Культурология (лекция 2.2)
Лекция 2. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии B XVIII-XIX вв. Социально-исторические корни этого понятия лежат положении Германии того периода. Она состояла из множества карликовых феодальных гос-в и не имела национально-политического самосознания, хотя ощущение единства национальной культуры было ярко выражено.
Противопоставление культуры и цивилизации стало возможным в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации.
Немецкий социолог Фердинанд Теннис в конце XIX века сформулировал представление о направлении эволюционирования социальной организации от общины (Gemeinschaft) к обществу (Geseftscnaft) и выделил соответственно 2 типа социальных отношений — общинные и общественные.
Отношения 1-ого типа коренятся в эмоциях — привязанностях душевной склонности — и сохраняют, сознательно (в силу следования традиции) или бессознательно (в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка) собственную самотождественность.Данные отношения характерны для таких общностей как семья, соседство, род, этнос и нация. Здесь главное — органичность конкретность отношений, их укорененность в традиции. Эти отношения — отношения в рамках общей культуры.
В основе отношений 2-ого типа или общественных отношении лежит рациональный обмен смена находящихся во владении вещей. Эти отношения имеют вещную природу и характеризуются противоположно направленными устремлениями участников. Они могут существовать между разделенными и чуждыми друг другу людьми между врагами благодаря сознательному решению участвующих в них индивидов. Отношения этого типа имеют целиком рациональную структуру. Их субъектами могут быть не только индивидуумы, но и разного рода группы, коллективы сообщества и государства, рассматриваемые как «формальные лица». Это отношения в рамках цивилизации.
Так как развитие социальной организации происходит от «общины» к «обществу», то по Теннису общественный прогресс связан с утратой культурного компонента отношений, разрывом традиционных связей, непрерывным снижением доли тепла родственности и душевной взаимной склонности в отношениях людей друг к другу. Их место занимают холодный расчет и рационализм.
Такие оценки обусловили идеализацию общинных отношений необратимо уходящих в прошлое и привели к возникновению концепции культурного пессимизма и к так называемому культурному кризису современности, ведущему к распаду и гибели культуры.
Основоположником критики эволюционно сложившейся к 19 веку и развивающейся этнической и социальной культуры был Фридрих Ницше, а неоромантическая традиция дала косвенные основания для реакционных выводов, совмещающихся с направлением нацистской пропаганды, активно развернувшейся в Германии после 1-ой мировой воины.
Освальд Шпенглер (1919 г. «Закат Европы») увидел в цивилизации свидетельство грядущей гибели Запада. Для Шпенглера, как для Тенниса и для многих других, противопоставление культуры и цивилизации — это противопоставление духовной идеалистической стороны существования технологической и утилитарно-материалистической. К культуре относится все созданное духом, органичное, творческое конкретное к цивилизации — нетворческое неорганичное всеобщее.
В наше время Г. Маркузе противопоставил цивилизацию культуре как холодную повседневность — вечному празднику, как реальность — утопии.
Учение о противостоянии культуры и цивилизации легло в основу обеих существовавших в XX в. версий о тоталитарной идеологии. Огромна связь критики культуры с нацистской пропагандой в культ «богоизбранной» нации. Легко прослеживаются ходы мысли, ведущие от критики культуры к шовинизму, расизму, сепаратизму и аннексии мигрантами методом «лисы-кукушонка» чужих территорий у принявших их к себе жить народов.
Далее шла критика загнивающего Запада: '"германская" наука противопоставлялась западной, германское искусство (воспевающее романтические ценности семьи, народа, расы) ставилось бесконечно выше "вырожденного" абстрактного искусства Запада, которое подлежало «презрению и уничтожение" (картины и книги — в огне, художники — в концлагерях).
В марксистской традиции тоже можно увидеть элементы критики цивилизации (торгашеской буржуазной цивилизации уничтожающей подлинность человеческих отношении). В Манифесте коммунистической партии пролетариату, как продукту безжалостной и рациональной технической цивилизации, необходимо было победить цивилизацию капиталистическую, совершив социалистическую революцию, а затем, "обогатив себя всем культурным богатством, которое накопило человечество", воссоединить цивилизацию и культуру.
Этобыла программа возвращения "потерянного рая" культуры на новом витке исторического развития. Герберт Маркузе (неомарксист) — сторонник этой утопической идеи скачка из царства необходимости в царство свободы.
Критики культуры от Ницше и Тенниса до Шпенглера и более поздних не предполагали, что из их теорий будут сделаны такие радикальные выводы, какие делали нацисты и большевики. Практическая реализация культуркритических идей сопровождается вульгаризацией философских и культурологических положений. Поэтому надо с осторожностью относиться к утверждениям сегодняшних российских лидеров о том, что спасение от жестокости нашей новой реальности — в народе или в провинции, где отношения чище и лучше», теплее и эмоциональнее, что идея России — это идея соборности, коллективности.
