link5180 link5181 link5182 link5183 link5184 link5185 link5186 link5187 link5188 link5189 link5190 link5191 link5192 link5193 link5194 link5195 link5196 link5197 link5198 link5199 link5200 link5201 link5202 link5203 link5204 link5205 link5206 link5207 link5208 link5209 link5210 link5211 link5212 link5213 link5214 link5215 link5216 link5217 link5218 link5219 link5220 link5221 link5222 link5223 link5224 link5225 link5226 link5227 link5228 link5229 link5230 link5231 link5232 link5233 link5234 link5235 link5236 link5237 link5238 link5239 link5240 link5241 link5242 link5243 link5244 link5245 link5246 link5247 link5248 link5249 link5250 link5251 link5252 link5253 link5254 link5255 link5256 link5257 link5258 link5259 link5260 link5261 link5262 link5263 link5264 link5265 link5266 link5267 link5268 link5269 link5270 link5271 link5272 link5273 link5274 link5275 link5276 link5277 link5278 link5279 link5280 link5281 link5282 link5283 link5284 link5285 link5286 link5287 link5288 link5289 link5290 link5291 link5292 link5293 link5294 link5295 link5296 link5297 link5298 link5299 link5300 link5301 link5302 link5303 link5304 link5305 link5306 link5307 link5308 link5309 link5310 link5311 link5312 link5313 link5314 link5315 link5316 link5317 link5318 link5319 link5320 link5321 link5322 link5323 link5324 link5325 link5326 link5327

Культурология (лекция 1.3)

Лекция 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ CO СМЕЖНЫМИ НАУКАМИ

Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотренииее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, со­циологией культуры культурной и социальной антро­пологией. Культурология в той форме, в которой она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда гуманитарных наук — ар­хеологии, этнографии, этнопсихологии, философии, социологии, искусствознания, политологии, права и иных. Каждая из этих наук не ставила перед собой задачу исследования культуры в целом, а изучение некоторых отдельныхее аспектов.

Археология рассматривает культуру как совокуп­ность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»). Вэтнографиипод культурой понимается специфический для опреде­ленного этноса комплекс обычаев верований, особен­ность труда и быта людей, и представители этой от­расли исторического знания исследуют эти аспекты культуры, полученные в ходе изучения истории культу­ры полученных в ходе изучения истории культуры, да­ют материал для описания конкретных исторических особенностей развития культуры.

В отличие от этих ис­торических наук культурология не просто фиксирует какие-то особенности, а использует их для выявления архетипов современной культуры и пониманияее как итога исторического развития. Культурология система­тизирует исторические факты, выявляет общие зако­номерности социокультурного процесса.

У культурологии также очень тесная связь сфило­софией культуры, философия культуры как составная часть философии исследует культуры в философском аспекте, то есть в рамках своего объекта, предмета и ха­рактерной для нее методологии. Философия является теоретической основой мировоззрения. И своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры проявляется в том, что исследование философией культуры носит мировоззренческий характер. В этих исследованиях проявилось своеобразие той или иной философской школы, течения, направления.

Фило­софские школы и течения акцентируют внимание на экзистенциальных проблемах человеческого бытия, а философия культуры, отражая человеческие ценности и человеческое отношение к миру, обращается к предельным смысловым основам бытия,рассматриваетвещи и весь мир в их человеческом ценностно-смысловом измерении. Философские школы и течения сосредотачивают свое внимание на проблеме познава­тельных отношении человека к миру (характеризуя пределы и возможности человеческого познания как такового и используемых в познании научных методов), а философия культуры стремится выявить своеобра­зие методов познания культуры в отличие от методов познания природы.

В связи с принципиальным различием методов ис­следования природы и культуры все науки были раз­делены на науки о природе и науки о культуре. культурфилософия приобрела самостоятельный статус. В рамках философии она исследует идеи культуры, цели культуры, принципы и предпосылки культуры, различные формы культуры с точки зрения их значения для человека, соответствия идеальным целям и ценностям культуры.

Философия культуры, при всем различии подходов к исследованию куль­туры, по отношению к различным наукам о культуре исполняет роль методологии. Фило­софская методология (т. К. Философия исследует чело­веческий смысл бытия) позволяет увидеть глубинные закономерности и перспективы бытия, которые не про­сматриваются средствами специальных наук о культу­ре. Таким образом, между философией культуры и культурологией в ее современном виде существуют тесные отношения: философия культуры нацелена на понимание куль­туры в контексте бытия (всеобщего), культурология же рассматривает культурув ее конкретных формах (осо­бенное) с опорой на определенный исторический и иной эмпирический материал.

Тесная связь существует у культурологии и ссоцио­логиейкультуры. Социология культуры изучает соци­альные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой дея­тельности, связанной с созданием, усвоением, сохра­нением и распространением идей культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отно­шения в обществе, между обществом и природой. Культурология же изучает взаимодействие не челове­ческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, ин­ститутов кодов технологий, идеологий и др.). В куль­турологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности — культуры.