link2812 link2813 link2814 link2815 link2816 link2817 link2818 link2819 link2820 link2821 link2822 link2823 link2824 link2825 link2826 link2827 link2828 link2829 link2830 link2831 link2832 link2833 link2834 link2835 link2836 link2837 link2838 link2839 link2840 link2841 link2842 link2843 link2844 link2845 link2846 link2847 link2848 link2849 link2850 link2851 link2852 link2853 link2854 link2855 link2856 link2857 link2858 link2859 link2860 link2861 link2862 link2863 link2864 link2865 link2866 link2867 link2868 link2869 link2870 link2871 link2872 link2873 link2874 link2875 link2876 link2877 link2878 link2879 link2880 link2881 link2882 link2883 link2884 link2885 link2886 link2887 link2888 link2889 link2890 link2891 link2892 link2893 link2894 link2895 link2896 link2897 link2898 link2899 link2900 link2901 link2902 link2903 link2904 link2905 link2906 link2907 link2908 link2909 link2910 link2911 link2912 link2913 link2914 link2915 link2916 link2917 link2918 link2919 link2920 link2921 link2922 link2923 link2924 link2925 link2926 link2927 link2928 link2929 link2930 link2931 link2932 link2933 link2934 link2935 link2936 link2937 link2938 link2939 link2940 link2941 link2942 link2943 link2944 link2945 link2946 link2947 link2948 link2949 link2950 link2951 link2952 link2953 link2954 link2955 link2956 link2957 link2958 link2959

Лекции по библиографоведению. Часть 2 — Библиографоведение как система научного знания

Библиографоведение как система научного знания.

Термином “библиографоведение” обозначается наука о библиографии. Долгое время различные теоретические, организационные и методические вопросы, возникавшие в ходе развития библиографической практики, решались самими библиографами-практиками, и объективной необходимости в формировании особой науки о библиографии не возникало. Затем, постепенно усложняясь, библиографическая практика начинает выделять и обособлять круг взаимосвязанных проблем, в решении которых она кровно заинтересована, но сделать это только своими силами не может. И в ответ на потребности библиографической практики возникает научная дисциплина, призванная разрабатывать выдвинутые практикой проблемы. Между практикой и возникшей на ее почве наукой сохраняется тесное взаимодействие, обеспечивающее их взаимное обогащение. Библиографоведение не может существовать и развиваться в отрыве от своего объекта, вне библиографической практики.

Вместе с тем, однажды появившись, библиографоведение, как и любая другая научная дисциплина, отделяется от своего объекта и начинает самостоятельную жизнь, сохраняя относительную независимость. В ее пределах начинают действовать свои внутринаучные законы, большую силу приобретают собственная логика развития научного знания, связь научных понятий и категорий, нацеленность на раскрытие закономерностей развития и функционирование объекта познания.

“Библиографоведение” как наука очень молода. Термин “библиографоведение” был предложен И.Г.Марковым в 1948 г., но получил признание и распространение лишь в 70-е годы ХХ в., зафиксирован в стандартах (ГОСТ 16448-70 “Библиография. Термины и определения” и ГОСТ 7.0-99 “Информационно-библиотечная деятельность, библиография”). Последний — ныне действующий и в нем дается такое определение:

“Библиографоведение — это научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию, методику, организацию библиографии”.

Как видим, дефиниция составлена путем перечисления разделов науки. Это так называемое “аспектное” деление библиографоведения как науки и в связи с этим в структуре библиографоведения различают несколько научных дисциплин: теория библиографии, история библиографии, методика библиографии, организация библиографической деятельности и в последние десятилетия выделяются еще методология и технология библиографии.

Все эти дисциплины выступают не только в качестве научных, но и учебных дисциплин, которые преподают в ВУЗах.

Центральное место в библиографоведении отводится теории и истории библиографии.

Теория библиографии — это научная дисциплина, которая образует “ядро” библиографоведения и исследует

– проблемы сущности библиографии как общественного явления и области деятельности;

– закономерности функционирования библиографии, принципы, функции, задачи;

– терминологию, определения основных понятий;

– классификацию различных библиографических явлений;

– структурирование библиографической деятельности; специфику отдельных библиографических явлений (процессов, средств, продуктов и т.п.) и их взаимосвязей;

– связь с другими сферами общественной жизни, место в системе информационных и социально-культурных коммуникаций.

Наиболее известными теоретиками библиографии являются российские ученые А.И.Барсук, О.П.Коршунов, Ю.С.Зубов, М.Г.Вохрышева, А.А.Гречихин, Н.А.Сляднева, В.А.Фокеев и др. Из белорусских ученых можно назвать имя профессора В.Е.Леончикова.

История библиографии относится к числу наиболее развитых библиографических дисциплин. Она изучает:

– происхождение и развитие библиографии с древнейших времен до наших дней;

– истоки и причины возникновения тех или иных библиографических явлений, их конкретно-историческую обусловленность;

– выявление ведущих тенденций развития библиографии на различных этапах;

– вклад видных библиографов в развитие библиографии.

В изучение истории библиографии наиболее значительный вклад внесли российские ученые Н.В.Здобнов, М.В.Машкова, К.Р.Симон, , Э.К.Беспалова, Б.А.Семеновкер. Из белорусских ученых — ?

