинов. Рыбу били копьями и из луков, ловили сетями и на крючки. Последние делали из раковины, они могли быть и медными. Майя разводили собак, индеек и пчел. Основной пищей служила кукуруза. Из кукурузного теста пекли лепешки и готовили разнообразные блюда и питательный напиток. Другой напиток делали из размолотого какао. Отварную или размолотую фасоль ели с другими овощами или с мясом. В пищу шли и разные виды тыкв, а также корнеплоды, томаты, и др. Майя знали много фруктов — авокадо, аннона, гуаяба и др. Мясо ели по преимуществу в праздничные дни. Пищу сдабривали приправами, в частности, несколькими сортами перца. Помимо безалкогольных напитков, майя готовили несколько алкогольных.
Майя обитали в нескольких видах поселений, от небольших деревушек из нескольких хижин до больших городских центров. В отличие от городских центров мексиканских нагорий, города майя являли собой нерегулярные скопления платформ, дворцов, храмов, площадок для игры в мяч, площадей и дорог. Самым большим городом классического периода, был, видимо, Цибильчальтун, являвшийся одним из крупнейших городов Америки доколумбового времени. Его площадь была около 50 кв. км, с вероятной плотностью застройки 1 тыс. сооружений на 2 кв. км. Одним из наиболее известных городов майя был Майяпан на полуострове Юкатан. Он был окружен стеной общей протяженностью 9 км с 12 воротами. В городе археологи обнаружили следы около 4 тыс. построек, из которых около 140 были церемониальными сооружениями, а остальные — группы домов различной величины и качества постройки, окруженные каменными заборами; при этом лучшие (около 50) находились на естественных возвышениях, а худшие — в низинах. Планировка города состояла только в том, что наиболее внушительные церемониальные здания располагались в центре, а вокруг них — дома знати. Дворцы почти всегда ставили на искусственном возвышении. Они были в один или нескольких этажей, в Тикале найдено пятиэтажное сооружение, построенное уступом на склоне. Некоторые дворцы могли иметь до 60 комнат. Майя, как и другие народы Америки, не знали арки, потолки они перекрывали с помощью деревянных балок или возводили ступенчатые каменные своды. Свои помещения майя раскрашивали и украшали скульптурой. К жилым постройкам примыкали амбары для хранения кукурузы, бассейны для сбора воды. Среди пристроек могли быть паровые бани и туалеты. В городах постройки возводили из известняка, из него же резали архитектурные детали (косяки и притолоки), а также алтари, статуи и стелы. В тех местах, где не было камня, строительным материалом служили кирпичи из обожженной глины. Сельские жилища майя классического периода хорошо изучены в горной Гватемале. Сначала выравнивалась и утрамбовывалась площадка, на ней разводился огонь и почва прокаливалась, образуя прочный слой в 5-8 см. толщины. Основания стен возводили из крупных речных галек или кусков пемзы. Сами стены состояли из тонких жердей и кусков пемзы, скрепленных глиной. Вся стена также обмазывалась глиной. Форма жилищ была прямоугольной.
У майя были развиты разнообразные ремесла, в том числе обработка камня. Без металлических орудий майя обрабатывали кремень и обсидиан, получая из них различные орудия (ножи, топоры и др.), оружие (наконечники стрел и копий, пластины-вкладыши) и украшения. Из диорита и серпентина делали топоры и долота, а из нефрита мастерили диадемы, сложные ушные и носовые подвески, нагрудные пластины, маски и пр. Из глины мастерили разнообразную посуду (ритуальную и домашнюю), много других бытовых предметов, а также фигурки и маски. Техническим сырьем служили многие дикие растения — в частности, из размоченной и разбитой коры некоторых фикусовых получали бумагу. Из деревьев, помимо того, что они служили строительным материалом, добывали смолы, употреблявшиеся для разных целей (благовония, каучук, косметические средства, жевательная резинка), а также разнообразные красители.
Майя классического периода, видимо, не знали обработки металлов. Найденные на их территории изделия из золота и сплава золота с медью (преимущественно украшения) происходят из Центральной Америки. Известны были также изделия из меди — тесла, пинцеты и крючки. Майя знали ткачество. Одежда значительно различалась у общинников и знати. Первые могли обходиться одной набедренной повязкой, в то время как господа, кроме нее, носили сандалии, юбочки, украшенные бусинами, нарядные накидки или шкуры ягуара, а также сложные головные уборы, включавшие нефритовые диадемы, тюрбаны, плюмажи, шляпы и др. Женская одежда могла включать кофту из кружев, юбку, длинную тунику и небольшую накидку.
Развитие ремесел, а также различные географические условия, в которых находились разные группы майя, способствовали торговле как между отдельными поселениями майя, так и с соседями. Торговали как ремесленными изделиями, так и сырьем (кремень, обсидиан, соль, хлопок, какао). Из Центральной Мексики и Коста-Рики и Панамы к майя приходили изделия из нефрита, обсидиана, золота, меди и керамики. Статьей торговли являлись также рабы. По суше грузы переносились по тропам и дорогам, по рекам и вдоль морского побережья — на лодках однодеревках. В основном торговые сделки осуществлялись путем обмена товаров, но имелись также общепринятые эквиваленты, выполнявшие роль денег — зерна какао, красные раковины, нефритовые бусины, небольшие топоры и бубенчики из бронзы.
Майя, как и другие народы Америки, не знали тягловых домашних животных, колесного транспорта и пахотных орудий.
По ряду признаков можно судить, что социальное расслоение общества майя классического периода зашло далеко. Оно отражено в сценах из росписей помещений и рисунков на керамике. На росписях в Бонампаке выделяются верховный правитель, правители более низкого ранга, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной группе) и слуги. Они различались одеждой, украшениями и другими внешними атрибутами. О стратификации общества майя говорят также тексты прочтенных рукописей, в которых можно найти сведения о правителях, жречестве, военной и придворной знати, свободных ремесленниках, разных категориях зависимого населения и рабах.
Мировоззрение. У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей. Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков и не всегда понятную нашим современникам. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центрально-мексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.
Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух» («Пополь-Вух» («Popol-Vuh»), эпос индейцев киче (Гватемала). Записан латинскими буквами в сер. 16 в.; первая научная публикация — 1861 г. В основе памятника — мифические сказания и исторические предания. Отразил становление раннеклассового строя народа киче до Конкисты). Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.
Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч.
Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Наиболее активно использовалась письменность обитателями Юкатана 1-го тысячелетия нашей эры. Исследователям известны тысячи надписей. Их вырезали на каменных стелах, алтарях, рельефах, колоннах, притолоках, тронах, статуях и так далее. Наносили красками на стенах построек, на глиняных сосудах и на бумаге, их могли процарапывать на предметах из кости, раковины, на полудрагоценных и поделочных камнях. С колониального периода сохранилось несколько текстов, или кодексов, которые представляют собой полосы бумаги из растительных волокон, проклеенных и покрытых белой известью. На них кисточкой нанесены разноцветные рисунки и иероглифы. Письменность майя была иероглифического типа. Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 50-х гг. XX в. В 1963 г. он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (или кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в XII-XV вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся — Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 г. в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее. Прочтение рукописей открыло возможность читать другие тексты, в том числе и некалендарного, возможно, исторического содержания. Таким образом, в американистике появилась возможность оперировать источниками, которые углубляют письменную историю одной части континента вплоть до начала нашей эры и, возможно, еще глубже. (Э. Г. Александренков. БЭКМ).