курсы егэ по русскому языку курсы егэ по математике курсы егэ по английскому языку курсы егэ по химии курсы егэ по биологии курсы егэ по обществознанию курсы егэ по истории курсы егэ по физике курсы егэ по информатике курсы егэ по географии курсы егэ по литературе подготовка к огэ по русскому языку подготовка к огэ по математике подготовка к огэ по английскому языку подготовка к огэ по химии подготовка к огэ по биологии подготовка к огэ по обществознанию подготовка к огэ по истории подготовка к огэ по физике подготовка к огэ по информатике подготовка к огэ по географии подготовка к егэ подготовка к егэ 2017 подготовка к егэ репетитор подготовка к егэ и гиа подготовка к егэ в спбкурсы егэ по русскому языку курсы егэ по математике курсы егэ по английскому языку курсы егэ по химии курсы егэ по биологии курсы егэ по обществознанию курсы егэ по истории курсы егэ по физике курсы егэ по информатике курсы егэ по географии курсы егэ по литературе подготовка к огэ по русскому языку подготовка к огэ по математике подготовка к огэ по английскому языку подготовка к огэ по химии подготовка к огэ по биологии подготовка к огэ по обществознанию подготовка к огэ по истории подготовка к огэ по физике подготовка к огэ по информатике подготовка к огэ по географии подготовка к егэ подготовка к егэ 2017 подготовка к егэ репетитор подготовка к егэ и гиа подготовка к егэ в спб

Этика деловых отношений. Часть 1

Природа и сущность этики деловых отношений

 

 Сущность этики деловых отношений

Под этикой в широком смысле понимается система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Со­ответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нор­мах и правилах поведения, этические нормы служебных отноше­ний имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обуча­ющих программ в системе вузовской и послевузовской подготов­ки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и дело­вой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся так­же в некоторые школьные программы, в систему среднего специ­ального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной кар­точкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внеш­ний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в даль­нейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотно­шения.

Использование норм и правил этики деловых отношений вос­принимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навы­ками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также от­работаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.

Необходимо отметить, что указанный подход следует распро­странить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотноше­ниях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведен­ного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: ка­кого отношения к себе мы хотим?

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знаком­ства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывает­ся в первые моменты встречи. Существенную роль при этом иг­рает внешний облик человека, его соответствие ситуации, что де­монстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека чело­веку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в по­вседневной, так и в деловой жизни.

Для установления приятных и полезных деловых взаимоотно­шений необходимо уметь заинтересовать человека своими четки­ми и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущ­ности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специ­альных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Дости­жение результата беседы, причем в уважительной форме, являет­ся важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

Проведение любых бесед подводит к необходимости высказы­вания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и вы­сказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критичес­ких замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, кото­рые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

Итак, практически все направления деловой этики имеют пра­вила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести ува­жение чувства собственного достоинства и личного статуса дру­гого человека, понимание интересов и мотивов поведения окру­жающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

 

You are here: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 1