Экономическая социология – монетарное поведение

МОНЕТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

По мнению Ф. Хайека, деньги, которые мы ежедневно пускаем в ход, остаются объектом самых безрассудных фантазий. Посвященная им литература огромна. О них, вероятно, написано больше, чем о чем бы то ни было другом. Функционирование денег так же, как языка и морали, представляет собой процесс спонтанного порядка, который труднее всего поддается адекватному теоретическому объяснению и остается предметом серьезных разногласий между специалистами. Но даже некоторые профессиональные исследователи не соглашаются с той простой истиной, что ряд подробностей неизбежно ускользает от нашего восприятия, и что сложность целого (денег) вынуждает нас довольствоваться описанием спонтанно формирующихся абстрактных схем, описанием, хотя и проливающим свет на изучаемое, но все же не дающим возможности предсказать какой-либо конкретный результат .

 

Эти слова весьма символичны, и потому на сегодняшний день универсальной и общепринятой всеми специалистами концепции денег не разработано. Достаточно обратить внимание на существование множества определений денег, чтобы убедиться в этом .

 

Определения денег в экономической теории позволяют использовать их в качестве теоретического инструмента социологического анализа монетарного поведения. В то же время постулирование онтологического статуса универсальности денег как абстрактного принципа (Г. Зиммель) должно быть подтверждено теми социологическими условиями, которые делают этот статус действительно возможным. В противном случае включение денег в социологические теории, например, в работах Т. Парсонса и Ю. Хабермаса, малопродуктивно и приводит к результатам, которые являются негибкими в отношении эмпирического анализа .

Отметим, что нашей задачей не является изучение денег как экономического феномена. Однако мы должны, хотя и достаточно кратко, рассмотреть их основные особенности, чтобы затем применить к ним социологические и, прежде всего, поведенческие методы интерпретации.

Наиболее адекватную нашим задачам характеристику денег дает Ф. Хайек, поскольку она позволяет охватить большую часть программ и моделей монетарного поведения и не запутывает в массе специальных функций, которые выполняют деньги.

 

По Хайеку, деньги – самый абстрактный из всех экономических институтов, через который опосредуются самые общие, косвенные, отдаленные и чувственно не воспринимаемые последствия индивидуальных действий. С их помощью осуществляется замещение конкретно и чувственно воспринимаемого абстрактными понятиями, в которых сформулированы правила, руководящие экономической деятельностью. Они делают возможным расширенный порядок человеческого сотрудничества и осуществления всех расчетов в единицах рыночных ценностей . В сферу их регулирующего и рационирующего действия попадают все люди, независимо от возраста, пола, национальности, статуса и рода занятий. Деньги приводят к общему знаменателю, соизмеряют в процессе социально-экономического обмена множество шкал индивидуальных ценностей отдельных людей и делают возможным их взаимодействие, связанное, прежде всего, с переводом ценностей, ранжированных по индивидуальным шкалам, в универсальные и всем понятные ценовые масштабы, выраженные в деньгах.

Деньги обеспечивают координацию усилий миллионов людей в разных ситуациях, с разной собственностью и разными желаниями, имеющих доступ к разной информации о средствах достижения целей, знающих мало или не знающих ничего о конкретных потребностях друг друга .

Эта блестящая характеристика института денег демонстрирует его универсальные возможности и всеобъемлющую функциональную способность рационировать и рационализировать человеческие действия самого различного класса и порядка. Он позволяет соотносить эти действия с ценовыми масштабами рыночного обмена и дозировать намерения, вожделения и потребности людей в соответствии с их реальными затратами, доходами и бюджетными ограничениями.

 

Никем не придуманный институт денег – результат развития спонтанного рыночного порядка, появившийся в процессе его эволюции, отпочковавшийся на определенном этапе от конкретно-чувственных форм социального взаимодействия и превратившийся в абстрактную систему правил, регулирующих ценовой и численный масштабы обмена между людьми. Он выполняет множество функций, осязаемых (видимых) и еще больше неосязаемых, превращающих дискретные действия миллионов людей, обменивающихся экономическими ценностями, в целостную регулятивную систему. Последняя обеспечивает (при определенных условиях) порядок дистрибутивных отношений между ними и синхронизацию их несоизмеримых субъективных интересов, целей и потребностей. Таким образом, институт денег как фактор экономического обмена, или, точнее, денежно-финансовая его основа, алгоритмизирует оборот экономических ресурсов и является непременным условием для непрерывности, интеграции экономики и ее производительности .

