История педагогики (Лекция №12 - Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 годах)

1. Задачи культурной революции и новые принципы создания советской системы образования в 1917 – 1930 годах.

 

 

1. Февральская революция 1917 года в России дала толчок развитию общественно-педагогического движения в России. Русская общественность активно включилась в поиск новых путей создания демократической школы. В 1905 году был создан «Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования», целью которого была борьба за политические свободы и демократизацию народного образования. В 1908 году союз прекратил свою деятельность и возобновил ее в 1917 году как «Всероссийский учительский союз» (ВУС).

 

В 1917 году свершились революционные преобразования не только в политической и экономической жизни страны, но и в педагогике, школьной системе и культуре в целом. Изменялись цели и содержание воспитания, определяемые партийно-государственными органами, была полностью ликвидирована вся старая система учебных и воспитательных заведений, отвергнута прежняя педагогическая теория.

В конце 1917 года была организована Государственная комиссия по просвещению, которая выполняла функции Министерства просвещения. Новое советское государство в 1917 – 1918 годах издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Основные принципы единой трудовой школы» (1918), «Декларация о дошкольном воспитании» (1920) и др.

На основании этих документов:

- упразднялись все имевшиеся к тому времени типы учебно-воспитательных заведений;

- школа отделялась от церкви, в школе запрещалось преподавать религию, воспитание и школа стали носить светский характер;

- отменялись сословные, религиозные, национальные и другие ограничения в получении образования и провозглашалось право всех граждан на образование;

- предоставлялось право всем народам России создавать национальные школы на родном языке;

- вводилось совместное обучение мальчиков и девочек;

- создавалось государственная система дошкольного образования;

- общее руководство школьным делом переходило в ведение Государственной комиссии по просвещению, она была обязана созывать Всероссийские съезды по просвещению.

Основными задачами культурной революции было:

- ликвидация безграмотности,

- осуществление всеобщего обязательного образования,

- перевоспитание трудовых масс в духе коммунистических идей;

- подготовка новой советской интеллигенции,

- формирование новой социалистической культуры и приобщение к ней широких народных масс.

 

You are here: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №12 - Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 годах)