Идеологи же патриотизма всех стран, сосредоточились на борьбе с пагубным влиянием процесса «глобализации мира», исполняемым безнациональным «мешком с горохом» под названием американская цивилизация (где все граждане и диаспоры вроде бы, как сограждане, вместе, но каждые из них сами по себе), с трупным запахом и последствий воняющей идеологией этой групповой узкоэтнической «глобализацией» мировой культуры на основе двойных стандартов оценки всех и каждого, агрессии, смертных казней, разгула преступности, пыток и порнографической пошлости, как якобы (считают они и их ближневосточные идеологи) главных показателей проявления свободы личности, на деле же разлагающей человеческие отношения, деградирующих мировую культуру, культуру многих стран и народов.
Идеологи патриотизма сосредоточили все средства пропаганды на том, чтобы противопоставить безликому, бесчувственному, пошлому и агрессивному космополитизму «богоизбранных» одноэтническо-религиозных конфессий и «наций» этническую и межэтническую (гражданскую) эмоциональную близость и массовое осознание взаимосвязи, взаимообусловленности благополучия и безопасности каждого гражданина, каждого члена рода, нации, расы, государства от наличия целостности, безопасности и благополучия, перечисленных и иных социумов, вне которых личная свобода, безопасность и благополучие гражданина, личности, субъекта культуры иллюзорны, утопичны.
Идеологи патриотизма сосредоточили все средства пропаганды и на том, чтобы осудить и уничтожить у любого народа или социума проявления фашизма и шовинизма, торгашеского и иного колониального или оккупационнного кровопийства и паразитирования какого-либо народа или его представителей за счёт эксплуатации или геноцида другого, других или приютившего(их) их народа(ов).
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
С позиций современного научного понимания феномена культуры — антонимы противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.
Биосоциальный дуализм сущности самого человека привел к такого же рода дуальности организации среды обитания людей (пространственной, временной, интеллектуальной, символической и пр.), совмещения в ней естественной природной компоненты, обеспечивающей витальный аспект человеческого существования (солнечное излучение атмосфера, вода продукты питания минеральные ресурсы), и мира искусственных порядков (в виде материальных объектов, символов, идей, социальных структур языков коммуникации и пр.), созданных самими людьми и обеспечивающих коллективный социальный характер их жизнедеятельности.
Мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности обозначают в качестве культуры, противопоставляя его природе.
Культура определяется как совокупность элементов природы переработанных людьми в своих интересах (включая а число элементов природы и самого человека, его мозг и способность к сознанию). То есть, природа — это все, что еще не культура, а культура — это все, что уже не природа.
Но у ряда специалистов (социобиологов) категорическое противопоставление природы и культуры не встречает поддержки (Эйбл-Эйбесфельдт, Лоренц, Халоуэлл и др.), так как нет жестких границ между социальным поведением животных (как явлением природы) и социальным поведением людей (как явлением культуры), а основное различие явлений природы (животного мира) и человеческой культуры заключается преимущественно в уровне сложности используемых способов и средств адаптации консолидации, саморегуляции, трансляции опыта следующим поколениям (обучения) и пр.
При этом разрыв в уровнях сложности технологий жизнедеятельности между приматами и верхнепалеолитическими людьми во многоразменьше, чем между верхнепалеолитическими и поздненеолитическими культурами (не говоря уже о более поздних городских цивилизациях).
При таком подходе культура рассматривается как особый этап общей эволюции природы, на котором адаптация к среде посредством изменения видовой морфологии (у растений) и сочетания процессов видовой изменчивости, со сменой стереотипов поведения (у животных), полностью вытесняется адаптацией посредством изменения и усложнения технологий и форм жизнедеятельности (у людей), включая и формирование искусственной среды обитания.
Противники этой позиции (психологи, философы) апеллируют к принципиальному отличию возможностей человеческой психики от соответствующих свойств животных — способности к абстрактному мышлению, выделениюсебяиз природы, рефлексии собственного «Я», порождающих различия в средствах коммуникации, обучения, накопления опыта, адаптации и тому подобных, что является преимущественно качественными показателями.
В то же время, все эти отличительные качества появились у человека не вдруг» (с завершением процесса биологического антропогенеза и сложением вида Homo sapiens), а развивались постепенно на протяжении всей первобытной и архаической ("варварской») стадии истории, те являются «благоприобретенными» как часть социального опыта, а не унаследованными от животных предков инстинктами.
Основная грань между природой и культурой лежит в вопросе о механизмах накопления обобщения рефлексии и трансляции опыта жизнедеятельности, а также выделения в этом опыте жизнедеятельности «Я».
Большинство специалистов согласно с доказанностью факта генетического наследования культуры и обретенияее следующими поколениями в виде не готовых знаний и опыта, а как возможности последних быстро освоить их предками (чью генетическую составляющую они преобладающе наследовали) усвоенные и освоенные знания, опыт, традиции, на базе которого методом обучения и подражания, влияния социума «наследники» генетически унаследованный культурный потенциал реализуют, качественно нарабатывая для своих потомков более высокого уровня чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и функциональный потенциал.