 

Деньги являются основой калькуляции всех экономических действий. Это то, чем руководствуется человек, принимая участие в социальной системе разделения труда, компас человека, погрузившегося в производство, предмет действий предпринимателя, база коммерческих прогнозов. Денежный подсчет – главный двигатель планирования и действия в нашей количественной и исчисляемой цивилизации .

Весьма краткое, но очень четкое объяснение развития одной ипостаси денег как совершенного вида ценных бумаг дает Дж. Хикс. На ранних стадиях развития общества деньги, которые только и характеризовались высшим качеством, были каким-либо материальным товаром длительного пользования, и по этой причине нелегко было различить спрос на товар как на деньги и спрос на него как на потребительское благо длительного пользования или даже понять, что может означать спрос на деньги как на деньги. Но как только некоторого рода обещания об уплате денег распространились настолько широко, что стали совершенными заменителями первоначальных денег, и им, наряду с первоначальными деньгами, стали приписывать высшее качество, стало ясно, что чисто денежный спрос приобрел независимое существование. Кончилась зародышевая стадия денег как потребительского блага длительного пользования – они превратились в истинные деньги, которые являются ничем иным, как самым совершенным видом ценных бумаг .

В этом описании фиксируется одна из самых существенных функций денег, которая очень мало анализируется, а принимается как очевидная, не требующая специального рассмотрения. Это – универсальность денег как обязательства, которое гарантирует их фидуционарность (доверие к ним) и, соответственно этому, – возможность их обращения как платежного средства.

То есть возникает ситуация, когда некий носитель некоего качества (в данном случае стоимости), физически им не обладающий, символически становится «представителем» того (как правило, государства), кто обеспечивает их ценность как универсального средства обмена и всеобщей покупательной способности. И хотя и во времени, и в пространстве эти обязательства ограничены и не всегда устойчивы, они гарантируют реальную возможность операций обмена для огромного числа людей, проживающих на той территории, где эти обязательства выполняются. Иначе говоря, конкретные физические носители функций денег (денежные знаки) являются экономически релевантной формой выражения социальных коммуникаций. Они обеспечивают институционализацию и формализацию, смысловое единство и надежность экономического обмена, являясь гарантом и социально-нормативным условием выполнения обязательств между людьми .

Говоря о неустойчивости денег, мы имеем в виду колебания их покупательной способности в силу различных обстоятельств. Ценность денежной единицы не является стабильной величиной и по своим свойствам не приближается к идеальным единицам вроде длины или веса.

На свойствах денег как обязательства и гаранта ценности (в данном случае не важно, кто эти обязательства обеспечивает) вырастает целая цепочка заменителей, «менее совершенных денег» (различного рода ценных бумаг и иных инструментов). Она делает возможным существование сложнейшего финансово-инвестиционного института (а точнее, сети финансово-инвестиционных институтов). Этот институт гибко оперирует различного рода обязательствами с целью постоянного перераспределения капиталов, которые за ними (обязательствами) стоят, от тех, кто ими обладает, к тем, кто в них нуждается.

Таким образом, в структуре экономического поведения деньги занимают одно из ведущих мест. Они определяют реальные возможности социальных субъектов и варианты тех альтернатив, которые последние выбирают и реализуют, включаясь в различные сектора экономики. Деньги, или в более широком смысле кредитно-финансовые ресурсы регулируют и детерминируют векторы свободы поведения практически всех субъектов.

Деньги – важнейший фактор и универсальное средство социально-экономического обмена. Без денег невозможна реализация основных моделей экономического поведения, а если и возможна, то в весьма ограниченных пределах. В условиях современной рыночной, да и не только рыночной экономики деньги являются транзитным средством обращения и обмена товарными и иными ресурсами. Обладатель денег (номинальный или реальный) может присваивать (приобретать) любые экономические блага, соизмерять их количество и качество, сравнивать ценность (полезность) этих благ, устанавливать равновесие между своими потребностями и возможностями по их удовлетворению.

Короче говоря, деньги являются универсальным средством включения множества экономических субъектов в систему рыночного обмена и обеспечивают стандартизацию (единообразие) мотивов их поведения, являясь расчетно-аналитической и нормативной базой взаимообмена выгодами и обязательствами .

 

You are here: Главная Социология Экономическая социология – монетарное поведение