Реформы Людовика IХ. Важным этапом на пути создания общегосударственного аппарата власти была реформаторская деятельность Людовика IХ (1226-1270). Она была направлена на установление общего королевского права и на замену сеньориальной юрисдикции королевской, а также на ликвидацию феодальной анархии и укрепление внутреннего мира. Вместе с тем Людовик IХ стремился подчинить строгому контролю деятельность областной администрации. Последняя в лице бальи и сенешалов проявляла тенденцию к местной самостоятельности. Королевские наместники злоупотребляли своим положением и вели себя как князьки. Особенно это было заметно в южных областях королевского домена, где сенешалы и вовсе отказывались считаться с королевскими распоряжениями. Для ликвидации этого произвола и осуществления постоянного контроля над местными властями Людовик IХ назначил в 1247 г. ревизоров, которым было предписано: «принимать и разбирать письменные жалобы и устные заявления относительно несправедливости и лихоимств, в которых провинились наши бальи, прево, лесничьи, сержанты и их подчиненные». Подобные ревизии практиковались в дальнейшем ежегодно. Ревизорами были монахи францисканского ордена и служащие курии. В 1254-1256 гг. Людовик IХ издал указы об обязанностях сенешалов, бальи и прево. При вступлении в должность они должны были приносить публично на городской площади присягу, в которой содержались обещания уважать местные кутюмы, охранять права короля, не принимать и не давать никаких подарков. Без разрешения короля бальи и сенешалы не имели даже права вступать в брак; им запрещалось приобретать землю в своем округе. Согласно королевскому постановлению бальи и сенешалы должны были служить образцом нравственности для населения. Все важнейшие дела своей области бальи и сенешали обязаны были выносить на обсуждение местной знати и представителей городов. Из совещаний такого рода в ряде областей позже оформились провинциальные штаты. После Людовика IХ институт ревизоров пережил характерную для феодальной администрации эволюцию. Вместо контроля королевские ревизоры начали заниматься вымогательством денег у населения. В ХIII в. французские короли начали издавать общегосударственные указы. В неприсоединенных областях, правда, эти указы не имели абсолютной силы. Для этого требовалось еще согласие владетелей этих областей или постановление большинства коронных вассалов. Но в практику начали входить и общеобязательные государственные акты по некоторым исключительным вопросам. Так, в 1223 г. Людовиком VIII был издан эдикт «О евреях», в котором указывалось, что он имеет силу не только «для тех, кто утвердил его издание присягой, но и для тех, кто его не утвердил». Во второй половине ХIII в. Людовик IХ издал целый ряд эдиктов: о монете, о запрещении частных войн, о суде, о наказании еретиков. Они имели обязательную силу для всех феодалов страны. В законе о монете король повелевал, чтобы выпущенные им деньги (турские ливры) имели хождение по всему королевству, а монета, подделанная под королевскую, просверливалась и конфисковалась даже на территории тех сеньоров, которые имели право самостоятельно чеканить монету. Издание этого ордонанса было не только важным этапом в укреплении королевских финансов, но и значительным шагом в упразднении сеньориальных вольностей. Вскоре сеньоры совсем потеряли монетную регалию, а королевская монета стала всеобщей и единой. Совершенствовалось финансовое ведомство монархии. Из королевской курии выделилась счетная палата со штатом финансовых служащих, набиравшихся большей частью из парижских буржуа. Одновременно оформился и королевский суд, ставший общегосударственным учреждением феодального правосудия. Центральным органом его был Парижский парламент, выделившийся уже раньше из королевской курии. В королевском суде вводился новый инквизиционный процесс, запрещались судебные поединки. Королевское законодательство стремилось ограничить феодальную анархию в стране. В королевском домене частные войны были вовсе запрещены, на остальной территории государства устанавливалось «40 дней короля» — срок, в течение которого возникавшие между феодалами распри должны были улаживаться мирным путем, с помощью королевского суда. Только по истечении этого срока, если не было достигнуто соглашения, враждующие стороны могли начать военные действия. Людовик IХ проводил еще старую политику в отношении коммунальных вольностей, он их поддерживал и распространял на новые городские поселения. Но его городская