Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

В буквальном переводе с греческого «педагогика» означает «детоводство» или «дитяведение».

В настоящее время термин «педагогика» имеет несколько значений. Им обозначают различные идеи, взгляды на воспитание, обучение, обра­зование; область науки, связанную с исследованиями в воспитании, обу­чении, образовании; учебную дисциплину в содержании среднего, выс­шего и послевузовского профессионального образования.

Следует различать житейские и научные педагогические знания, ко­торыми обеспечивается потребность общества в воспитании и обучении подрастающего поколения. Первые основаны на практическом опыте, закрепленном позднее в пословицах, поговорках, сказках, передающихся от одного поколения к другому. Научные знания, в отличие от житей­ских, обобщают разрозненные факты, устанавливают причинные связи между явлениями. Однако эти формы знания взаимосвязаны, и житей­ские знания до сих пор являются основой научного педагогического зна­ния.

В определении места педагогики в системе научного знания утверди­лись три точки зрения:

1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педа­гогики своей области исследования;

2) педагогика - прикладная дисциплина. Ее назначением является ис­пользование данных других наук (психологии» социологии, естествозна­ния и др.) для решения задач воспитания, обучения или образования. В этом случае педагогика - это свод разрозненных представлений об от­дельных сторонах педагогических явлений.

3) педагогика - это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Данная точка зрения, аргументирован­ная в работах В. В. Краевского, является продуктивной для науки и прак­тики, так как открывает возможности научного осмысления вопросов 

воспитания, обучения и образования.

Опираясь на последнюю точку зрения, необходимо уточнить объект и предмет педагогики.

Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирова­на А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педа­гогики является «педагогический факт (явление)». Современные исследо­вания уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления дейст­вительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления полу­чили название образования» [Сластенин]. Таким образом, объектом педа­гогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.

Однако образование - многоаспектное явление и поэтому его изучают разные науки. Так, философия рассматривает вопросы о целях и предна­значении образования в современном мире. Социология выясняет соот­ветствие системы образования требованиям научно-технического про­гресса и социальным преобразованиям. Педагогика, в отличие от данных наук, рассматривает сущностные аспекты образования. Поэтому предме­том педагогики является образование как реальный целостный педагоги­ческий процесс, целенаправленно организуемый в специальных социаль­ных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). [Сластенин].

Уточнив объект и предмет педагогики, можно дать более полное оп­ределение педагогики как науки.

Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тен­денции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни.

Исходя из предмета, учеными выделяются теоретическая и техноло­гическая функции педагогики как науки. Теоретическая функция включа­ет описание, объяснение и прогнозирование педагогических явлений, технологическая или практическая - разработку учебных планов, про­грамм, их внедрение в реальный педагогический процесс и оценку ре­зультатов. Данные функции взаимосвязаны, обеспечивая единство педа­гогической теории и практики. 

You are here: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)