Наличие наследственного потенциала, то есть возможность быстрого социокультурного развития потомков на основе унаследственной ими этнической и социальной культуры предков не есть обязательная стопроцентная должность воплощения, реализации данной наследственности. Затормаживанию, разрушению наследственных этнических и социально-культурных параметров у потомков служат многие факторы. Например, степень генетической чистоты и нравственности образа жизни предков, как женщин, так и мужчин в их дородовой период жизни, а также «наследников» их культурного потенциал. Алкоголь, наркотики, табакокурение, токсикомания, вредная экология окружающей их природы и предметов человеческой деятельности — затормаживают, мутантируют и разрушают социальную и этническую культуру наследственности каждого поколения, обрекая потомков, в лучшем случае, на экстенсивность самонаработки и накопления «заново» наследственно утерянных знаний и навыков, в худшем случае, на культурную и физическую деградацию потомков, вплоть до шизофрении и иных тяжких заболеваний.
Важными факторами воплощения наличного наследственного культурного потенциала у потомка в должную его реализацию по мере социализации (взросления) личности являются — полнота и качество деятельности органов ощущений, наличие или отсутствие родовых травм и болезней, влияющих на интеллектуальность родившегося ребёнка. Так, слепоглухонемые от рождения, если им не повезёт попасть в специализированную школу для слепоглухонемых в г. Загорске под Москвой, лишённые полноты контактов с социумом и восприятия культуры социума живут на уровне биологического вида, но не социализируются, никогда не становятся социокультурной личностью.
Еще один важный аспект соотнесенности природы и культуры — культура природопользования (экологическая культура) людей, включая культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа.
Проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов — один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования — пока не нашел комплексного позитивного решения.
Еще однаиз сторон этой проблемы — мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких-либо частных природных свойств, да и вообще вся «оборотная сторона» медицины препятствующей природной «выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации, клонирование, кормление модифицированными продуктами сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности и др.).
Все это вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотнесенностью природы и культуры в самом человеке.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Современная культура — это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее».
Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней — от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались 2 разных понимания, 2 взгляда — «оптимистический» и «пессимистический».
Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути что будущее — за наукой техникой, информацией рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех власть личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни — единственно правильным.
Пессимисты, начиная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная мировая культура клонится к закату.
В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены 2 противоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования сознательного подхода ко всему изменения ориентиров развития науки и технологии 2-ой путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (Н. Бердяев), или к формам жизни более "естественным" для человека и жизни — с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободным от власти техники. Оба подхода достаточно органичны для нашей культуры.
Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с традиционным ее сложившимся образом идёт формирование нового образа.
Традиционный образ мировой культуры связан с идеями исторической и философско-политологической объективно-субъективной органической целостности, эгоистическими, узкоэтническими или иными представлениями о традициях и учений.
Новый образ культуры ассоциируется с космическими и экологическими идеями с эстетическими идеями единства человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека.
Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и общественной жизни и ищут выход из сложившегося положения в движениях «зеленых», «эзотериков», в поиски новой нравственности (новый интерес к Вальдорфской педагогике). Эти и иные движения, например, за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальные эксперименты неомодернистов, йоги, каратэ, разные формы сектанской и иной медитации, зомбирования и т. п.) — все это очередные ростки и очаги вечно «новой» и «альтернативной» мировой культуры, культивируемой и навязываемой из вне.
Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека, складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации.
Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой стороны — интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий.
Последнее предполагает рефлексию и критический анализ кризиса сложившегося типа человека формирование требований, предъявляемых к человеку со стороны складывающейся новой культуры, разработку новых идей знаковых и символических средств, новых принципов новых представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования и т. д.
Если практическая реализация новых форм жизни и интеллектуальное обеспечение окажутся эффективными, жизненными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого "постновоевропейского" (по Н Бердяеву "новосредневекового" или "мета исторического") человека.Этобудет человек с иной психикой и телесностью (новыми "органами" и "телами"), с иной духовностью и проблемами.
«Новоевропейская» личность из числа безнациональной биомассы этнических самоизгоев, а по Л. Гумелёву — ренегатов («Иванов, родства не помнящих не желающих знать») ), о которой мы привыкли слышать от иностранных граждан со страниц и с телеэкранов российских СМИ, или уйдет под «кожу», станет элементом, подосновой другого целого или добровольно-принудительно «отомрет» с ее чрезмерными потребностями, претензиями, эгоизмом и эгоцентризмом, враждебными любой традиционно-классической этнической культуре и их зарубежным узко этническим по самосознанию и бытию хозяевам.
В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональныхсхем решения культурных проблем на основе узкогрупповой этнокультурной агрессии в навязывании «своей» этнокультуры всем иным народам под лозунгом приобщения последних к вечным и, якобы, «общемировым ценностям».
Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения критический анализ собственных оснований действия и его границ, признание-чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включитьих в свою позицию и видение, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Новый тип социального действиявсе больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной коммуникации.