политика приобрела еще более откровенный фискальный характер. С городов без конца вымогались деньги. Горожане Нуайона жаловались: «Когда король отправился за море (в крестовый поход), мы дали тысячу шестьсот ливров, когда он был за морем... мы дали ему пятьсот ливров. А когда король вернулся из-за моря, мы дали ему взаймы шестьсот ливров; получили мы только пятьсот ливров, а остаток отдали ему. А когда наш король заключил мир с английским королем, мы ему дали тысячу двести ливров. И каждый год мы должны (давать) королю двести турских ливров за нашу коммуну, которую мы держим от него». Королевская власть во Франции в ХIII в. стала вполне суверенной. Значительно возрос престиж французской монархии на международной арене, о чем свидетельствует тот факт, что в разных международных конфликтах того времени к Людовику IХ обращались как к третейскому судье. Он выступал примирителем в спорах между королем наваррским и герцогом бретонским, графом люксембургским и герцогом лотарингским, между герцогом савойским и королем Южной Италии Карлом Анжуйским. В 1264 г. король Франции как третейский судья вынес свой приговор по делу об «Оксфордских провизиях», поддержав английского короля Генриха III в борьбе с баронами. Он выступал также в роли примирителя в конфликте императора Фридриха II с папой Иннокентием IV. Хронист Матвей Парижский угодливо называл Людовика IХ «королем земных королей».
В период правления Филиппа IV (1270-1314) происходит дальнейшее укрепление королевской власти. Король устанавливает прямые связи с арьер-вассалами, с помощью суда и налогов включала в сферу своей политики крестьянство, зависимое от светских и духовных феодалов. В правлении Филипп IV был введен косвенный налог с продаваемых в стране товаров (мальтот, дурной налог), чтобы увеличить доходы короны портил монету, изгонял евреев из страны, конфисковывая их имущество и беря большие суммы за право вернуться в страну. Требовал займы у городов, не возвращая их. Это вызвало антиналоговое восстание в 1306 г. в Париже. Королю даже пришлось укрыться в замке тамплиеров. Была проведена реформа в армии, смысл которой состоял в замене феодального ополчения наемной армией из числа французских рыцарей и иностранцев. Этому способствовала война с Фландрией, Франция претендовала на Ипр, Гент, Брюгге. Филипп IV поддержал патрициат, но народ поднял восстание против налоговой политики Филиппа и патрициата, в 1302 г. в Брюгге был вырезан французский гарнизон и патрициат, это событие получило название «Брюггская заутреня». Филипп IV двинул армию против фламандцев. В сражении при Куртре в 1302 г. французы потерпели поражение. Рыцарская конница была разбита городским ополчением (битва 400 (700) золотых шпор). При Филиппе IV начинается процесс складывания сословно-представительной монархии. Генеральные штаты были впервые созваны в связи с борьбой Филиппа IV с папой Бонифацием VIII. Сам по себе факт созыва сословий Филиппом IV в 1302 г. не являлся государственным новшеством, изменившим политическое положение в стране. Король не нарушал существовавших ранее традиций совещаться по важным государственным делам со своими вассалами и испрашивать у них «совет и помощь». Собрания подобного рода были обычными, и некоторые историки не без основания считают собрание 1302 г. условной датой начала Генеральных штатов. Не впервые были приглашены в 1302 г. для совещания с королем и представители городов. В Большой совет короля, выполнявший роль высшего органа государственной власти, привлекались наряду с постоянными королевскими советниками крупные королевские вассалы светского и духовного звания и нередко мэры и консулы королевских городов. Созванные Филиппом IV штаты более широко, чем прежние собрания, представляли господствующие сословия страны и верхушку городов. Были приглашены все крупные королевские ленники, в том числе и владетели неприсоединенных областей, а также представители самых крупных городов всех сенешальств и бальяжей королевства. В королевском предписании, направленном сенешалу Бокера, указывалось: «Желая обсудить и рассмотреть вместе с прелатами, баронами и прочими верными подданными нашими в нашего королевства многие затруднительные обстоятельства, немало затрагивающие положение и вольности наши... предписываем вам распорядиться и приказать от нашего имени... консулам и общинам городов и местечек Монпелье и Бокера, чтобы означенные консулы и общины упомянутых городов и местечек выбрали по два или по три лучших и опытных