Лекции по биологии: протисты, грибы, растения — Однодольные и двудольные растения
- Лекции по биологии: протисты, грибы, растения
- Грибы. Общая характеристика
- Растения. Особенности растительного организма
- Водоросли
- Высшие споровые растения. Сравнительная характеристика
- Семенные растения. Сравнительная характеристика особенностей размножения
- Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение
- Ткани высших растений
- Вегетативные органы цветковых растений. Корень
- Побег — стебель, лист
- Однодольные и двудольные растения
Однодольные и двудольные растения
Цветковые растения делят на два класса — двудольные и однодольные. Основные признаки класса двудольных:
• в зародыше семени две семядоли;
• корневая система, как правило, стержневая;
• рост стебля в толщину обеспечивается камбием (боковой меристемой);
• листья обычно с сетчатым жилкованием, исключение — подорожник;
• цветки имеют двойной околоцветник. Число компонентов цветка кратно пяти, иногда четырем;
• основные жизненные формы — деревья, травы, кустарники.
Признаки класса однодольных: в зародыше одна семядоля; мочковатая корневая система; стебель не растет в толщину, так как не имеет камбия; листья простые, с параллельным или дуговым жилкованием, исключение — вороний глаз; число компонентов цветка кратно трем; околоцветник простой.
Классы цветковых растений делятся на отделы, порядки, семейства, роды, виды.
Некоторые семейства, входящие в эти классы, представлены в таблице 5.
Семейство |
Жизненная форма |
Формула цветка |
Плод |
Представители |
Значение |
Сложноцветные |
Ч(5)Л5ТnП1-цветки трубчатые Ч(5)Л5ТnП1-цветки язычковые |
Семянка |
Подсолнечник, ромашка, астровые |
Пищевые, декоративные культуры, медоносы |
|
Пасленовые |
Травы |
Ч(6)Л(5)Т(5)П1 |
Ягода, коробочка |
Картофель, то маты, дурман, беле на |
Пищевые, кормовые, декоративные культу ры. Ядовитые растения применяются для приготовления лекарственных препаратов |
Бобовые |
Кустарники, травы |
ТЧ(5 )Л1+2+(2)Т(9)+1П1 |
Боб |
Горох посевной, клевер красный, люпин, фасоль, люцерна |
Кормовые и пищевые культуры, медоносы, сорняки |
Розоцветные |
Деревья, кустарники, травы |
Ч(5)Л5ТпПг ч5+5л5тпп1 |
Много- орешек, , костянка, яблоко, сложная костянка |
Вишня груша малина, абрикос, яблоня, шипов ник |
Декоративные, лекарственные растения, плодовые деревья |
Крестоцветные |
Травы |
Ч4Л4Т4+2П1 |
Стручок или стручочек |
Капуста, редька, редис, брюква |
Пищевые и кормовые культуры, медоносы, сорняки |
Лилейные |
Травы |
O3+3Т3+3П1 |
Ягода, коробочка |
Лук, чеснок, лилия, тюльпан |
Пищевые культуры, лекарственные, декоративные растения |
Злаковые |
Травы |
О2+2Т3П1 |
Зерновка |
Пшеница, рожь, рис, овес, кукуруза, бамбук, мятлик |
Хлебные и кормовые культуры, сорняки |
Культурные растения возникли в результате одомашнивания диких видов и последующей многовековой селекции. Основной вклад в теорию происхождения культурных растений внес Н.И. Вавилов. Он связал генетическое разнообразие растений с местами их происхождения. Вавилов выделил семь центров многообразия и происхождения культурных растений (сейчас считают, что их больше):
1) Южно-Азиатский (Индия, Индокитай, Индонезия) — рис, манго, баклажан, цитрусовые и др.;
2) Восточно-Азиатский (Центральный Китай, Япония, Корея) — просо, соя, гречиха, лук, яблоня, груша, чай и др.;
3) Юго-Западно-Азиатский (Средняя Азия, Закавказье) — рожь, бобы, горох, морковь, репа и др.;
4) Средиземноморский — маслины, капуста, свекла, овес, укроп, петрушка, тмин и др.;
5) Абиссинский, или Эфиопский, — сорго, твердая пшеница, ячмень, бананы, лен и др.;
6) Центральноамериканский (Мексика и острова Мексиканского залива) — кукуруза, фасоль, какао, тыква, перец, томат, подсолнечник и др.;
7) Южноамериканский — картофель, хина, табак, арахис, ананас, гевея (из которой получают каучук) и др.
Одомашнивание растений началось в этих районах. Затем они были расселены и акклиматизированы в других регионах Земли.
- << Назад
- Вперёд