Организация библиографии — раздел библиографоведения, который призван исследовать такие проблемы, как:

– управление и планирование в области библиографической деятельности;

– разработка принципов организации деятельности;

– создание рациональных схем организации библиографических служб в различных информационных центрах и библиотеках;

– управление персоналом библиографических отделов;

– организация проектной и инновационной деятельности в сфере библиографии.

Этот раздел разработан в наименьшей степени, отсутствуют фундаментальные исследования, публикации отражают локальный опыт и не поднимаются на уровень теоретических обобщений. Нередко данное обстоятельство объясняется тем, что библиография организационно не выделена в самостоятельную структуру, развивается в рамках других социальных институтов (библиотек, книжных палат, книжной торговли, музеев), что затрудняет ее исследование в организационном плане.

Между тем, в этих структурах часто функционируют библиографические отделы, они по разному называются, функции их варьируются в зависимости от специфики задач учреждения. С внедрением новых компьютерных технологий возникают новые организационные структуры, в задачи которых входит регламентирование всех технологических процессов по созданию библиографических баз данных и других работ по автоматизации библиографических процессов. Тем важнее изучение их деятельности в ракурсе организации и управления.

Методика библиографии — научная дисциплина о приемах, правилах, способах библиографической деятельности. Ее задачами являются:

– разработка приемов и правил осуществления различных процессов библиографической деятельности;

– составление нормативов на отдельные виды деятельности;

– рационализация поиска, хранения, распространения библиографической информации;

– разработка стандартов, унифицирующих библиографическую деятельность;

– обоснование методик деятельности в условиях гибридного сочетания традиционных и электронных средств деятельности;

– разработка критериев оценки качества и эффективности библиографической деятельности.

Различают общую и частную методики библиографии.

Общая методика занимается методическими проблемами на уровне, относящемся к библиографии в целом, выделяет и исследует черты общности и сходства в методических решениях, используемых в различных процессах библиографической деятельности.

Частная методика сосредотачивает внимание на различиях и разрабатывает методические приемы и правила, специфические для отдельных видов библиографии (научно-вспомогательной, рекомендательной и т.д.), процессов библиографической работы (методика библиографического поиска, аннотирования и т.п.), для составления библиографических пособий различных форм, типов, жанров и видов. Особое подразделение частной методики образует отраслевая методика, которая учитывает конкретную содержательную специфику и зависимость библиографирования и библиографического обслуживания в каждой отраслевой библиографии.

Наиболее разработанными являются методики библиографического описания (Р.С.Гиляровский, Т.А.Бахтурина и др.), библиографирования (М.А.Брискман, М.П.Бронштейн, С.С.Левина, С.А.Трубников, Ю.М.Тугов и др.), библиографического обслуживания (И.Г.Моргенштерн, И.Б.Теплицкая и др.).

В 80-е–90-е годы ХХ в. внимание исследователей привлечено к разработке технологических и методологических проблем библиографии и заявлено о необходимости оформления соответствующих научных и учебных дисциплин.

Технология библиографии — научная дисциплина, разрабатывающая технологический аспект библиографической деятельности. Технология предполагает разработку конкретных приемов, последовательности операций, алгоритмов, стратегий, которые способны привести оптимальным образом к получению нужных результатов (например, разработка технологических инструкций на традиционные и автоматизированные библиографические процессы).

Мысль о выделении в библиографоведении технологического раздела появилась в связи с распространением термина “информационные технологии”. В данном контексте важно четко разделить понятия “информационная технология” и “библиографическая технология”.

Информационная технология — это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Библиографическая технология — комплекс средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и использование библиографической информации.

Следует отметить, что границы между методикой и технологией библиографической работы весьма условны. Разработка методических норм и технологических процессов тесно взаимосвязаны. Например, правила библиографического описания является методическим документом и одновременно они определяют технологию процесса составления библиографической записи. В связи с эти М.Г.Вохрышева предлагает развивать библиографоведческую научную и учебную дисциплину как “методику и технологию библиографической деятельности”.

Методология библиографии. Этот раздел библиографоведения на современном этапе становится лидирующим. Ученые доказывают, что библиографоведение располагает собственным частнонаучным методом, который носит в то же время общенаучный характер — это библиографический метод. Его суть заключается в исследовании степени изученности научной проблемы, отраженной в различных источниках информации (например, степень цитированности источников и т.д.). Более подробно — в лекциях В.Е.Леончикова.

Мы рассмотрели “аспектное” направление дифференциации библиографоведения, которое изучает библиографоведение по таким аспектам, как теория, история, методика, организация, технология и методология.

Существует еще и второе направление дифференциации библиографоведения — “объектное”, связанное с выделением отдельных участков, результатов, процессов библиографической деятельности, которые исследуются библиографической наукой всесторонне, т.е. с теоретической, исторической и организационно-методической точек зрения. На этой основе формируются дисциплины частного библиографоведения (например, отраслевое библиографоведение, рекомендательное библиографоведение, методика библиографирования, методика библиографического обслуживания и т.п.).

Таким образом, общее библиографоведение — это совокупность научных дисциплин, каждая из которых в определенном аспекте изучает библиографию в целом. Частное библиографоведение состоит из дисциплин, многоаспектно рассматривающих определенные фрагменты библиографического целого. Т.е. библиографоведение можно представить как полидисциплинарный комплекс.

 

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 2