людей.., которые бы явились в воскресенье перед вербной неделей в Париж для совместного с нами рассмотрения... всего того, что будет нами относительно вышеупомянутого постановлено». Штаты собрались для обсуждения внешнеполитического вопроса — взаимоотношений французского короля с папой. Филиппу IV нужно было заручиться поддержкой всех влиятельных сил страны в его споре с папой Бонифацием относительно верховенства папской и королевской власти. Бонифаций VIII доказывал, что светская королевская власть подчиняется богу не прямо, а через посредство папы, в то время как сам папа никакой земной власти неподотчетен. Речь шла, таким образом, о верховенстве папы над королем, и от исхода этого спора зависела судьба суверенного французского государства. Непосредственной причиной столкновения послужила попытка короля заставить французское духовенство платить налоги. К взиманию налогов с духовенства начали прибегать и в других странах Западной Европы. Папа ответил на это своей буллой, угрожавшей церковным отлучением светским лицам за то, что они принуждали клириков платить налоги, а клирикам за то, что они соглашались давать эти налоги. Филипп IV запретил вывозить из страны золото и серебро, чтобы тем самым не допустить взимания с французского духовенства никаких поборов в пользу Рима. Папа вынужден был отступить и молчаливо согласиться с обложением духовенства налогами. Борьба на некоторое время затихла, но вскоре разгорелась с новой силой, на этот раз уже по вопросу о верховенстве власти. В разгар этой борьбы и были созваны 10 (8) апреля 1302 г. Генеральные штаты, два сословия дворянство и горожане — решительно поддержали короля против папы, духовенство заняло неопределенную позицию. Особенно рьяно интересы французской монархии защищали представители городского сословия. В своей петиции королю они заявляли: «К вам, благороднейший государь, господин наш Филипп, милостью божьей король Франции, взывает и вас просит народ королевства вашего, насколько ему надлежит о том просить, чтобы вы сохранили наивысшую свободу вашего государства, которая состоит в том, чтобы в светских делах вы не признавали над собой государя на земле, кроме бога». Решительная поддержка двух сословий позволила Филиппу IV занять твердую позицию и ответить на объявленный папой интердикт антипапскими репрессиями. Король одержал полную победу над римской курией, и после перенесения папской столицы в Авиньон добился фактического подчинения папства. Оформившиеся в 1302 г. Генеральные штаты стали регулярно действующим органом. Филипп IV собирал их еще четыре раза, в 1303 г. он обратился к сословиям, чтобы заручиться их поддержкой в связи с созывом церковного собора, который должен был решить спор между ним и папой. Это было уже не столь представительное собрание, как в предыдущем году. На нем присутствовали только специально приглашенные лица, и оно скорее напоминает собрание нотаблей. В 1308 г. были созваны Генеральные штаты в Туре в связи с процессом против тамплиеров. На этих Генеральных штатах присутствовали, как говорится в хронике, не только «благородные и ученые (профессора Парижского университета), но и многие горожане и миряне». По утверждению той же хроники, почти все «в один голос произнесли, что тамплиеры достойны смерти». Поддержка Генеральных штатов помогла королю добиться согласия папы на осуждение тамплиеров. В 1312 г. Филипп IV созвал сословия в связи с Вьенским церковным синодом. В 1314 г. впервые были созваны Генеральные штаты специально по финансовому вопросу — для изыскания средств по случаю войны с Фландрией. Созыв Генеральных штатов всецело зависел от королевской власти. Король собирал штаты в тех случаях, когда ему нужна была политическая или финансовая поддержка феодалов и горожан. Генеральные штаты имели более ярко выраженный сословный характер, чем английский парламент. В них были представлены три имущих сословия страны — духовенство, дворянство и верхушка городов (третье сословие). Феодальная знать, как обычно, во всех сословных учреждениях приглашалась персонально и представляла в Генеральных штатах не какую-либо группу населения, а свои сеньориальные владения, обладавшие полной или частичной автономией, и себя лично. Французский король приглашал на собрание Генеральных штатов своих ленников в порядке выполнения ими вассальной обязанности помогать сеньору-королю «советом и средствами» Из неприсоединенных областей приглашались только «ленные князья» — герцоги, графы и т. п., их вассалы в Генеральных штатах не участвовали. От домена короля были представлены более многочисленные королевские вассалы, однако они никем не избирались, а участвовали в Генеральных штатах в силу своих обязанностей перед королем. От духовенства, которое занимало положение первого сословия государства, в Генеральные штаты лично приглашались все архиепископы, епископы и аббаты наиболее значительных монастырей, получавшие инвеституру непосредственно от короля, а также представители капитулов и аббатств. Королевские города юридически были представлены в Генеральных штатах как коллективные королевские вассалы, но их представители получали полномочия городских магистратов и имели соответствующие мандаты (заверительные письма). Сословия заседали раздельно и принимали каждое свое решение. На совместные заседания они созывались, чтобы выслушать речь короля или его представителя отсутствие общих или хотя бы согласованных постановлений всех трех сословий давало возможность королю самому решить, какие рекомендации ему следует принимать и какие отвергнуть. Обычно король придерживался решений, одобренных двумя, если не всеми тремя сословиями. Французские Генеральные штаты не выработали четкой организации и не имели вполне определенных функций. Со времени Филиппа VI (1328-1340), первого представителя новой династии Валуа (1328-1498), главной функцией Генеральных штатов стало вотирование правительству субсидий, т. е. разрешение собирать налоги. При отсутствии постоянных налогов это было абсолютно необходимо, так как получение средств за счет привилегированных сословий требовало их добровольного согласия. Если король нарушал это условие, феодалы, как его вассалы, имели по традиции право на сопротивление, точно так же и города по своему согласию давали ему материальные средства. Филипп IV в свое время нарушал этот принцип и прибегал к произвольному обложению городов. Это вызывало осложнения. Поэтому в интересах короля было получить нужные ему деньги по «добровольному согласию» своих подданных. Так, вошло в традицию испрашивать у сословий разрешения на новые налоги и разные сборы. Особенностью французской сословного представительства было наличие системы представительных учреждений на разном территориальном уровне, местных, провинциальных и Генеральных штатов. Местные — ассамблеи баронов, рыцарей в Ажене, Керси и т.д., в графствах, сенешальствах. Провинциальные штаты — в Лангедоке, Нормандии, известны с середины XIII в. Генеральные штаты появились позже местных представительных органов. (Денисова Н.А. Генеральные штаты 1302-1308 гг. // Св. 1966. ВЫп. 29.). (Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. М., 1967).
В середине XIV в. во Франции разразился политический кризис, связанный с поражением при Пуатье (1356 г.), пленением короля и сбором денег для выкупа Иоанна (1350-1364) из плена (3 млн. золотых экю). Страна оккупирована англичанами, казна пуста, в этих условиях дофин Карл решить созвать Генеральные штаты, чтобы получить согласие сословий на сбор налогов. Но Генеральные штаты обвинили правительство, что оно своим дурным управлением довело страну до полного расстройства и «ей грозит опасность полной гибели и разрушения». Они требовали отставки и предания суду королевских советников. Регенту были назначены новые советники из доверенных лиц штатов: четырех прелатов, двенадцати дворян и двенадцати горожан, которые наделялись правом «все делать и распоряжаться в королевстве так же, как король, назначать и смещать должностных лиц и все прочее». Только при этих условиях штаты соглашались оказать помощь правительству — духовенство и дворяне уплатить 15% от своего дохода, горожане — выставить с каждой сотни домов по одному вооруженному рыцарю. Карл дофин не согласился с этими требованиями и распустил Генеральные штаты. Но в это время фактическим хозяином в столице стал народ, который возглавил купеческий старшина Парижа Этьен Марсель. В феврале 1357 г. Карл дофин снова созвал Генеральные штаты, где преобладали горожане. Штаты оказались еще более оппозиционными. От имени сословий ланский епископ Роберт Лекок (-†1372 г.) потребовал, чтобы прежние королевские советники и приближенные (22 человека) были навсегда отстранены и лишены права занимать государственные должности, чтобы все чиновники были уволены, а власть передана в руки комиссии «реформаторов», назначенных тремя сословиями. Вместе с тем он призвал к установлению строгого контроля Генеральных штатов за выпуском новой монеты и расходованием средств. Только тогда штаты соглашались оказать помощь правительству и выставить тридцатитысячную армию в полном вооружении за счет всех трех сословий. Карлу дофину не осталось другого выхода, как подчиниться воле Генеральных штатов, требования которых были обнародованы в виде государственного закона (Великий мартовский ордонанс). Фактически власть перешла к комиссии «реформаторов» и новому Большому королевскому совету, которые провели чистку центрального государственного аппарата — парламента и счетной палаты — от неугодных лиц и пополняли их состав своими доверенными людьми. Впредь Генеральные штаты должны были собираться три раза в год по своей воле без всякого приглашения короля. Однако Генеральные штаты не смогли упрочить свою власть из-за разногласий сословий. Дворянство и духовенство были недовольны преобладающим влиянием третьего сословия и бойкотировали принятые под его нажимом решения: они отказывались платить установленный налог. Их примеру следовали и многие провинциальные города. Руководители привилегированных сословий открыто переходили на сторону правительства. Это ободрило Карла дофина, и он решил избавиться от опеки предводителей парижской буржуазии — купеческого старшины Этьена Марселя и его единомышленников. Он запретил им вмешиваться в управление королевством, «которое они захватили до такой степени, что люди повиновались больше им, чем монсеньору герцогу». Действия дофина вызвали восстание в Париже. Вооруженные ремесленники захватили королевский дворец и перебили всех советников регента. Сам дофин спасся благодаря заступничеству Этьена Марселя, давшего ему свою шляпу с синим и красным цветами — знаками восставших. Власть в Париже перешла к правительству во главе с Этьеном Марселем. Дофин Карл оказался пленником восставших и выполнял их волю. Но вскоре он бежал на север страны и собрал в Компьене отдельные штаты. К нему переметнулись из Парижа представители дворянского и духовного сословий. Власть в столице действовала не от имени Генеральных штатов, а от лица восставшего народа. Политический кризис XIV в. поднял важную проблему, проблему чиновничества. То, что после подавления восстания Э. Марселя был наказан Роберт Ле Кок, свидетельствовало о появлении профессионального чиновничества и о появлении проблемы, кому должен быть верен чиновник, когда интересы короны вступают в противоречие с интересами государства. Чиновник, принося клятву верности королю, таким образом, получал доступ к секретам, подробностям жизни короля и его ближайшего окружения. Если изменял, то ненадежен и должен быть изгнан из королевской администрации. Поэтому, позже чиновники, принося клятву верности королю, уходят от идей личной преданности короне в сторону интересов государства. К середине XIV в. можно говорить о появлении корпорации чиновников (профессиональных) гос. аппарата, особенно Парижского парламента (Высшим судебным органом государства был Парижский парламент. Он принимал апелляции на решения судов превотств и бальяжей (сенешальста), а также рассматривал, как верховный государственный суд, особенно важные случаи, изъятые из судов бальяжей, княжеских и сеньориальных судов, в дела пэров королевства. Аналогичное положение занимали некоторое время Нормандский, Тулузский и Шампанский парламенты, ставшие позже обычными провинциальными судебными учреждениями. Члены парламента — советники и судьи — назначались королем из светской и духовной знати, прежде всего из пэров королевства в юристов (легистов). Первое время легисты выполняли только роль советников и юрисконсультов. Но постепенно они заняли руководящее положение в парламенте и превратились в судей. Подражая королю, как верховному носителю судебной власти, они начали одеваться в широкие мантии — робы красного цвета с горностаевой отделкой, наподобие царственной порфиры монарха. Феодальная знать (пэры, которых в конце XV в. станет 26) появлялась теперь в парламенте лишь в особо торжественных случаях или когда судили кого-либо из их среды. В XIV в. постепенно вводится принцип избрания постоянных советников парламента самим парламентом (кооптация), а с 1366 г. и президент парламента избирается таким же порядком. Это способствовало превращению парламента в некую полуавтономную корпорацию. В то же время входила в практику продажа парламентских должностей и оплата парламентских судей клиентами, что тоже создавало для них известную независимость. Парижский парламент, будучи судебным учреждением королевской власти, стремился выйти из-под ее контроля и занять независимое положение. За ним закрепилась функция регистрировать королевские указы и ордонансы. При этом парламент следил не только за тем, чтобы сохранить их аутентичность, но и чтобы не допустить противоречий с изданными ранее законодательными актами. На этом основании парламент мог отказаться зарегистрировать королевский ордонанс и обратиться к правительству с представлением, что нередко случалось на практике, подавая иногда повод к оппозиции королевской власти. Только личное присутствие короля лишало парламент этого права, так как воля монарха была для него непререкаемой. Чтобы избежать в особо ответственных случаях отсрочки регистрации указов, король устраивал тронные заседания парламента. Для установления постоянного контроля и постоянной связи с парламентом были учреждены должности прокураторов и адвокатов. Эти высокопоставленные чиновники выступали в парламенте от имени короля и вели процессы, в которых затрагивались прямые интересы короны. В XV в. назначение прокураторов производилось уже по определению парламента. Так, неукоснительно проявлялась тенденция к обособлению созданного монархией бюрократического аппарата). Появляется практика коллективной защиты чиновников от нападок других институтов или общественных сил, т.е. с тех пор гос. служба исключала для чиновничества возможность открыто вмешиваться и участвовать в политических конфликтах вне своей компетенции, т.е. как частному лицу (так как, зная секреты, мог сделать политическую карьеру). Поэтому, если чиновник принимал участие в каком-либо политическом конфликте или движении, его отстраняли от должности. Уточняется и понятие «службы» — это опасная профессия, чиновник, действуя от имени короля и по его поручению (эманация власти), приобретает и часть королевского достоинства. Чиновник становится фигурой неприкосновенной, а его преследование приравнивается к самому наказуемому преступлению — оскорблению величества (что приравнивалось к гос.измене), но чиновник мог быть наказан за личные проступки и преступления, а не за действия в качестве чиновника. После подавления народных волнений 1356-1358 гг. во Франции началась политическая консолидация в среде господствующего класса. Этому способствовали боязнь феодалов новых народных восстаний и опасность национального уничтожения со стороны Англии. Господствующие сословия поддержали политические и военные мероприятия правительства, и это позволило в скором времени изменить ход войны в выгодном для Франции направлении. Занявший престол после смерти его отца в английском плену бывший регент Карл V (1364-1380), которому пришлось уже раньше испытать давление оппозиционно настроенных штатов, старался по возможности избегать их созыва и изыскивать «внепарламентские» средства пополнения казны. Он ввел под видом «подмоги» настоящий прямой налог (фуаж — подымный сбор) и собирал его без разрешения сословий. При нем значительно улучшилась деятельность королевской администрации, чем фактически были реализованы требования оппозиции 1350-х годов. Появились новые должности — финансовые чиновники — элю. Проведена была и военная реформа, по которой усилился королевский контроль над армией и дисциплина в ней, упрочена власть коннетабля, расширена система наемничества, усилена артиллерия, стали обучать стрельбе из лука и арбалета, стали учитывать военные способности командиров (Бертран ДюГеклен), изменилась и тактика ведения войны — перешли к мелким и партизанским сражениям. В начале XV в. в столице Франции снова возникла ситуация, активизировавшая политическую роль Генеральных штатов. Этот новый кризис был вызван междоусобной борьбой правящих клик бургундцев (Бургундский дом возвысился с 1363 г., когда Иоанн II Добрый передал своему младшему сыну Филиппу герцогство Бургундию, где пресеклась герцогская династия, боковая ветвь Капетингов. В 1369 г. Филипп I Храбрый женится на Маргарите де Маль, принесший мужу Фландрию, Артуа, Франш-Конте (графство Бургундия), Невер, Ретель. С 1404 г. Бургундией правит Иоанн Бесстрашный, в 1406 г. к Бургундии был присоединен Брабант. В 1407 г. Иоанн устравивает убийство Людовика Орлеанского, а в 1419 г. Иоанн был убит сам на мосту Монтеро (полагают, что к убийству был причастен дофин)) и арманьяков (на пост регента при короле претендовал также и брат короля Людовик Орлеанский, но во главе этой партии стоял тесть сына Людовика Карла Орлеанского граф Бернар д´Арманьяк), оспаривавших власть и претендовавших на пост регента при слабоумном (опека в 1380 г. — Людовик Анжу, Филипп Бургундский, Иоанн Бери, в 1392 г. первый приступ безумия случился) Карле VI (1380-1422). Причинами движения были борьба между опекунами короля за влияние на короля и за политическую независимость их владений. Борьба между этими группировками сопровождалась террористическими действиями с обеих сторон (убийство Людовика и затем убийство Иоанна). Бургиньоны пытались опереться на парижские низы (из демагогических соображений). Обе партии обращались к Англии, особенно бургиньоны, которые после убийства Иоанна Бесстрашного (1419 г.) поддерживали притязания англичан на французскую корону. Арманьяки стояли за дофина, будущего короля Карла VII (1422-1461). После неудач Англии в Столетней войне бургиньоны стали добиваться примирения с арманьяками на максимально выгодных для себя условиях. В 1435 г. борьба группировок окончилась их окончательным примирением. Как и в середине XIV в., страдавшие от произвола и разорения народные массы, прежде всего горожане Парижа, взялись за оружие, чтобы защитить себя от насилии. Движение парижских ремесленников скорняков, мясников, — мелких торговцев возглавил богатый скотопромышленник Симон Кабош. Восставшие осадили и взяли крепость Бастилию (29 апреля 1413 г.), построенную Карлом V, и стали фактическими хозяевами Парижа. Руководящим центром движения были Парижский муниципалитет и университетская корпорация. Требования — окончание междоусобицы, снижение налогов, упорядочение их взимания, и надеялись, что цехи мясников смогут усилить свое политическое влияние в городе. Был принят кабошьенский ордонанс, предлагавший умеренную программу реформ в финансовой и судебной областях, + требования выборности чиновников и запрета продажи государственных должностей. Вмешались бургиньоны (за кабошьенов) и арманьяки (против кабошьенов), и в сентябре 1413 г. движение было подавлено и ордонанс отменен.
В 1422 г. на престол вступает дофин Карл, вернее провозглашает себя королем (1422-1461), так как действуют условия мира в Труа (1420 г.), и начинает борьбу за трон. В 1428 г. коронован в Реймсе, и начинает проводить реформы. Налоговая — в 1439 г. была установлена королевская монополия на талью — отныне феодалы могли ее только с согласия короля и не должны были мешать сбору королевской тальи. Военная — ордонансы подтвердили монопольное право короля вести войну и запретили сеньорам иметь своих воинов и крепости, создали постоянную армию, состоявшую из кавалерии и пешего ополчения — инфантерии. Каждый из 50 приходов (городского и сельского населения) поставляли 1 обученного воина — франк-аршера (вольного стрелка). Служба оплачивалась государством. Церковная политика — в 1438 г. на ассамблее французского духовенства в Бурже была принята Буржская Прагматическая санкция, где были закреплены вольности галликанской церкви: право свободного выбора местными капитулами епископов и аббатов, отмену аннатов, ограничение апелляций в римскую курию только вопросами вероучения.При Людовике XI (1461-1483) происходит дальнейшее укрепление центральной власти, но имеют место и выступления сепаратистки настроенных герцогов. (Хотя сам Людовик в 1440 г. принимал участие в восстание крупных феодалов против Карла VII. это движение получило название Прагерии. От Праги, где было гуситское движение. В это прозвище был вложен уничижительный смысл, так как приравнивались участников Прагерии к мятежному простонародью, и к еретикам. Восстание было подавлено, но участники его были помилованы). В 1465 г. создается Лига Общего блага — в нее входили граф Шароле (Карл Смелый Бургундский, герцоги Карл Берри, брат Людовика XI, Франциск II Бретонский. Одной из причин участия в Лиге многих бывших сподвижников Карла VII, лишенных должностей Людовиком XI, объясняется обидой из-за того, что они были лишены должностей. Лига была направлена против абсолютистских устремлений Людовика XI, окончилась военной победой Лиги, но дипломатия Людовика привела к тому, что Лига распалась. Но результат Лиги был еще и в том, что в 1467 г. появляется королевский ордонанс, по которому гос. должности были объявлены пожизненными. При Людовике XI были присоединены Пикардия, Ниверне, герцогство Бургундское, Прованс. К концу XV в. можно говорить о том, что в целом процесс объединения страны был завершен, но были очаги сепаратизма — Бургундия, Бретань, Нормандия, складывается национальное государство, национальный язык на основе парижского диалекта.
- << Назад
- Вперёд